Влияние монголо-татарского ига на культуру и историю России

Историческая справка:

Монголо-татарское иго – термин, введенный польским хронистом Я. Длугошом в 1479 году. Позже этот термин будет фигурировать в работах Н. М. Карамзина, лишь в XIX веке. Данным термином обозначается период российской истории, началом которого принято считать 1237 год – поход Бату-хана на северо-восточную Русь. Окончанием же принято считать 1480 год – стояние на реке Угре, некоторые историки вводят окончанием ига 1452-53 года – выделение Касимовского ханства под покровительством Москвы[1].

Данный период сопровождался нахождением княжеств Руси под ярмом Золотоордынского хана, данный период не является монолитным, он неоднократно претерпевал изменения во взаимоотношениях между Золотой Ордой и русскими княжествами. В этот период русские княжества находились в положении данников от центра в Сарае.

История изучения вопроса:

На протяжении развития исторической науки в России появились и развивались разные точки зрения насчет этого периода истории. Н. М. Карамзин считал, что Москва обязана своему успеху ордынским ханам[2]. Во второй половине XIX века преобладает точка зрения о незначительном влиянии Орды, этот период характеризовали как борьбу восточных славян против монгольских захватчиков, принимая как положительную сторону только процесс объединения русских княжеств на исходе ига.

Главным представителем этой точки зрения был С. М. Соловьев. В. О. Ключевский считал, что лишь власть хана смогла удержать Русь от полного распада[3].

В XX веке с расцветом исторической науки появилось множество новых точек зрения. Советскую историографию изначально возглавил М. Н. Покровский, он и его ученики считали, что завоеватели оказали весьма существенное влияние на ход исторического развития России. Он разделял мнение, что монголо-татары впервые установили систему налогового обложения, ввели почтовую связь монголо-татары окончательно подорвали городскую свободу на Руси создали гораздо более благоприятные, чем прежде, условия для возвышения церкви. В итоге М. Н. Покровский приходит к выводу о том, что "объединение Руси вокруг Москвы было на добрую половину татарским делом[4]". После же чисток учеников Покровского, наука вернулась к позиции Сергея Соловьева и дополнила ее, они рассматривали этот период в большинстве своем как период общего упадка и деградации, считая, что развитие Москвы происходило не благодаря Орде, а вопреки. Представителем этой позиции был, например, Борис Греков. Советская историография отражала позицию советской власти, Сталин лично негативно оценивал период ига в российской истории. Белая эмиграция и диссиденты не были столь категоричны: Николай Трубецкой, Георгий Вернадский не отказывались от утверждений о влияния ига на процесс образования России и считали, что оно определило дальнейшее развитие России. Петр Савицкий считал Москву наследницей Золотой орды, заявляя, что «без «татарщины» не было бы России». [5]Главным апологетом наследственности Москвы от Сарая был Лев Гумилев, за что часто критиковался советской исторической наукой. Гумилев вовсе отказывался от общепринятой версии о подчиненном положении русских земель, он считал отношения Орды и России чем то вроде «военного союза» или добровольным взаимно благотворном симбиозом[6], соответственно никаких убытков Российская земля не понесла. Стоит отметить, что Л. Н. Гумилев не был историком. Всех сторонников преемственности Москвы от Золотой Орды объединяла приверженность к евразийству, что влияло на их взгляды.

Теперь подробнее рассмотрим гипотетические точки влияния:

1. Религия

На момент похода Батыя на Руси исповедовали православие. Монголы же изначально были тенгрианцами – поклонялись небу, были открыты для новых религий. Еще до объединения Темучином монгольских племен, существовало религиозное разнообразие. Через Китай просачивался буддизм, по свидетельству некоторых источников найманские племена исповедовали несторианскую форму христианства, а иногда и ислам.

Руси, можно сказать, повезло, что Хан Улуса Джучи так поздно принял ислам, иначе бы поход на Русь превратился в джихад. Монголо-татары не трогали русскую церковь, они подчинили ее себе. На Руси в молитвах начинают прославлять род Чингизидов, воспринимая иго как кару за свои грехи, церковь прекратила платить налоги. В некоторых случаях татары даже принимали христианство, постепенно ассимилируясь в русской среде, отсюда отчасти засилье дворянских фамилий тюркского происхождения. Даже после принятия ханом Узбеком ислама в качестве государственной религии, у Золотой Орды не было цели обратить Русь в ислам. Влияние на религию в целом было нулевое – монголы не принесли ничего нового, зато во время ига благодаря им вырос авторитет и влияние православной церкви.

2. Язык

От Золотой орды восточно-славянским языкам досталось немало слов. В русском языке насчитывается около 2000 тюркизмов[7]. Некоторые из них русский язык впитал как раз в период ига, в основном это обозначения устройства экономики, политики и государственности. Нельзя сказать, что это сильно много, учитывая, что всего в русском языке насчитывается от 130 до 250 тыс. слов.

3. Государственное устройство

Есть теория, что Москва унаследовала от Орды свое государственное управление. Абсолютизм и самодержавие по такой теории унаследовано от ханской власти в Золотой Орде. На самом деле государственное устройство Орды и Москвы сильно отличалось. Начиная от административного устройства: Золотая Орда не обладала территорией в привычном нам понимании, она делилась на улусы, что представляли собой не определенную территорию, а группы населения, населявшие местность, таким образом улус мог менять свою область. Заканчивая государственными идеологическими концепциями: Монгольская империя обосновывала себя сама как империю в процессе становления, то есть все независимые народы и государства являлись фактически мятежниками-сепаратистами. Москва же все-таки считала себя Третьим Римом, а не Вторым Сараем, адаптируя у себя византийские традиции, примером может стать смотр невест.

4. Генофонд

Существует миф, что, якобы, русские не могут называться славянами, по причине того, что во время ига они сильно тюркизировались. Появился этот миф во второй половине 19 века. Рюриковичи и другие дворянские дома часто заключали браки с монголо-тюркским дворянством, но на уровне простого народа такие прецеденты встречались очень редко. Аргументов под собой данное утверждение не имеет, благодаря современным технологиям мы можем разобрать генофонд народа или конкретного человека на основе гаплогрупп. Если и говорить, что татаро-монголы оказали влияние на генофонд русских, то можно сделать вывод, что крайне небольшое. Рассмотрим состав гаплогрупп у современных славян и тюркских народов (монголы в Улусе Джучи составляли совсем небольшую часть населения по сравнению с тюрками).

5. Жизнь народа

Нашествие монголо-татар нанесло огромный удар по благосостоянию населения. Южные и Юго-Восточные города Руси были страшно разграблены захватчиками, и не единожды, Киев окончательно перестал быть центром Руси. Центр Руси начал стираться еще до Монгольского нашествия, но Монголы окончательно уничтожили даже номинальное господство Киева – Киевский митрополит переносит свое седалище во Владимир. Население иммигрирует с разоренного юга в Галицию – на запад, на Белоруссию – на север и особенно на северо-восток, во Владимирское, Тверское, Новгородское и прочие княжества. Пахотные земли переходят в прямое

подчинение Хану, а северные, более бедные и тяжелые в земледелии земли, достаются российскому крестьянству.

Обратите внимание: Обнаружена самая большая птица за всю историю существования Земли.

Практически прекращается каменное

строительство. К тому же на спины крестьянства ложатся новые налоги – в Орду. Вместе с тем начинается общая технологическая стагнация, что в будущем не раз будет аукаться в истории. Деградирует летописание, на юге Руси оно прекращается, а новыми его центрами становится Галиция, Новгород и Владимир, сводится оно практически полностью к описанию борьбы с восточными захватчиками.

Влияние на жизнь народа очевидно было, очевидно крайне негативное.

6. Влияние на менталитет на примере противостоянии Москвы и Твери

Помимо всего этого за 200 лет в обстановке чудовищной разрухи и борьбы за существование было воспитано ни одно поколение людей. Весь этот промежуток времени у народа формировался особый склад сознания. Началось это тогда, когда между борьбой князей за власть единственным действенным способом получения цели стали такие качества как подлость, вероломство, эгоизм. К сожалению, с приходом ига междоусобные войны не только не прекратились, но и усилились. Братоубийство, клевета и коварство стало нормой, что можно неоднократно проследить на примере главных противников за право на сбор дани – между Москвой и Тверью. Это, например, конфликт Юрия Даниловича и Дмитрия Михайловича, в котором Юрий Михайлович утаивал дань Дмитрия Михайловича от хана, за что Дмитрий убил Юрия, а Дмитрий был убит по приказу хана. В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против находившегося в городе ордынского баскака Чолхана, который, по словам летописцев, «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание». В ходе бунта народ уничтожил всех татар, включая ордынских купцов — бесермен. Иван Калита, Московский князь, решил воспользоваться ослаблением положения Твери и укрепить свое политическое преимущество. За военную помощь в подавлении восстания Ивану был обещан не только вожделенный ярлык, но и значительное вознаграждение. В ходе кровопролитного набега, известного как Федорчукова рать, объединенное русско-татарское войско уничтожило множество деревень и городов, дойдя даже до Пскова, в котором укрылся бежавший тверской правитель Александр Михайлович. Митрополит Феогност открыто пользовался правом отлучения от церкви и проклятия неугодных — тверской князь и укрывавшие его жители Пскова были подвергнуты анафеме, а изгнанный соперник московского правителя вскоре сбежал в Литву. С этого момента Тверское княжества теряет былое, подобное Москве, величие. В период ига князья, которые, казалось бы должны были объединиться против общего врага, нашли врага в друг друге. Тогда действия, совершенные Москвой считались нормой в условиях меж-княжеского противостояния, хоть и в наше время это смотрится как преступление против собственного народа.

7. Общее влияние на ход истории

Русь вступила в подданство Ордынского хана в состоянии усобиц и разобщенности. Основной причиной такого долгого закрепощения стала общая слабость и неспособность противостоять такому сильному государству в середине 13 века. Впоследствии понадобилось более двух веков для восстановления своей былой силы уже в формате двух сил, претендующих на объединение Руси – Москва и Литва. Дискуссионным является вопрос: стала бы Русь единой без монголо-татарского ига? Какой бы ни был формат России в таком случае, вряд ли бы она объединилась под господством Москвы, что до монголо-татарского нашествия являлась в целом провинциальным городом. Объединение русских княжеств под началом Москвы на востоке и Литвы на западе по большей части было выковано в противостоянии с восточным противником, Золотой Ордой. В XIV веке Хан отзывает с Руси баскаков (сборщиков налогов), дань начинают собирать князья, после чего отправляют ее Московскому князю, а тот платит выход в Орду. С этого времени начинается расцвет Москвы как главного княжества Руси. Вряд ли бы Москва стала центром собирания земель и вообще бы этот центр появился без участия монголов. Что касается Литвы, то современные белорусские земли начали входить в ее состав только при господстве Золотой орды, эти земли видели в Литве альтернативную Орде силу и начали постепенно входить в ее состав. Орда, сама того не хотя, вырастила из Москвы альтернативную ей силу, которая уже в середине XV смогла ей противостоять.

Заключение:

Я могу заключить, что влияние монголо-татарского ига было в целом невелико на культурную составляющую, а вот влияние на дальнейшее историческое развитие было оказано большое. В процессе нахождение Руси под Ордой, Россия перестала быть зацикленной внутри себя, покончив с бесконечными усобицами, Московско-Владимирское княжество объединяет под своим покровительством в итоге все русские княжества, за исключением тех, что перешли под покровительство Литвы и Польши. В целом период ига является временем общего упадка Древнерусского народа. Последствия от Монгольского нашествия затронули перенос центра Руси и судьбу народа, разделенного в итоге между двумя центрами – Московским и западным – Литвой, а позже Речью Посполитой. Россия пережила технологическую стагнацию, но переняла некоторые монгольские технологии, в основном касающиеся армии. Русь в результате разрушительного нашествия сильно изменилась, Киев превратился в провинциальный город, а новыми центрами Руси стали совершенно другие регионы.

По большей части я согласен с советской историографией, Орда не желала сделать из Москвы то государство, что смогло бы консолидировать восточно-русские земли, ей нужны были покорные разобщенные между собой князья, т.е. то состояние, что господствовало в XIII веке. Хан старался стравливать князей между собой. В любом случае монголо-татарское иго оставило огромный след в истории России.

[1] Вернадский Г. В. Монголы и Русь: [пер. с англ.] / Г. В. Вернадский. – М., 1997.

[2] Карамзин Н. М. История государства Российского том V – М., 2002.

[3] Ключевский В. О. Лекции по русской истории, читанные на Высших женских курсах в Москве в 1872–1875 / В. О. Ключевский; под ред. Р. А. Киреевой, А. Ф. Киселева. – М., 2001.

[4] Покровский М. Н. Русская история в самом сжатом очерке – М., 2022.

[5] Савицкий П. Н. Степь и оседлость -- На путях: Утверждение евразийцев. Москва, Берлин. 1922.

[6] Гумилев Л. Н. От Руси к России – М, 2020

[7] Е.Н. Шипова, Словарь тюркизмов в русском языке

Еще по теме здесь: Новости науки и техники.

Источник: Влияние монголо-татарского ига на культуру и историю России.