Не секрет, что во время Второй мировой войны чехословацкие компании активно работали на Третий рейх. Почему же тогда после прихода советских войск главный конструктор чехословацкой бронетехники русский инженер Алексей Михайлович Сурин был не только арестован, но и остался на своем посту?
Это тем более удивительно, что он явно не пролетарского происхождения, сын помещика. Благодаря этому он окончил Высший политехнический университет в Киеве. Прошел Первую мировую войну, окончил Высшее артиллерийское училище и стал офицером. Во время гражданской войны Сурин воевал на стороне белых в составе добровольческой армии, после поражения эмигрировал. Во время Второй мировой войны занимался разработкой бронетехники на БММ (ранее ЧКД), в 1944 году был награжден орденом Святого Вацлавского орла, которым немцы наградили чехов за активное сотрудничество.
В Советском Союзе даже в мирное время перед войной за гораздо меньшие грехи репрессировали, часто расстреливали. После освобождения Чехословакии Сурину, при величайшем везении (если признают незаменимость его таланта), грозил серьезный срок и работа в своеобразной тюремной «шарашке», через которую прошли почти все советские конструкторы.
Сурин тоже попал в руки НКВД, но всего через три дня допросов с него были сняты все обвинения в коллаборационизме. Он избежал ареста и продолжал работать над своими танками, а в 1950 году наладил производство Т-34-85 на чехословацких предприятиях. Поскольку трудно поверить, что гуманизм вдруг проснулся в пенитенциарных учреждениях, следует искать другие причины.
Сурин после эмиграции в Константинополь работал слесарем в гаражах, а затем переехал в Прагу, так как чешское правительство в 1921 году предоставило русским право на продолжение образования. После окончания Пражского технического института начал свою карьеру техником в ЧКД.
Странно, что его первый проект, колесно-гусеничный танк КН-60, сделанный в двух экземплярах, купил Советский Союз. Так что о Сурине дома узнали сразу.
Затем были удачные проекты танкеток на базе английского «Карден-Лойд Мк VI», принятые на вооружение чехословацкой армии как vz.33, и танкетки собственной разработки (больше похожей на полноценный танк) АН-IV, которые были закуплены Швецией, Ираном и Румынией. После этого, благодаря протекции фирмы ЧКД, в 1932 году Сурин получил чехословацкое гражданство, а в 1933 году возглавил отдел, занимавшийся разработкой танковой техники. Первым успехом стал танк LT vz.34.
Сурину не повезло с танком LT vz.35. Несмотря на очевидные преимущества, предпочтение было отдано версии Skoda. Скорее всего по политическим мотивам. Правительство хотело продемонстрировать, что оно одинаково поддерживает обе фирмы и избегает монополии. И промышленников не волновала гонка конструкторов, так как вне зависимости от авторства конструкции заказ на производство танков ЧКД и Шкода сокращался поровну.
Сурин в этой ситуации ухватился за экспортные изменения своего танка. Его LT выпускался в модификациях LTP (для Перу), LTH (для Швейцарии) и LTL (для Литвы). Особенно тесно мы работали со Швецией, где танки Сурина очень ценились.
Через несколько лет после начала производства LT vz.35 в 1937 году был объявлен конкурс на новый танк, который мог бы его заменить. На этот раз уже уверенно победил танк ТНПС (результат отработки экспортных вариантов) конструкции Сурина. Он поступил на вооружение под обозначением LT vz.38 «Praha». Летом 1938 года ЧКД получил от Чехословацкой армии заказ на 150 танков, а Швеция заказала еще 90.
Танк LT vz.38, разработанный для чешской армии, на момент создания был одним из лучших в мире. Все три важных показателя идеально сбалансированы: огневая мощь, защита и подвижность. Много новых перспективных решений и в то же время простая в обращении, простая в обслуживании, очень надежная. Он тоже появился вовремя. Политическая обстановка была накалена до предела, чехословацкая армия серьезно готовилась к войне.
Но, как известно моим дорогим читателям, война не началась. Предполагаемые союзники (Англия и Франция) просто "слили" Чехословакию. Чехословакия как государство перестала существовать, ее разделили Германия, Польша и Венгрия. LT vz.38 так и не поступил на вооружение чешской армии. Все 150 вновь изготовленных танков и 90 уже оплаченных Швецией танков оказались в руках немцев. Немецким специалистам идея тоже понравилась. Он был лучше немецких легких и практически не уступал среднему Pz.III.
Обратите внимание: Возможности промышленного автономного газоснабжения.
Он не только был принят на вооружение под индексом Pz.38(t), но и продолжал выпускаться на ВММ, как называли ЧКД после оккупации. При этом построили еще 1174 штуки, почти в 5 раз больше, чем получили при аншлюсе. И на базе этого изготовили шасси для САУ.Из 3005 танков, задействованных в операции «Барбаросса», 772 были Pz.38(t) чехословацкого производства. В 1942-43 годах на шасси было построено 1765 противотанковых САУ «Мардер III», а 150-мм САУ «Гриль» до конца войны было выпущено 510 штук в различных модификациях. Истребитель танков «Хетцер», разработанный в 1944 году, также производился до конца войны и стал самым массовым (3145 штук) истребителем танков Вермахта.
Почему не было претензий к Сурину?
обвинять Сурина в том, что более четверти танков Вермахта составляли чешские Pz.38(t) так же нелепо, как предъявлять претензии Кошкину за то, что под перекладиной сражалось около 350 танков Т-34. Кроме того, ЧКД очень тесно сотрудничал с советскими специалистами. Испытывать танки под Казанью, конечно, не довелось, но обо всех новых чешских разработках советские танкостроители получали вполне полную информацию.
Сурин также сыграл в этом значительную роль, занимаясь экспортом и международными отношениями. Таким образом, полная информация о Pz.38(t) поступила в ГАБТУ КА задолго до того, как первые танки пересекли границу СССР. Странно, что британцы, которые полгода назад не только получили образец TNH-P, но и испытали его на полигоне Фарнборо, не сочли нужным поделиться этой информацией.
Главное, что Алексей Сурин, категорически не принимавший идеологию большевиков, тем не менее оставался истинным патриотом России. И он не считал возможным изменить советский строй вмешательством другого государства. Он всячески избегал сотрудничества с нацистской Германией. Неслучайно с момента Мюнхенского соглашения 1938 г и до окончания производства в 1942 г танк практически не модернизировался (четыре года по тем временам было немало). Букв много, от "А" до "Г", а по сути машина та же, только толщина брони увеличилась.
В 1942 году ему удалось уклониться от того, что сулило ему хорошую карьеру и даже почетное предложение Гудериана заняться серьезным анализом немецких танков. Прямого отказа не было, но при личной встрече с Гудерианом Сурин сыграл настолько убедительного идиота, не понимающего, чего от него ждут, что сам Гудериан потерял к нему интерес.
О создании различных типов САУ на базе устаревших танков стало известно немецкой фирме Alkett, все семейство Marder (Kunitz) было изготовлено по их образцам и затем передано производителям базовых шасси. Участие Сурина в их создании не прослеживается, а если и было дежурным, то чисто номинальным.
Самый гладкий момент в биографии - создание истребителя танков "Хетцер" на базе Pz.38(t), пролившего много крови не только для наших танкистов, но и для танкистов союзников. И тут Сурин уже проявил гражданское мужество. Не имея возможности бросить разработку (в принципе это ничего бы не дало, на его место немцы без проблем нашли бы спеца из той же ЧКД или Шкоды), максимально затянул разработку, отрабатывая как мертвый -концевые альтернативы и внесение изменений в конструкцию, приводящих к ухудшению тактико-технических характеристик машины.
Дошло даже до откровенного саботажа. Так что о возникшей в результате этих действий проблеме перегрузки передних катков он просто умолчал. А когда это всплыло на войсковых испытаниях, предложил вырезать части лобовой брони, а отверстия закрыть 5-мм листами. Как гласит легенда, пока немецкие специалисты "чесали репу" от такого креатива, они сделали именно так на всех машинах апрельского выпуска (по разным данным от 20 до 100 машин), что делало машины непригодными для боя использовать.
Он сумел уйти от ответственности за это, симулировав тяжелую болезнь, избежав при этом награждения позорным орденом коллаборационистов, и не возвращался к проектированию до конца войны. Его преднамеренную «ошибку» уже подхватили другие, но не очень в этом преуспели.
Так что, видимо, именно вся его "деятельность на благо королевства" в совокупности позволила ему избежать тяжелых последствий и дожить до 1974 года, за пару лет до своего 80-летия.
Сурин получил обе свои награды за дизайн после войны. В 1948 году Королевство Швеция наградило его орденом Васса за вклад в развитие танкостроения в Швеции. Он очень гордился ими, и не без причины. Первые шведские танки от Strv m/37 до Strv m/41 фактически копировали конструкции Сурина.
На родине его оценили намного позже. В 2015 году в связи с 70-летием окончания Второй мировой войны посмертно награжден орденом «Золотая липа», учрежденным в 2008 году за заслуги в области обороны и безопасности Чеченской Республики. Не без любопытства. Согласно официальной презентации, он получил заказ на «лучший танк в чехословацкой истории LT vz.35», к которому не имел никакого отношения. И лучшего LT vz.35 никогда не было.
Спасибо за прочтение! Ставьте лайк, пишите что думаете в комментариях! Канал «Две войны» в Pulse, Telegram и ✅YouTube.
Как вы думаете, как Сурин избежал репрессий?
Больше интересных статей здесь: Промышленность.