Вкладыш — сменная деталь подшипника скольжения, на которую опирается цапфа вала или оси какого-либо механизма. Например, в опорах шпинделей металлорежущих станков применяются вкладыши в подшипниках скольжения с конической наружной поверхностью, при этом зазор между валами и вкладышем регулируется осевым перемещением втулки в корпусе.
Такой вкладыш имеет несколько надрезов и одну прорезь вдоль образующих, причем при затягивании крепежных гаек вкладыш сжимается. В данном случае подшипник скольжения имеет небольшой недостаток в виде искажения внутренней поверхности вкладыша при выполнении регулирования.
В новейших конструкциях подшипников указанный недостаток ослаблен тем, что грани прорези вкладыша наклонные, а в прорезь вставляются два болта с клиновидными головками, которые при регулировании распирают вкладыш, плотно прижимая его к конической поверхности втулки.
Благодаря этому внутренняя поверхность вкладыша принимает более правильную форму. В тех случаях, когда шпиндель станка имеет коническую переднюю шейку, зазор в опоре регулируется осевым перемещением шпинделя или вкладыша.
Вкладыши изготавливаются из разных материалов в зависимости от области применения: 1) из специальной стали; 2) из чугуна особой марки; 3) из латуни; 4) из высокопрочной пластмассы (в частности, из капролона или фторопласта, или винипласта) и др.
Вкладыши применяются также в радиальных подшипниках жидкостного трения паровой турбины, при этом стальные или чугунные вкладыши заливают баббитом и одновременно стягивают специальными болтами.