Красные и зеленые огни являются важнейшим навигационным устройством, необходимым для предотвращения столкновений в море в ночное время суток.
В середине 19-го века британское адмиралтейство попыталось стандартизировать наличие и расположение навигационных огней на судах. До этого на бортах кораблей присутствовали керосиновые и свечные лампы, заключенные в цветное стекло, и вывешивались они, то слева, то справа, так что в ночном море нередко случались путаницы.
Начиная же с 1850-х годов красные огни стали вывешиваться по левому борту, а зеленые – по правому, так что, наблюдая за их перемещением, можно было рассчитать траекторию судна.
Красный и зеленый цвета были выбраны из-за своей контрастности и практичности
В прошлом, большая часть судов, заходя в порт для погрузки и разгрузки, швартовалась левым бортом.
Поскольку на тот момент электрический свет еще не использовался, крайне важно было дать им возможность сохранять ночное зрение. С этой задачей как раз-таки отлично справлялось освещение красного цвета.
Оттенки, используемые на противоположных бортах, должны были контрастировать между собой. Так, на роль второго цвета отлично бы подошел синий, однако в условиях моря его очень просто упустить из виду.
Решение этой проблемы было найдено в зеленом цвете – в цветовом спектре он идет сразу за синим и при этом легко отличается от красного. При этом фонари оставались яркими и были крайне просты в изготовлении.
Когда два судна сходятся в море, крайне важно постараться не допустить их столкновения. Если их маршруты пересекаются, то судно, видящее перед собой красные огни, пропускает другой корабль (совсем как на светофоре).
В то же время, если судно ориентировано правым бортом с зеленым светом, то это является сигналом для другого корабля и означает, что путь открыт.
Также расположение навигационных огней на судне может указывать на его тип и особенности.