Имея велоавтотренажер, вы сможете дома (или в школе) тренироваться в велосипедной езде. Полотно импровизированной автодороги приводится в движение все теми же велосипедными педалями.
Здесь рассказывается об основных принципах работы тренажера; мелкие конструктивные особенности во многом зависят и от модели вашего велосипеда, и от имеющихся у вас материалов. Что касается места, где он будет стоять, то для дома, например, можно рекомендовать малогабаритную автоприставку, а для школы или кружка — побольше.
Тренажер состоит из двух самостоятельных узлов — велостанка и автоприставки. На рисунке приведены размеры велостанка (в миллиметрах); нет только длины и высоты. Длина L зависит от модели велосипеда, точнее — расстояния от задних перьев до каретки. Высота определяется диаметром колес. Так, для детского велосипеда «Орленок» она равна примерно 300 мм, а для взрослых дорожных и спортивных моделей — 340— 350 мм.
Велосипед устанавливается в прорези вертикально приваренных стоек и закрепляется гайками задней втулки. Кареткой же он опирается на полувтулку, приваренную к вершине трапециедальной рамы, и крепится хомутом.
Раму тренажера можно сварить из труб — водопроводных, газовых. Для того чтобы во время тренировки на велостанке можно было менять нагрузку — имитировать, скажем, подъем в гору, на раме, вернее — на приваренной к ней косынке, установлен тормоз-дозатор. Как он устроен и действует, видно из рисунка. Упомянем лишь о материалах, из которых его можно изготовить. Для дозатора потребуются стальные полосы сечением 25X6 мм (длина нижней заготовки примерно 220, а боковых — по 200 мм). Прижимной винт лучше всего выточить на токарном станке. При отсутствии такой возможности соберите его из резьбовой шпильки подходящего диаметра и шайбы диаметром примерно 25 мм (с насечкой). Стойки, на которых шарнирно закреплены боковины с роликами (их диаметр — 32—34 мм, толщина — 10 мм), проще всего изготовить из стальной полосы сечением 25X6X75 мм. Штифт, выполняющий функции шарнира, можно либо расклепать по краям, либо закрепить проволочными шплинтами.
Автоприставка собрана из деревянной рамы, ведущего и ведомого валов, автотрассы, механизма натяжения полотна автотрассы, поводка и фиксирующих крюков.
Для того чтобы автоприставка заработала, велосипедную цепь с задней звездочки перекидывают на шестерню ведущего вала. Переднее колесо снимают с велосипеда, а вместо него в вилке закрепляют поводок с моделью легкового автомобиля. Велосипедист вращает педали, автотрасса оживает, с ведущего вала вращение передается на ведомый вал и за счет силы трения приводит в движение полотно автодороги. Велосипедист, управляя рулем, следит, чтобы модель автомобиля не сошла с дороги.
Полотно автотрассы лучше всего сделать из эластичной прорезиненной ткани, например детской клеенки. Ведомый вал и вал механизма натяжения полотна нужно обклеить тонкой резиной — для лучшего сцепления. Если этого не сделать, придется время от времени натирать деревянные валы канифолью.
Чтобы модель автомобиля плавно катилась по трассе, подберите для поводка хорошо пружинящую проволоку или стальную полоску. Покрывая полотно трассы краской, проследите, чтобы она хорошо впиталась в ткань, иначе через некоторое время краска отслоится.