Насколько достоверны события, изображенные в фильме «Титаник» с Леонардо Ди Каприо в главной роли? Хорошо ли они осознавали катастрофу Российской империи? Почему на лайнере не хватило лодок, чтобы перевезти всех пассажиров?Кто виноват в столкновении с айсбергом, капитан Эдвард Смит? "Непотопляемая Молли Браун", капитан лодки. Что не так с историей о женщине, которая заставила утонуть люди развернулись и вытащили их? Эту историю рассказывает исследователь морских катастроф и писатель Евгений Несмеянов.
В 1997 году на экраны мира вышел фильм «Титаник» с Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет в главных ролях. Правильно ли я понимаю, что интерес к смерти Райнера возник именно из-за фильма, или история этого корабля была популярна еще до выхода фильма?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Многие считают, что да, широкая публика узнала о «Титанике» благодаря блокбастеру Джеймса Кэмерона. У меня, например, другая история, но я заинтересовался этой темой еще до выхода фильма. Я был подростком, а это целевая аудитория этого фильма, поэтому сам фильм произвел на меня огромное впечатление.
Для России, да и для Америки фильм 1997 года стал особенным событием. Потому что никто никогда не видел фильма такого масштаба на большом экране с таким мощным звуком. Конечно, это была сенсация. Люди, далекие от истории ХХ века, тоже были в восторге и с радостью покупали кружки, чашки, календари, футболки, рюкзаки и т д со словом «Титаник».
Кстати, в книге Халеда Хоссейни «Тысяча сияющих солнц», которую я недавно прочитал, была строчка: «Весь Кабул был в восторге от Титаника». Вскоре ковры и скатерти «Титаника» продавались на тележках блошиного рынка, а также дезодорант «Титаник», зубная паста «Титаник», пакора «Титаник» и даже паранджа «Титаник». Некоторые особенно сообразительные нищие называли себя «Титаниками». Родился город Титаник».
Да, именно это и произошло. Фильм приобрел огромное количество поклонников, и повсюду продавались разнообразные товары на тему фильма.
Но сейчас, спустя 25 лет после выхода фильма, пришло время отделить «зерна» от «мякины» и определить, возник ли у Райнера интерес к смерти из-за фильма или из-за него. Это уже возможно. Был ли фильм «успешным» из-за темы тонущего Титаника. Неудивительно, что фильмы о «Титанике» снимались до 1997 года, в том числе и в Голливуде. Эти фильмы были довольно масштабными и коммерчески успешными для своего времени, что, в свою очередь, стимулировало зрительский интерес к истории.
Можем ли мы доверять фильму Ди Каприо, или он имеет мало общего с реальной историей Райнера?
Изначально фильм 1997 года позиционировался как весьма достоверный и исторически достоверный. Режиссер фильма Джеймс Кэмерон буквально пообещал перенести зрителей на машине времени в 1912 год и показать, как все происходило на самом деле. Понятно, что это было чисто маркетинговое замечание, и даже в 2012 году, к 100-летию катастрофы, Кэмерон все же признал, что некоторые моменты в его фильме показаны не совсем корректно. Я думаю, что на эту оценку было потрачено много усилий.
У фильма огромная и, к сожалению, порой очень агрессивная база поклонников по всему миру. Я стараюсь дистанцироваться как от наших фанатов, так и от иностранных фанатов. Чтобы вызвать подстрекательство, некоторые серьезные и уважаемые эксперты больше заинтересованы в оправдании и поддержке ошибок и заблуждений фильма, а также в сохранении своего культа, чем в поисках истины. Этого и следовало ожидать, когда речь идет об исторических консультантах Кэмерона и других лицах, которые так или иначе участвовали в создании фильма.
При этом я должен честно отметить, что даже в конце 1990-х годов, когда этот фильм только вышел на экраны и триумфально показывался в кинотеатрах всего мира, уже было немало ошибок и разного рода «провалов». Должно быть. Среди них был обнаружен».
Можете ли вы назвать мне какие-нибудь ошибки в фильме?
Есть британский исследователь по имени Пол Ли, который создал целый сайт, посвященный Титанику. А еще на своем сайте он рассказывает о десятках, а может быть, даже сотнях ошибок в фильме. Затем он подробно проанализировал эти ошибки.
В этом фильме есть как маленькие, так и большие ошибки. В целом, на мой взгляд, фильм 1997 года, как правило, до предела можно смотреть без особого "кровотечения из глаз". Но, к сожалению, крэк-сцена сводит на нет многое хорошее. В этот момент начинается строгая научная фантастика, где покоятся и физика, и история.
Можем ли мы еще услышать о неудачах премьер-министра Дэвида Кэмерона?
Знаете, есть знаменитая картина Кена Маршалла. На этой картине художник изображает лайнер, тонущий под углом 45 градусов перед точкой перелома. И, по собственному признанию Джеймса Кэмерона, он хотел воссоздать это изображение в своем фильме. Но даже в 1997 году эксперты знали, что углы разломов совсем другие.
Каков был угол перелома?
Эксперты Общества военно-морских архитекторов и военно-морских инженеров (SNAME) опубликовали в 1997 году обширную статью, доказывающую, что угол разрушения намного меньше — от 15 до 20 градусов. Эти данные были подтверждены новейшими исследованиями с некоторыми изменениями. Так что на самом деле Титаник затонул не так «зрелищно», как изображают в фильмах и картинах.
Эдварда Смита, капитана «Титаника», сейчас часто называют героем. Но разве он не виновен в гибели корабля?
Да, в последние десять лет капитаном Смитом стали восхищаться на Западе и даже в России. Существует целое сообщество фанатов, которое любит Эдварда Смита как образ. Он был очень представительен и любим пассажирами, особенно высшим светом... Он умел находить общий язык с богатыми людьми, и у него даже было прозвище «The». Капитан Миллионера».
Современные сторонники Смита повторяют то, что утверждали адвокаты капитана в 1912 году. Оба считают, что капитан действовал по совету начала прошлого века, когда столкнулся с айсбергом. И это правда – он вел себя, как многие капитаны того времени. А навигационная практика 1912 года означала, что в ясные звездные ночи корабли могли плыть на полной скорости даже сквозь лед. «Титаник» потерпел крушение именно на таком ответственном участке своего судоходного пути (это был один из завершающих этапов плавания, и корабль затонул недалеко от Канады). Эдвард Смит прекрасно знал, что в этой ледниковой зоне много айсбергов и что здесь раньше случались кораблекрушения, что делало ее знаменитым «кладбищем кораблей». И даже после «Титаника» корабли продолжали гибнуть от столкновений с плавучими льдами. Однако Смит решил пересечь этот коварный ледяной регион на полной скорости ночью. Позже, в ходе расследования катастрофы «Титаника», скажут, что это событие обогатило человечество новым опытом. Рискованное поведение в дикой природе значительно снизилось.
Однако в целом даже во времена Смита некоторые капитаны в опасных районах направлялись на юг, чтобы избежать столкновения с айсбергами. Однако Эдвард Смит не считал айсберги опасными он рискнул. И это оказалось неоправданным риском. В результате капитан потерпел поражение и корабль затонул.
На момент затопления на Титанике находилось более 2200 пассажиров. Почему на борту было так мало лодок?
По сегодняшним меркам, конечно, спасательных шлюпок было недостаточно. По современным стандартам около 70% пассажиров должны быть обеспечены спасательными шлюпками (остальные - спасательными плотами). Однако во времена «Титаника» все было иначе, и специалисты пересмотрели вопрос оснащения лодки только после гибели лайнера.
В общем, из-за таких заказов лодок было очень мало. Корабли должны были предоставлять лодки для одной трети, а иногда и четверти своих пассажиров. В то время считалось, что если на корабле будет водонепроницаемое помещение, пассажиры будут спасены. К сожалению, такая точка зрения оказалась ошибочной, что доказала гибель «Титаника».
Я слышал, что гибель лайнеров якобы предсказал американский писатель-фантаст Морган Робертсон это верно?
Да, катастрофа «Титаника» была, так сказать, предсказана в романе Моргана Робертсона «Тщетность». Робертсон написал книгу в конце XIX века, за 14 лет до кораблекрушения. После катастрофы все сразу вспомнили «Тщетность», рассказ быстро переиздали под новым названием «Тщетность, или Крушение Титана», и все бросились его читать. Забавно, что эту книгу переиздали с некоторыми дополнениями и правками, чтобы сделать ее еще более похожей на «Титаник.
Дело в том, что Робертсон ничего не «предсказал», он просто был знаком с практикой кораблестроения и мореплавания, и нетрудно было догадаться, к чему все приведет. Даже в конце 19 века люди понимали, что катастрофы вполне реальны.
Однако аварии происходили не только на «Титанике». Другой большой корабль, «Лузитания», также на большой скорости прошел по тем же льдам и, возможно, оказался на месте «Титаника». В результате, кстати, «Лузитания» все же потерпела крушение в результате торпедной атаки немецкой подводной лодки U-20 во время Первой мировой войны.
Если я правильно понимаю, на борт Титаника третьего класса поднялись малообеспеченные люди из разных стран, которые хотели начать новую жизнь в Америке. Были ли на борту подданные Российской империи?
Да, подданные Российской Империи действительно путешествовали третьим классом, в основном из Подмосковья. То есть никаких восточных славян на корабле не было. Речь идет о евреях, поляках и финнах. В то время все они считались подданными Российской империи и были записаны в список как «русские».
Обратите внимание: Титаник II спустят на воду в 2022 году.
Никого не интересовало, откуда прилетели пассажиры: из Москвы, Киева, Кракова или Нижнего Новгорода.Кстати, согласно последним исследованиям, третьим классом путешествовали и довольно состоятельные люди. Ведь не всем хотелось привлекать внимание и выставлять напоказ роскошь. Более того, условия на корабле третьего класса «Титаника» были не такими плохими, как, скажем, на пассажирском судне XIX века.
Разве это суеверие, что пассажирам третьего класса не разрешили сесть на корабль, чтобы в первую очередь спасти богатых пассажиров первого и второго класса?
Этот вопрос остается открытым. Выжившие пассажиры третьего класса заявили в прессе, что им действительно не дали доступа к спасательным шлюпкам. Но можем ли мы доверять газетным сообщениям?С другой стороны, тот факт, что только трое пассажиров третьего класса были допрошены в ходе следствия в качестве свидетелей, наводит на определенную мысль.
Кроме того, дизайн самого Титаника был дискриминационным. Лодка находилась на верхней палубе, рядом с каютой первого класса. Естественно, что в случае кораблекрушения первыми до лодки доберутся те, кому достаточно преодолеть всего один пролет.
Когда лайнер столкнулся с айсбергом, капитан приказал пропустить на борт всех женщин и детей, но по каким-то причинам эта информация не была передана третьему классу. А, по некоторым данным, им просто не разрешили стоять возле лодок. Выход охранялся и матросы не пускали пассажиров снизу на верхнюю палубу. Кстати, если вы посмотрите статистику, то увидите, что многие солдаты третьего класса и рядовые по каким-то причинам не были спасены.
В «Титанике» Джек, которого играет Леонардо Ди Каприо, решает добровольно утопиться, чтобы спасти своих близких. Возможно, в сломанной двери не хватило места для двоих. Как вы думаете, оба героя фильма были спасены?
Во-первых, эти завалы частично реальны. Действительно существует такой предмет, который выпал из зала ожидания первого класса и сейчас хранится в музее в Канаде.
Кэмерон признался, что сцена с Джеком и его девушкой на обломках была вдохновлена историей спасения китайского пассажира (кстати, недавно он снял фильм «Титаник» о китайских пассажирах).・Также вышла «Шесть»). Там был китаец, который перелез через часть двери и ждал спасательную шлюпку наверху. Однако сообщений об одновременном спасении двух человек из одного и того же места крушения не поступало. Однако есть свидетельства того, что некоторые обломки центральной лестницы могли быть выброшены на поверхность, и вполне вероятно, что в эти обломки попало много людей.
Пресс-секретарь Винн Уэйд заявил: «С точки зрения психологического воздействия на англоязычный мир крушение лайнера сравнимо с убийствами Авраама Линкольна или Джона Кеннеди»…
Уэйд — профессиональный психолог, и его очень интересовали подобные вопросы. Однако напомню, что на русский язык переводились и произведения другого автора, Уолтера Лорда. Книга Лорда о гибели Титаника «Последняя ночь» стала первой книгой о кораблекрушении, переведенной в Советском Союзе. Это был действительно бестселлер! «Итак, Лорд считал, что гибель «Титаника» стала событием, завершившим эдвардианский период в британской истории, или «Позолоченный век» в Америке. Ведь всего через два года началась Первая мировая война и мир изменился до неузнаваемости.
Кстати, эту точку зрения разделяли и некоторые выжившие пассажиры «Титаника». Это мнение вообще очень популярно в западных странах. А для нашей страны таким важным событием стало, пожалуй, столкновение сухогруза «Петр Васев» и пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» в Цемесской бухте. Это столкновение произошло в 1986 году и, по мнению некоторых, стало предвестником распада Советского Союза. Кстати, «Адмирала Нахимова» иногда называли «Титаником Советского Союза». Конечно, история там была по-своему драматичной.
В целом общество склонно рассматривать масштабные катастрофы, такие как Чернобыль, как некие вехи истории и переход к чему-то новому.
Были ли еще кораблекрушения с таким же количеством жертв до «Титаника?
Нет. На тот момент эта авария была самой крупной катастрофой на воде. Однако, учитывая вышеизложенные способы маневрирования корабля в сложных ледяных районах, столкновения, конечно, случались, но они не такая уж редкость.
Однако, хотя беспроводной телеграф был широко распространен уже во времена «Титаника», в XIX веке его еще не существовало. А корабли, покинувшие один порт и так и не прибывшие в другой порт, часто оказывались «необнаруженными». Никакой связи не было! Кораблекрушения иногда идентифицировались по надписям на бутылках или надписям, выцарапанным на обломках (хотя их достоверность сомнительна). Но обычно корабли бесследно исчезали, и публике оставалось только догадываться, что с ними произошло.
Мы наконец-то прибыли в Бермудский треугольник!
Ага! В течение 19 и 20 веков множество кораблекрушений произошло из-за столкновений с айсбергами. Действительно, жертв было не больше, чем на «Титанике».
Многие исследователи упускают из виду тот факт, что помимо крупных аварий произошло множество мелких аварий, не приведших к жертвам. В остальных случаях капитан и дежурный штурман совершали «горящие маневры» и чудом избегали столкновения с айсбергом. Это не считается несчастным случаем, поскольку никто не пострадал. Но с другой стороны, как говорят специалисты, «разумный капитан вообще не допустит опасного сближения с айсбергом».
Таких опасных ситуаций и мелких аварий было много, но на них никто не обращал внимания и в отчете не записывал. Корабль прибыл в порт – и это было здорово. Практика продолжалась. И на этой практике, к сожалению, действовал капитан Смит. Но он также был уверен, что командует современным кораблем. Его управляемость была ему знакома — Смит ранее управлял «Олимпиком», а также «Титаником». Но в конце концов огромный опыт сыграл с капитаном злую шутку.
Насколько я понимаю, мифы вокруг «Титаника» начали возникать практически сразу после затопления лайнера. Сначала появился миф о «Непотопляемой Молли Браун». Женщина якобы заставила капитана лодки развернуться и подобрать тонущих людей. Можете ли вы рассказать нам больше об этой истории?
Молли Браун так называли лишь спустя много лет после того, как затонул Титаник. Обычно ее звали Мэгги, Маргарет.
В фильме Кэмерона показано, как Молли якобы вступает в ссору с проводником лодки, пытаясь подобрать других тонущих людей. Однако сейчас многие исследователи сомневаются в достоверности этой истории. Возможно, Молли на самом деле вела себя не так героически. Ведь история о Молли известна лишь со слов одного очевидца, который был с ней на лодке.
Молли была суфражисткой и, вероятно, злилась, что ее не попросили дать показания. Она дала множество интервью и рассказала свою историю в газетах, но на официальное расследование ее никто не пригласил. Может быть, потому, что она была женщиной. Вероятно, потому, что никто не думал, что Молли может предоставить какую-либо ценную информацию. В результате, вполне вероятно, что Молли сама решила пересмотреть свою биографию и показаться более благосклонной.
Сразу ли в Российской Империи узнали о гибели «Титаника»?
да. Гибель Титаника широко освещалась в российских СМИ. Большинство газет опубликовало переводы британских и американских статей о лайнерах. К сожалению, в апреле и мае 1912 года подданные Российской империи читали слухи и ложь, распространяемые, в том числе, и зарубежными изданиями. В российских газетах были опубликованы целые колонки, посвященные гибели пассажирского судна. Наши соотечественники следили и были в курсе этих событий. Поэт Александр Блок записал в своем дневнике: «Вчера погиб Титаник, и я был невероятно счастлив (океан еще есть)». Довольно циничный пост. Николай II упомянул в своем письме «Титаник» в связи с тем, что на борту погиб Уильям Томас Стид, известный британский журналист, которого хорошо знали и любили в Российской империи. Он несколько раз посещал нашу страну и был известным российским патриотом и пацифистом.
В общем, об этой катастрофе было известно публике, и «Титаник» остался в памяти переехавших в Россию много лет спустя. Однако сразу после затопления в России началась Первая мировая война, произошли две революции, сменились режимы, был свергнут Николай II, и страна погрузилась в гражданскую войну. Конечно, эти события отодвинули Титаник на второй план.
Вопрос от Александра Соколова: Узнали ли мы что-нибудь новое о катастрофе «Титаника» благодаря новой технологии, которая сейчас исследует обломки знаменитого лайнера?
Обломки «Титаника» можно назвать настоящим полигоном для испытаний новых технологий. Это момент, когда увядшие технологии ушедшей эпохи встречаются с новейшими и наиболее совершенными образцами глубоководных зондов, киносъемочного и осветительного оборудования, а также робототехники. Конечно, здесь есть и рекламные моменты.
Многое из того, что мы знаем сегодня, например, обломки Титаника, — это, возможно, самое главное, благодаря автономному подводному аппарату, который просканировал всю заваленную обломками территорию в 2010 году. Нам удалось это выяснить. По научной значимости это исследование сравнимо с «открытием» местонахождения корабля в 1985 году.
Джеймс Кэмерон провёл невероятное количество исследований в период с 2001 по 2005 год, используя небольшие дистанционно управляемые транспортные средства для исследования внутренней части Титаника. Они были запущены с Мир-1 и 2 ГОА».
Была сформирована целая «индустрия» по изучению процесса биологического распада обломков «Титаника» и животных, обитавших там. Как видим, эти научные достижения уже выходят за рамки самой истории и иногда пересекаются с далекими от истории научными дисциплинами.
PS Хотите больше статей и интервью? Пожалуйста, поддержите нашу работу в Пикабу, пожертвовав все, что можете.
[моя]наука наука поп-ученый исследование видео на YouTube длинный пост Титаник 20Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.
Источник статьи: В реальности «Титаник» тонул не так «эффектно».