Карбюраторный двигатель — двигатель внутреннего сгорания, в котором приготовление горючей смеси осуществляется карбюратором.
Наибольшее применение находит четырехтактный карбюраторный двигатель, который используется в машиностроении. В четырехтактном карбюраторном двигателе различают:
1) такт впуска, во время которого происходит первый полуоборот коленчатого вала, перемещение поршня из крайнего верхнего положения в крайнее нижнее положение, поступление горючей смеси в цилиндр, при этом впускной клапан находится в открытом состоянии, а выпускной — в закрытом;
2) такт сжатия, во время которого происходит второй полуоборот коленчатого вала, перемещение поршня из крайнего нижнего положения в крайнее верхнее положение, рабочая смесь воспламеняется и сгорает, при этом впускной и выпускной клапаны находятся в закрытом состоянии;
3) такт расширения, во время которого происходит перемещение поршня из крайнего верхнего положения в крайнее нижнее положение, третий полуоборот коленчатого вала, при этом имеет место открытие выпускного клапана;
4) такт выпуска, во время которого происходит четвертый полуоборот коленчатого вала, перемещение поршня из крайнего нижнего положения в крайнее верхнее положение, при этом выпускной клапан находится в открытом состоянии.
Имеют место также двухтактные карбюраторные двигатели. В двухтактных карбюраторных двигателях различают:
1) такт сжатия, во время которого происходит перемещение поршня из крайнего нижнего положения в крайнее верхнее положение, горючая смесь из карбюратора поступает в кривошипную камеру;
2) такт рабочего хода, во время которого происходит воспламенение рабочей смеси, поршень перемещается из крайнего верхнего положения в крайнее нижнее положение, горючая смесь заполняет цилиндр, осуществляется продувка цилиндра от отработавших газов.
В настоящее время карбюраторные двигатели внутреннего сгорания находят широкое применение. Их устанавливают на катера, моторные лодки, автомобили, мотоциклы.