Ванкеля двигатель — роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, был изобретен в 1957 г. немецким конструктором Ф. Ванкелем (ФРГ). Ротор такого двигателя размещен внутри цилиндра, профиль которого выполнен по эпитрохоиде. (Примечание: эпитрохоида — от греч. epi — «на», «над» + trochoeides — «кругообразный» — кривая, описываемая точкой, жестко связанной с окружностью, которая катится по наружной стороне другой окружности.)
При этом ротор двигателя установлен так, что он может вращаться на эксцентриковом валу, и соединен жестко с зубчатым колесом. В свою очередь это колесо взаимодействует с другим колесом — неподвижным. Во время работы двигателя Ванкеля ротор с первым колесом обкатывается по второму колесу — неподвижному, при этом его грани скользят но поверхности цилиндра, отсекая переменные объемы камер.
Впуск рабочей смеси (бензиновой) осуществляется по специальному каналу, воспламенение смеси осуществляется от свечи зажигания, а выпуск обработанных газов происходит через другой канал. В двигателе Ванкеля обычно применяется трехгранный ротор, а отношение чисел зубьев колес подвижного (первого) и неподвижного (второго) подбирают в соотношении 3/2.