Вихрекамерный двигатель — двигатель внутреннего сгорания (зачастую, как правило, это дизель), внутри которого каждый цилиндр соединен с вихревой камерой, где происходит смесеобразование топлива с интенсивной турбулентностью воздуха. Воздух подают в камеру сгорания в форме шаров, для соединения с цилиндром двигателя имеется сложный тангенциальный канал.
К основным преимуществам вихрекамерных двигателей можно отнести следующее:
1) наблюдается относительно постоянное прохождение теплового процесса;
2) рабочий процесс приспособлен к быстроходным дизелям, имеющим малолитражный объем;
3) имеется сравнительно низкая чувствительность к качеству дизельного топлива.
К недостаткам вихрекамерных двигателей относится сравнительно высокий расход топлива на одну удельную единицу, который вызван большими потерями в тепловой и гидравлической системах вихрекамерного двигателя.
Рудольф Дизель свою профессиональную деятельность начал с работ по увеличению КПД паровой машины. Свои идеи исследователь опубликовал в статье «Теории и конструкция рационального теплового двигателя». Первоначально в качестве топлива для своего двигателя Дизель использовал угольную пыль, но это не приводило к увеличению КПД, т. е. поставленная задача не была выполнена. Нужно сказать, что попытки использования в качестве топлива угольной пыли предпринимались не один раз и имели экономическую подоплеку, так как угольная пыль являлась одним из самых дешевых видов топлива. После длительных экспериментов была предпринята попытка использования частично очищенной нефти, которая явилась завершающим этапом в работе по созданию нового, более эффективного двигателя. 1897 г. считается годом изобретения дизельного двигателя внутреннего сгорания. Работы по усовершенствованию дизельного двигателя внутреннего сгорания начались практически сразу после его изобретения. Это было неудивительно, ведь бурное развитие технической отрасли требовало более совершенных источников энергии. Спустя несколько лет сразу несколькими учеными была предложена идея перемешивать топливо в вихревом потоке воздуха, этот принцип и был положен в основу при создании вихрекамерного двигателя.