Сравните волокна. Не разбрызган
В условиях постоянно растущего потока информации и развития электронных продуктов современным людям, особенно пользователям Zoom, сложно сосредоточиться. Это мешает учащимся начальных и средних школ, а также тем, кто «родился с телефоном в руке», хорошо учиться, в том числе успешно сдавать экзамены и зачеты. Сейчас, в активный период ЕГЭ и студенческих конференций, доцент кафедры социологии и политологии Пермского политеха, кандидат психологических наук Ольга Юрьева объясняет, почему нарушается концентрация внимания, почему люди садятся во время просмотра фильмов и в то же время в социальных сетях, что такое монтажное мышление, в чем его польза, почему молодое поколение более внушаемо, но менее эмоционально опытно.
Из-за чего может нарушаться концентрация внимания?
— Любое нарушение здесь — признак неблагополучия, проблем с работой мозга. По мнению Ольги Юрьевой, причин этому много: плохое самочувствие, утомляемость, стрессы и даже выполнение однообразных, однообразных действий может стать причиной отсутствия концентрации внимания.
В психиатрии существует специальный термин «невнимательность», обозначающий состояние, при котором процессы внимания вообще заторможены. Опухоли головного мозга и другие травмы головного мозга также могут вызывать проблемы с концентрацией внимания.
Рассеянное внимание — в чем причина?
Существует несколько видов рассеянности. Например, истинная невнимательность, когда человек не может сосредоточиться на чем-то конкретном, его мысли и чувства затуманены, и у него нет интереса к происходящему. Это состояние еще называют коллапсом.
Существует также мнимая рассеянность — результат глубокой погруженности человека в свои мысли и размышления («Рассеянный профессор»).
Есть также студенты, которым трудно сосредоточиться, что является основной причиной СДВГ. В этом случае внимание ребенка будет бессознательно переключаться с одного предмета на другой вместо того, чтобы фиксироваться на чем-то одном.
Почему многим нужно за просмотром фильма сидеть в соцсетях, заниматься домашними делами?
——С одной стороны, время за просмотром фильмов можно использовать для профессиональной работы и совмещения «бизнеса и развлечений». В большинстве случаев этот выбор осознанный, особенно если фильм «среднего» качества. С другой стороны, это может быть примером так называемого информационного серфинга, при котором человек учится на яркой информации, быстро вырабатывая дофамин (нейромедиатор, химическое вещество, вырабатываемое нашим мозгом, когда мы сталкиваемся с чем-то приятным). Получайте удовольствие от стимуляции. Ольга Юрьева поясняет, что это перелистывание информации стало привычкой и пристрастием современных людей.
Как восстановить концентрацию внимания?
В этом могут помочь физическая активность (время для упражнений) или перерывы в работе. Благодаря физическим упражнениям увеличивается содержание кислорода в крови и увеличивается приток крови к мозгу, тем самым улучшаются связи между нейронами.
Кроме того, вы можете развивать осознанность посредством практики. Например, выделите и ограничьте стимулирующее поведение, которое нас отвлекает. Проанализируйте уровень комфорта вашего рабочего пространства. Существуют также специальные занятия по обращению внимания на окружающие нас предметы, звуки и запахи.
Что такое клиповое мышление?
— Монтажное мышление — это, как правило, метод получения и восприятия информации через яркие, ассоциативные и эмоциональные фрагменты, которые быстро заменяются друг другом и не связаны друг с другом. В результате нет времени обрабатывать информацию, анализировать ее и формировать долговременную память. Монтажное мышление фрагментарно и краткосрочно. У человека нарушена способность устанавливать логические связи между наблюдаемыми явлениями и объектами", - пояснили ученые из Пермского политехнического института.
Крипов выступал против концептуального (теоретического, символического, критического) мышления, которое основано на возможности глубокого и детального анализа внутренних причинно-следственных связей, логических связей при принятии любого решения.
Обладатели редакторского мышления – молодое поколение, родившееся после 2001 года. Они с детства знакомы с Интернетом, социальными сетями и гаджетами.
Почему люди воспринимают мир фрагментарно?
Редактирование мышления является результатом объективных изменений в современном мире. Исследователь Борис Фрумкин обнаружил несколько факторов, повлиявших на его формирование: во-первых, возросший поток информации и ускоренный темп жизни, во-вторых, потребность в новейшей информации и ускоренном обновлении, в-третьих, многообразие поступающей информации, в-четвёртых, многозадачность человека; То есть количество выполняемых одновременно задач увеличивается.
—— Согласно цивилизационной теории Маршалла Маклюэна, Интернет и социальные сети сформировали многогранное восприятие мира современными людьми. Он становится многозадачным, учится быстро переключаться между простыми и часто повторяющимися действиями, не требующими особого внимания.
Обратите внимание: Как повысить эффективность: навесное оборудование для мотоблока.
В результате расплатой за многозадачность становится рассеянность и несосредоточенность. – объясняет Ольга Юрьева.Люди с клиповым мышлением хуже обучаются?
Психологические исследования в разных странах показывают, что познание современных детей претерпело серьезные изменения. Коэффициент усвоения знаний резко снизился. Однако этот факт не свидетельствует о психологической неполноценности современных учащихся и школьников начальных и средних классов. Это лишь подчеркивает актуальность разработки новых технологий обучения и методов обучения для представителей интернет-поколения.
Как можно адаптировать процесс обучения?
Например, используйте интерактивные методы и чередуйте занятия на уроке (сначала читайте, затем обсуждайте, затем делайте и т д.). Информация должна подаваться небольшими порциями, чередуя аудио-, видеоматериал и текст. Для повышения осознанности процесса обучения усвоение материала необходимо контролировать после каждого фрагмента информации.
С какими трудностями сталкиваются люди клипового мышления, например, зуммеры?
— Они предпочитают видеоинформацию книгам и тексту. Им не нужно запоминать необходимую информацию, главное знать «путь к информации». Исследователи уже обсуждают цифровую амнезию, когда человек забывает, что хранится в его телефоне: цифры, важные заметки и т д., а переключение внимания на кратковременную память может привести к сбоям в способности ставить цели и планировать. Они склонны оставлять работу незавершенной. Психологи ПНИПУ говорят, что они способны быстро воспринимать информацию, но с трудом ее анализируют.
У этих людей более низкий уровень творческого мышления. Способность обрабатывать большие объемы разнородной информации без учета ее содержания может привести к стереотипам и импульсивности в принятии решений. Занимаясь умственной деятельностью, вы быстро устанете, ваша речь будет минимальной, а эмоции плохими.
Как связано клиповое мышление и снижение эмпатии?
Эти изменения также влияют на формирование личности подрастающего поколения. Дети, общаясь в виртуальной реальности, компьютерных играх и неконтролируемых видеопотоках, могут стать эмоционально глухими, потерять способность сопереживать и понимать чувства других и самих себя.
Повышается ли внушаемость?
—Редакционное мышление позволяет человеку обрабатывать большие объемы информации, но не дает возможности критически осмысливать полученную информацию. Исследователи отметили, что у них более низкий уровень рефлексии: они не думают и просто стараются усвоить много информации. Эти люди впитывают готовые образы и суждения, принимая на веру полученные установки без оглядки на их правильность и справедливость. Поэтому, поясняет Ольга Юрьева, более эффективными оказались приемы манипуляции, связанные с отсеканием носителей мысли.
А есть ли у клипового мышления плюсы?
Такие люди лучше адаптируются к огромному потоку информации, с которым они сталкиваются каждый день. Они способны мгновенно схватывать эту информацию, мгновенно реагировать на ее изменения и адаптироваться к меняющимся задачам. Они основаны на фактах и не вникают в суть вещей, способны найти множество решений и провести качественный анализ за достаточно короткий промежуток времени.
Эти функции подойдут, например, в профессиональных областях, связанных с быстрым реагированием и высокой динамикой: менеджмент, творчество (дизайн), маркетинг (например, создание визуально привлекательного контента) и т д.
Можно ли начать мыслить по-другому?
Чтобы избавиться от клипового мышления, следует работать над развитием концентрации внимания, критического и творческого мышления. Развивайте свою презентацию и учитесь правильно выражать и выражать свои мысли (в этом плане очень полезны курсы актерского мастерства).
— Для развития концентрации можно использовать приемы и приемы тайм-менеджмента, такие как «Техника Помидора»: 25 минут работаем, читаем, смотрим, не отвлекаясь, а затем 5 минут отдыхаем. Эксперты Пермского политехнического института советуют для развития критичности и креативности можно использовать парадоксальный метод Михаила Казиника, при котором для любого факта или явления мы ищем противоречия и анализируем обе позиции.
Вот еще несколько советов для развития критического и творческого мышления: подвергайте все сомнению, обсуждайте с друзьями и семьей и попадайте в необычные ситуации. Обязательно читайте разнообразные книги (художественные и научно-популярные).
Можно ли уберечь ребенка от клипового мышления?
«При таком мышлении наш мозг адаптируется к огромному потоку информации. В наше время гаджеты тоже являются неотъемлемой частью современности. Но правила использования мобильных телефонов и других гаджетов должны обсуждаться, например, в каждой семье. Взрослые и дети сидят за столом без мобильных телефонов, - объясняет Ольга Юрьева, - или стоит ввести "час тишины" - отдых от электронных устройств, например, при чтении книги.
[Мой] Научный психолог, клип «Концентрация мышления», длинный пост 6Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.
Источник статьи: В Пермском Политехе рассказали, как повысить концентрацию внимания и обучаемость зумерам.
- Ведение ночной деятельности без освещения обычно предполагает ношение специальных оптических приборов, которые улавливают инфракрасное излучение или способны усиливать слабую освещенность окружающего пространства
- Ведущий канадский ученый заявил, что органы здравоохранения Нью-Брансуика (Канада) запретили ему продолжать исследования загадочной болезни мозга, которая свирепствует в этом регионе