НЕТ, ПОЖАЛУЙ, МАЛЬЧИШКИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 5 ДО 10 ЛЕТ, КОТОРЫЙ НЕ МЕЧТАЛ БЫ ПРОКАТИТЬСЯ НА СОБСТВЕННОМ АВТОМОБИЛЬЧИКЕ, НО НЕ КРУТЯ НОГАМИ ПЕДАЛИ, A, КАК ЗАПРАВСКИЙ ВОДИТЕЛЬ, НАЖИМАЯ НА РЫЧАГИ УПРАВЛЕНИЯ. И КОНЕЧНО, КАЖДЫЙ ОТЕЦ ХОЧЕТ ДОСТАВИТЬ СЫНУ ТАКОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ.
НО ОТ МЕЧТЫ ДО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЕЕ — ПУТЬ НЕ БЛИЗКИЙ. ТРУДНОСТЕЙ, СВЯЗАННЫХ С СОЗДАНИЕМ ДЕТСКОГО АВТОМОБИЛЯ С МОТОРОМ, НЕ ПОБОЯЛСЯ B. ПУТОВ ИЗ ПОДМОСКОВЬЯ.
ОН ИСПОЛЬЗОВАЛ, ДВИГАТЕЛЬ ОТ БЕНЗОПИЛЫ «ДРУЖБА». БЕНЗОМОТОРНЫЕ ПИЛЫ ЧАСТО СПИСЫВАЮТ В ЛЕСПРОМХОЗАХ. НО ТЩАТЕЛЬНЫЙ РЕМОНТ — И МОТОР СНОВА СЛУЖИТ, УЖЕ В ДРУГОМ КАЧЕСТВЕ.
Устройство самодельного детского автомобиля очень простое. Он приводится в движение посредством цепной передачи на задний вал с малой звездочки (Z = 16, t= 12,7), укрепленной на валу редуктора мотора, на большую звездочку (Z = 48 — от велосипеда) ведущего вала.
Мощность от вала двигателя к ведущей звездочке передается через автоматическую центробежную муфту, которая размещается между двигателем и ведущим валом редуктора. Муфта сцепления состоит из двух половин — ведущей и ведомой. На ведущей установлены стальные кольца. Их упругость подобрана так, что при холостых оборотах двигателя (до 1800 об/мин) центробежные силы, развивающиеся в этих кольцах, меньше, чем их упругие силы. При этом ведущая часть муфты не передает вращения на ведомую половину. Это дает возможность одним рычагом, расположенным на корпусе стойки рулевого управления, включать сцепление (при числе оборотов двигателя свыше 1800 в минуту) и за счет дальнейшего прибавления или убавления газа соответственно увеличивать или уменьшать скорость автомобиля.
Движение рычага газа ограничивается болтами, которыми регулируется режим работы двигателя. Одним винтом рычаг устанавливается в положение, когда можно заводить мотор, и он будет работать на холостых оборотах. Вторым винтом регулируется уровень подачи газа, что ограничивает скорость в пределах, безопасных для движения (от 3 до 25 км/час).
Двигатель заводится съемным тросовым стартером. При вытягивании троса храповик стартера выходит вперед, зацепляется с храповиком маховика двигателя и проворачивает его.
Для погашения звука выхлопа двигателя на глушитель бензопилы наваривается дополнительный глушитель.
Охлаждение двигателя воздушное. Наружный воздух всасывается вентилятором через защитную сетку, улитку, дефлектор и направляется к ребрам цилиндра. Теплый воздух можно отводить для обогрева в кабину.
Ручной тормоз — ленточный, на задний вал, связан с ведущим колесом, которое стопорится на валу шпонкой. Для его привода в действие необходимо тормозной рычаг, установленный на полу кабины, потянуть на себя.
На приборном щитке в кабине расположены: кнопка «стоп», рубильник включения и выключения сети освещения, переключатель переднего света (фары или подфарники) и выключатель задних подфарников. Выключение задних подфарников дает возможность усилить переднее освещение.
Кроме того, на штурвальном (рулевом) колесе установлена кнопка (от электрического звонка) включения звукового сигнала (от мопеда).
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Габаритные размеры:
длина | — 1550 мм |
ширина | — 820 мм |
высота (без ветрового стекла) | — 530 мм |
Скорость движения | — от 3 до 25 км/час |
Число мест | — два |
База | — 850 мм |
Колея передних и задних колес | — 700 мм |
Двигатель | — от бензопилы «Дружба» |
Тип двигателя | — внутреннего сгорания, одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный |
Мощность на ведущей звездочке редуктора при 5000—
5400 об/мин коленчатого вала | — 4 — 4,5 л. с. |
Сцепление | — автоматическое, центробежной фрикционной муфтой |
Зажигание | — от магнето маховичного типа |
Освещение | — от магнето маховичного типа через диод Д-214 |
Карбюратор | — беспоплавковый, мембранный КМП-100А |
Охлаждение цилиндра | — воздушное, принудительное, от центробежного вентилятора |
Запуск двигателя | — съемным тросовым стартером |
Топливо | — смесь бензина А-72 или А-76 с автотракторным маслом АКП-10 или маслом АС-9,5 в пропорции 15 : 1 по объему |
Вес двигателя | — 10 кг |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Задний мост | — ведущий, крепится посредством подшипников качения № 203. На вал надевается ведомая звездочка (Z—48, t=12,7 мм), которая стопорится при помощи шпонки и болтов |
Ведущее колесо | — левое (заднее), стопорится на валу шпонкой и закрепляется с торца гайкой М12 |
Ведомое колесо | — соединяется с валом посредством двух подшипников качения (№ 203 и № 80200) и закрепляется с торца гайкой М8 |
Передний мост | — шарнирный, на пружинах, с поворотными цапфами |
Колеса | — дисковые |
Шины | — от детского самоката размером 1272 X 274 дюйма |
УПРАВЛЕНИЕ
Рычаг газа, сцепления и скорости | — совмещенный |
Тормоз | — ручной, ленточный, на ведущее колесо |
Рулевой механизм | — штурвал ᴓ 280 мм (рулевое колесо) сварной, стальной, с тремя спицами, с кнопкой звукового сигнала, на противоположном конце стойки — звездочка (Z=16, t=12,7 мм) с цепной передачей на поворотные рычаги при помощи тросов |
Техническая характеристика детского автомобиля
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Освещение | — от магнето маховичного типа через диод Д-214: фары передние — 2 шт. подфарники передние — 2 шт. подфарники задние — 2 шт. |
Напряжение | — 3,5 в |
Звуковой сигнал | — от мопеда |
КУЗОВ
двухместный, открытый, двухдверный, металлический (кроме передней и задней стенки) | |
Лобовая (передняя) и задняя части | — из клееной фанеры t=9,5 мм |
Крылья (передпие и задние) | — из кровельной стали |
Капот и багажник | — из кровельной стали с деревянными элементами |
Дверцы | — кровельная сталь, внутри для жесткости фанера t=9,5 мм |
Сиденье | — из фанеры t=9,5 мм, покрыто поролоном и обтянуто дерматином, нижняя часть откидывающаяся (под сиденьем инструмент и запчасти) |
Приборный щиток | — кнопка «стоп», рубильник включения и выключения освещения, переключатель переднего света (фары или подфарники), выключатель заднего света |
Ветровое стекло | — прямое, оргстекло IхЬхδ= =620х270х5 (мм) |
Рулевое управление осуществляется штурвальным колесом (ø 280 мм). На противоположном конце щитка установлена звездочка (Z = 16, t=12,7 мм), которая перемещает втулочно-роликовую цепь, тросы и поворотные шарниры передних колес. Ввиду того, что руль установлен не по центру машины, на тяги-тросики надеваются ролики с пружинами, которые держат тросики все время в натянутом состоянии. Кроме того, есть дополнительные пружины установки колес в первоначальное положение. Шток рулевого колеса сделан из дюралюминиевой трубки ø 18 мм, которая вставлена в другую трубку из того же материала ø 22 мм. Передняя и задняя части кузова изготовлены из фанеры толщиной 9,5 мм. Они крепятся болтами М6 к раме машины. Далее устанавливаются каркас кузова, задняя стенка сиденья и приборный щиток. В местах расположения крыльев, капота, багажника и дверей накладывается плотная бумага и отмечаются линии отреза. Выкройки накладывают на кровельное железо и вырезают детали кузова, которые прибиваются гвоздями к каркасу, сиденью, передней и задней частям кузова. Сиденье покрывается поролоном и обтягивается дерматином.
Под откидной нижней частью сиденья размещен багажник.
Багажник, капот, дверцы крепятся шарнирно на оконных (форточных) петлях. На дверцах с внутренней стороны установлены ручки скобы и запоры с выдвижным «языком». Для жесткости двери сделаны из толстой фанеры (9,5 мм) и обшиты кровельным железом.
Цепь натягивается приспособлением от велосипеда «Турист».
В. ПУТОВ,
Московская область