Возвращение домой

Слово “дом” не может не быть одним из самых многозначительных слов на любом языке. Почти у всех нас есть место, которое мы называем домом — место, где мы очень хотим быть по праздникам, место, где мы чувствуем себя спокойно, каким бы хаотичным ни был наш мир, место, которое мы считаем родным. Поэтому, направляясь “домой”, мы испытываем целую гамму чувств. Мы все любим возвращаться домой.

Езд. 2 рассказывает о возвращении иудеев из плена “домой”. Читая эту главу, мы можем сравнить ее с другими возвращениями “домой”. Попутно мы можем извлечь из нее несколько уроков, которые помогут нам в путешествии к нашему небесному дому.

ИХ ВОЗВРАЩЕНИЕ

Когда это произошло?

Возвращение иудеев произошло в какой-то момент после 539 г. до н.э., возможно, в 538. (Кир завоевал Вавилон в 539 г. до н.э. Он издал указ, разрешающий иудеям возвратиться, в первый год своего правления [2 Пар. 36:22, 23; Езд. 1:14]; таким образом, возвращение следует датировать примерно 538 г. до н.э.). Следовательно, иудеи пробыли вдали от дома пятьдесят или более лет, поскольку разрушение Иерусалима и храма и переселение иудейского народа (4 Цар. 25:1-12) произошло в 586 г. до н.э. Уведенные в плен во время первого переселения в 605 г. до н.э. были вдали от Иудеи шестьдесят пять лет! Иеремия предсказывал, что плен продлится семьдесят лет (Иер. 25:11, 12). Семьдесят лет получается, если считать от первой депортации около 605 г. до н.э. до первого возвращения или от разрушения храма до завершения его восстановления около 515 г. до н.э. В обоих случаях при подсчете в итоге выходит приблизительно семьдесят лет. Однако семьдесят лет в пророчестве могли означать и “завершенный” промежуток времени — длительный, но ограниченный.

Кто возглавил возвращение?

Считается, что предводителем первого возвращения был Зоровавель. Стих 2 говорит: “...пришедшие с Зоровавелем, Иисусом, Неемией, Сараием, Реелаем, Мардохеем, Билшаном, Мисфаром, Бигваем, Рехумом, Вааном”. Поскольку в списке Зоровавель называется первым, то, очевидно, он и стоял во главе. О Зоровавеле также говорится как о вожде иудеев (наряду со священником Иисусом) в Езд. 3:2; 4:2, 3; 5:2, в Агг. 1:1, 12, 14; 2:2, 4, 21, 23 и в Зах. 4:6-10. Аггей называет Зоровавеля правителем Иудеи.

Однако в Езд. 1:8-11 называется Шешбацар: “...вынес их Кир, царь персидский, рукой Мифредата, хранителя сокровищ, а он счетом сдал их Шешбацару князю Иудину... Все это взял с собою Шешбацар при отправлении переселенцев из Вавилона в Иерусалим”. О нем снова говорится в 5:14, 16. Здесь он назван “областеначальником”, и также говорится, что он “положил основания дома Божия в Иерусалиме”.

Невольно задаешься вопросом: “Кто был вождем возвращавшихся иудеев — Зоровавель или Шешбацар?” В этом отношении имеется, как минимум, два возможных объяснения: (1) оба имени могут относиться к одному и тому же лицу — вождю иудеев, у которого было как иудейское имя (Зоровавель), так и вавилонское (Шешбацар). Из книги Даниила мы узнаем, что у Даниила и его троих друзей были и иудейские и вавилонские имена (см. Дан. 1:7). (2) Может быть, это были два человека, определенным образом разделившие обязанности. Один мог (а) отвечать за сокровища храма (как бы главный бухгалтер), а другой мог быть главным вождем/администратором. Также возможно, что (б) они поочередно исполняли обязанности правителя Иудеи или что (в) один возвратился раньше другого.

Сколько возвратилось?

Если сложить все цифры, то из Вавилона в Иудею возвратилось около 40,000 иудеев. Если включить рабов, то число составит примерно 50,000.

Как долго продлился путь?

Один комментатор считает, что путь из Вавилона в Иудею занял, вероятно, около четырех месяцев. Только подумайте: четыре месяца в дороге, постоянное движение, остановка на ночь, а назавтра снова в путь. Я думаю, им придавала силы одна только мысль: “Мы идем домой!”

Кто возвратился?

В Езд. 2 главным образом перечисляются имена тех, кто возвратился. Этот список с небольшими расхождениями повторяется в Неем. 7:5-73. Разночтения можно отнести на счет ошибок переписчика. Неемия, упоминающийся в списке (Езд. 2:2) — это не тот Неемия, что возглавил строительство стен Иерусалима. В отношении этих имен и того, какое значение придается им, можно выделить несколько интересных моментов:

(1) Имена расположены по категориям и числу: (а) по семьям (как в ст. 3, 4: “сыновей Пароша 2172; сыновей Сафатии 372”), по месту жительства (как в ст. 34: “уроженцев Иерихона 345”) и (в) по роду занятий — священники, левиты, слуги (как в ст. 40 “левиты” и в ст. 43 “храмовые слуги”). (2) Имена некоторых перечисленных в списке отсутствуют в соответствующих генеалогиях (ст. 59-63).

В связи с этой главой нам нужно вспомнить, насколько в некоторых обществах важны были родословия. С этой точки зрения, похоже, возвратившиеся проявили большую веру в обещания, данные их предкам, чем те, кто остался в Вавилоне. Более того, те, кто не мог подтвердить свое иудейское происхождение, достойны большей похвалы. Не имея доказательств своего наследия и, соответственно, никакой гарантии того, что их примут в сообщество избранного народа Божьего, они, тем не менее, верили в обещания, данные иудеям, и хотели иметь часть в их исполнении.

Почему они возвратились?

Возвращение было добровольным. Никого не заставляли возвращаться. Многие — или даже большинство — остались в Вавилоне и, возможно, по веской причине. Если вы столько лет прожили в каком-либо месте, разве оно не покажется вам “домом”? Особенно если вы преуспели в вашем новом доме, как в случае многих иудеев. Об этом свидетельствует тот факт, что оставшиеся оказали помощь тем, кто возвращался (1:4, 6). К этому следует добавить, что после плена в Вавилоне осталась большая еврейская община. Важность вавилонской общины иудеев подтверждает созданный там Вавилонский Талмуд, который был одним из двух собраний иудейских писаний, многие столетия отображавших и оказывавших влияние на иудейскую мысль.

Те, кто возвратился, необязательно сделали это в поисках счастья. Не все они были бедными людьми, ищущими лучшего будущего. Мы знаем, что они имели слуг или рабов. Также, они были в состоянии щедро жертвовать на постройку храма. Некоторые, пусть и не богатые, были вполне зажиточными.

Прежде чем отвечать на вопрос, почему они возвратились, мы, пожалуй, должны спросить, почему Господь дал им возможность возвратиться. Земле Палестины предстояло стать сценой, на которой должен был разыграться следующий акт драмы искупления.

Начиная с призыва Богом Авраама, эта земля участвовала в Божьем замысле. Она была обещана Аврааму (Быт. 15:18; 17:8; 24:7), Исааку (Быт. 26:3, 4), Иакову (Быт. 28:13; 35:12) и, наконец, народу Израиля (Быт. 50:24; Исх. 3:17; 6:8; 13:11). Бог выполнил Свое обещание дать израильскому народу землю, когда помог ему покорить Ханаан (Иис. Н. 11:23; 21:43-45; см. Втор. 4:37, 38). Бог также наставлял Израиль соблюдать Его закон на земле, которую Он дал ему (см. напр. Втор. 5:31-33; 6:1-3). Он предупредил, что если израильтяне не будут соблюдать Закон, то будут изгнаны со своей земли (Втор. 4:25-27). Когда этот народ отказался повиноваться Закону (Втор. 28:58), Бог даже сказал, что рассеет его по всей земле (Втор. 28:64). Он также открыл израильтянам, что если они покаются, то Он, в конечном счете, вернет их на их землю (Втор. 30:1-3). Иеремия предсказывал, что Иудея будет уведена в плен на семьдесят лет, после чего Израиль возвратится в свою землю (см. Иер. 16:14, 15; 23:7, 8; 29:10).

Итак, возвращение иудеев было необходимо для исполнения предсказаний о том, что Божий народ возвратится в свою землю. Кроме того, это подготовило сцену для рождения Христа-Мессии в Вифлееме (см. Мф. 2:5, 6 и Мих. 5:2) и для установления царства в Иерусалиме (Ис. 2:2, 3). Это был еще один шаг к исполнению обещания о том, что мир будет благословлен через рожденного от семени Авраамова.

Все же остается вопрос: почему эти люди решили вернуться? Уж во всяком случае не по экономическим причинам! У возвратившихся был главным образом религиозный мотив отправиться “домой”. Они хотели вернуться в землю, которую им дал Бог. Их возвращение демонстрировало веру в Бога, Его обещания и Его замысел.

Большинство пленников в буквальном смысле не “возвращались” в Иудею, так как они никогда не жили в Палестине! Они родились в Вавилоне. Только те, кому было за семьдесят или восемьдесят, могли раньше жить в Иудее, быть уведенными в плен и теперь возвращаться в Иудею с воспоминаниями о своей прежней жизни там! Большинство возвращавшихся шли домой “по вере”, держа путь в землю, которой они никогда не видели. О ней им было известно только то, что им рассказывали. Они верили, что благодаря Божьим обещаниям Иудея была их местом, их родиной.

НАШЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ

Что вам напоминает их путешествие? Подумайте об израильтянах, которые по Божьему указанию вышли из Египта, чтобы отправиться в обещанную Им землю. Их путешествие продлилось не пару месяцев и не год, как это должно было быть, а сорок лет. Оно сопровождалось смертями и лишениями в немилосердной пустыне. Однако, достигнув Ханаана, они, должно быть, испытали волнующее чувство долгожданного прибытия “домой”.

Подобно иудеям во времена Ездры, все мы однажды отправимся “домой”. Как это было для большинства из них, мы еще не видели того дома, куда направляемся. Мы верим в него, потому что Бог рассказал нам о нем. С каким чувством должны мы ожидать своего прибытия на место назначения? Как и для иудеев, прибытие домой должно быть поводом для огромной радости! Вызывает ли у нас должное волнение перспектива оказаться “дома”?

Не знаю, как другие, но я нигде не жил достаточно долго, чтобы испытывать волнение по поводу какого-нибудь места на земле, куда бы я хотел когда-нибудь отправиться, как “домой”. Мой дом находится “там”. И это справедливо в отношении всех христиан. “Наше жительство” — наша родина — “на небесах” (Фил. 3:20). Здесь мы “пришельцы и странники” (1 Пет. 2:11); этот мир — не наше место. Может, нам следует напоминать себе об этом. Как бы мы ни любили место, где живем, однажды мы “отправимся домой” в лучшее место.

Мы поем так, словно очень хотим домой. Мы поем: “Чудный Спаситель зовет нас домой” и “Отчизна моя в небесах”. Мы поем: “С Эммануилом мы идем в мир лучший, в вечный дом”.

Видно ли по тому, как мы живем, что мы хотим отправиться домой? Если бы нас спросили: “Где находится ваш настоящий дом?” — большинство из нас ответили бы правильно. Однако мы живем так, словно этот мир является нашим настоящим домом. Мы вкладываем большую часть нашего времени, денег и забот в вещи этого мира — вещи, которые, как поется в одной песне, “портятся от пользования”. Мы ведем себя так, будто должны смертельной хваткой держаться за то, что у нас есть; а еще мы ведем себя так, будто должны отхватить еще больше того, за что держаться, чтобы удовлетворить свои мирские амбиции. Живя подобным образом, мы показываем, что наши сердца находятся на земле, а не на небесах. Иисус сказал: “Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф. 6:21).

Что же нам делать? Помышляйте о вечном доме! Помните о награде! Какой чудесный дом ждет нас! Он чудесен тем, что там будет. Подумайте о картине, описанной в Отк. 21. Он чудесен тем, чего там не будет — ни смерти, ни болезни, ни печали, ни разлуки. Он также чудесен тем, кто будет там — Бог, Иисус Христос, святые всех времен, включая святых, которых мы любили и потеряли. Наконец, он чудесен тем, сколько он будет существовать — целую вечность, бесконечно!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда я думаю, каким будет этот дом, мне хочется туда попасть! Несомненно, и вам тоже! Если мы направляемся домой, чтобы быть с Иисусом, то нам нужно правильно расставить свои приоритеты, поставив царство Божье на первое место (Мф. 6:33). Чтобы небеса стали нашим домом, мы должны жить в соответствии с Божьей волей!

Для тех, кто не является христианами, исполнение воли Божьей включает в себя веру в Иисуса (Ин. 8:24), раскаяние в грехах (Деян. 17:30), исповедание веры во Христа (Рим. 10:10) и крещение для прощения грехов (Деян 2:38). Христианину, который отошел от Бога, для примирения с Ним нужно покаяться в своих грехах и молиться об их прощении (Деян. 8:22), а также исповедаться в своих грехах (1 Ин. 1:9). Если мы свято исполняем волю Божью, тогда мы можем быть уверены в том, что мы отправимся домой к вечной радости!

#израиль #история израиля #израильтяне #израиль и израильтяне #история #история древнего мира #история древнего востока

Еще по теме здесь: История.

Источник: Возвращение домой.