«Зеленые» в СССР

«Зеленые» в нашей стране — это партия? Как они появились? Кто они?

Загородько Алексей, II курс строительного техникума, п. Землянки Кировского р-на, г. Макеевка Донецкой обл.

Свою точку зрения по этому вопросу высказал П. В. Флоренский, доктор геолого-минералогических наук, доцент кафедры литологии и системных исследований литосферы МИНГа имени И. М. Губкина, воспитанник КЮБЗа

В юности, особенно в детстве, все мы устремлены в будущее, ибо уверены, что «все лучше, лучше и лучше» будет продолжаться всю жизнь. Увы, лучше не будет. Более того, все лучшее приходит к нам, закладывается в нас в детстве. Надо лишь сохранить это в себе, в своем сердце. Тут ничего ни добавить, ни улучшить.

Ведь маленький принц, его экологическая роза, барашек, лисенок и змея — это юность, любовь, верность, экология и ответственность за все.

Думается, что во всем нашем «зеленом движении» заложен этот романтизм маленького принца, который пришел к человечеству позже, уже после войны. А у нас в России был лицей Пушкина. Все мы учились в Лицее. Все мы жили по соседству с его комнатой, стены которой не доходили до потолка, и мы могли говорить с черноглазым лицеистом обо всем.

Братство Лицея было братством на всю жизнь. Их — гениев — не собирали вместе, они выросли благодаря тому, что были вместе. И все-таки удивляет и восхищает то, что рядом оказались и будущие декабристы, и будущие великие идеологи России, ее Поэт и глава государства, ее канцлер А. Горчаков, который был последним лицеистом и последним, кто в одиночестве встретил 19 октября. Это было лицейское братство, этика которого была заложена в юности будущими великими сынами России.

Другое братство сформировалось по тому же принципу, но позже, в конце 80-х годов прошлого столетия, в Петербургском университете, где учились В. Вернадский, Д. Шаховский, А. Ульянов, И. Гревс и многие другие. Они все были знакомы, но пошли разными путями.

Вернадский и его друзья поклялись служить России как ее граждане и друг -другу как братья. Юношеское братство, единение с природой и со своим народом! Этика братства строилась на положительных устремлениях, отметая даже борьбу со злом — простим это юношам, придет зло и необходимость борьбы с ним, но в зрелости. Это братство дало начало кадетской партии — партии профессоров университета, единственной партии, куда охранка никакими силами не могла внедрить провокатора.

Эта партия создала программу широкого и разностороннего постепенного обновления России. Экономические и политические идеи партии легли в основу многих будущих течений, высокая этика и — признаем это — интеллигентский идеализм, берущий начало в юношеском романтизме, братстве, остаются для нас предметом размышлений. Именно среди участников этого братства родилось учение о биосфере, а позже — о ноосфере как биосфере, контролируемой просвещенным, гуманным разумом человечества.

Обращаясь к истории того, что теперь называют «зеленым движением» у нас в стране, называя имена тех, кто стал его лидерами и даже уверенно вошел в правительство, мы видим такие же истоки романтического юношеского братства.

В 1924 году П. А. Мантейфель, не столько ученый-биолог, сколько романтик-педагог, создал кружок юных биологов зоопарка (КЮБЗ), по словам нашего замечательного фенолога А. Н. Стрижова — «роевню биологов». Отсюда вышли те, кто создавал и формировал нашу биологию. С горечью, но и с гордостью заметим, — КЮБЗовцы не лысенковали, и битых среди них было много. Многие КЮБЗовцы погибли в боях с фашистами, но точно так же они погибали в тылу и в мирное время от рук браконьеров или от доносов идеологов от науки и от «передовой» философии.

Позже, уже став студентами, КЮБЗовцы вместе с отпочковавшимся от них юннатским кружком ВООП, руководимым П. П. Смолиным, неожиданно оказались у дела, будто бы им совершенно не свойственного. А было это так. Почувствовав свою беспомощность в борьбе с нарушителями спокойствия, милиция стала создавать бригады содействия милиции (бригадмилы), в том числе и бригады по борьбе с «елочниками». 29—31 декабря студенты биофака МГУ выходили к пригородным поездам и требовали у бабушек, везущих внучатам елки, справки или чеки на покупку оных. Естественно, ни того, ни другого не оказывалось. Елки сдавали в милицию. Ложность своего положения студенты быстро почувствовали, поскольку не все «елочники» получали по заслугам, и стали они ловить их выборочно..После того, как были «пойманы с поличным» крупные чины милиции и номенклатурные работники, вышло постановление областного УВД Москвы о «закрытии» вокзалов для студентов.

Но студенты поняли, что могут быть полезны родной природе, и пошли сторожить леса в леса. Так родилась дружина по охране природы (ДОП). Среди тех, кто ловил нарушителей, а потому не раз попадал за это в милицию, были КЮБЗовцы, основатели перводружины биофака МГУ Женя Славский, Слава Кончин, Валя Лапин. Перводружина составила свои первые протоколы в декабре 1960 года, а в августе 1989 года бывший КЮБЗовец Николай Воронцов предложен правительством и утвержден Верховным Советом СССР на должность председателя Госкомприроды СССР.

Что же тут главное? Главное — это воспитание экологической совести с юности. Старого бюрократа можно запугать, но беззаветный борец формируется в детстве.

Учение о жизни в своем собственном доме — экология — это принципиально новое, что вошло в наше общество и должно войти в образование от детства до юношества и остаться в сердце на всю жизнь!

Надо подчеркнуть, что, по сути дела, первые шаги формирования этики перестройки связаны с экологическим движением. Первыми, кто высказал свое общественное несогласие с мнением начальства — мнение и идейное и патриотическое, — были экологи. Экологические проблемы сплотили общественность в борьбе с переброской сибирских рек, только позже к ним присоединились ученые. Эта борьба сформировала общественное мнение, и многие, начав с этой проблемы, пошли дальше, стали активистами перестройки.

Сегодня мы должны создать обстановку нетерпимости к проявлениям экологического браконьерства. Надо, чтобы стало неприлично совершать антиэкологические поступки — ну так, как, в конце концов, неприлично красть, что, к слову, и уголовно наказуемо. Экологическое преступление — это кража у собственных детей!

Все-таки позволю себе маленький экскурс в геологию и геохимию. Вы, наверное, знаете, что вещество земли эволюционирует. При этом, чем глубже эволюция вещества, тем выше концентрация некоторых редчайших в первичном веществе элементов. Уже в живом веществе, например, молибдена или меди в сотни раз больше, чем в базальте. Но рекордсменом по концентрации в себе редчайших элементов является мозг. Человеческий мозг — в особенности. Как вы знаете, компьютер состоит из деталей, содержащих редчайшие химические элементы в необычайно большом количестве. Таков и человеческий мозг. Это — вершина того, что создала эволюция на земле. Поэтому главный объект во Вселенной — это человеческий мозг, а самая ответственная работа, работа по его формированию и совершенствованию — образование.

Кроме того общего принципа, еще раз подтверждающего то, что педагог — главный человек на земле, намечу преимущества экологического образования.

Экологическое образование патриотично, ибо, как говорил М. М. Пришвин, «охранять природу — значит охранять Родину».

Экологическое образование интернационально, оно исключает разделение людей по национальному признаку, но, подобно, например, православной церкви, объединяет их по территориальному принципу.

Экологическое образование этично, ибо природа воспитывает этику и человеческих отношений.

Экологическое образование эстетично, ибо искусство рождено созерцанием природы.

Экологическое образование — абсолютно экологически чисто, его «отходы» не вредят природе. Образование вообще, а в наибольшей степени экологическое образование — экономически самое выгодное занятие из всех известных, как доказывают экономисты.

Экология объединяет прошлое, будущее и настоящее в единую неразрывную цепь, хотя — увы! — настоящее в любой момент имеет возможность ее прервать. Экологический недоросль, облеченный властью, может это сделать, не задумываясь, одним росчерком пера.

Теперь о том, партия или движение — «зеленые». Я изложил те правила и традиции, в которых воспитывались я и мои друзья и, хочется надеяться, которые мы унаследовали от Лицея и от братства Вернадского. Мы хотим передать вам то, что мы поняли. Партия — это борьба за власть, за трансформацию экономической системы, это классовая борьба, это политика, это вертикальная структура соподчинения и т. д.

На данном этапе «зеленых» устраивает горизонтальная структура — форма движения с широкой автономией на местах, когда центральный орган (координационный совет) выполняет функции именно координации и информации. «Зеленое движение» — это всенародная революция и эволюция общества снизу, основанная на демократизме и нравственности, предполагающая образование и воспитание в соборности движения всех граждан страны. Для «зеленых» моего поколения, всегда находившихся под подбадривающим взглядом друзей, лозунгом было «экология, образование, нравственность», основой — общечеловеческая этика. Поэтому многие из нас, участвовавших в борьбе за мандат народного депутата, твердо знали: из выборов мы должны выйти с чистыми руками. Только чистыми руками и чистыми помыслами мы намеревались служить своим избирателям. Быть может, поэтому многие из нас проиграли, не приняв «правил игры» соперников, и отказались от возможности ответных ударов.

Общество может развиваться только тогда, когда ученики лучше и умнее своих учителей. Это правило. Вся надежда на Тебя, пока еще ученика. Но помни, что именно то, что Ты решил и понял сейчас, будучи «учеником», едва ли как-то изменится для Тебя в будущем. Ты должен уже сейчас ответить: Что Ты будешь делать дальше?.. Создавать ли партию «зеленых»?