Интереснейший экспонат Веломузея - французский дамский велосипед La Francaise Diamant с бесцепным приводом (иначе говоря – с приводом валом, расположенным внутри пера задней вилки). Шестерни передачи закрыты картерами с масляной ванной, поэтому передача всегда хорошо смазывается и защищена от дорожной пыли и влаги. Аппарат изготовлен в 1900 году и сохранился в очень хорошем состоянии: оригинальный комплект и окраска, технически исправен. Редчайшая находка!
Французский велосипед La Francaise Diamant 1900 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.Французский велосипед La Francaise Diamant 1900 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.Французский велосипед La Francaise Diamant 1900 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.Французский велосипед La Francaise Diamant 1900 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.Французский велосипед La Francaise Diamant 1900 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.Карданные велосипеды (так их обычно называют в быту, хотя с технической точки зрения это неверно – карданных шарниров-то нет), славятся своей надежностью. Если вовремя смазывать движущиеся части и регулировать конуса подшипников, то узел передачи обладает огромным ресурсом работы. Вот только некомпетентного ремонта такой механизм не приемлет совсем - очень важным элементом является регулировка взаимного положения конических шестерен передачи, а для этого мастер должен обладать определенным опытом, а, главное - терпением и вниманием! В противном случае неправильно отрегулированный узел довольно быстро выходит из строя. Но была и еще одна причина, помимо надежности, для использования бесцепной системы – она совершенно безопасна для велосипедисток в юбках и платьях – длинные подолы не цепляются за элементы привода; кроме того, «карданники» не пачкают одежду маслом.
Французский велосипед La Francaise Diamant 1900 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.Французский велосипед La Francaise Diamant 1900 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.Французский велосипед La Francaise Diamant 1900 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.Французский велосипед La Francaise Diamant 1900 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.Французский велосипед La Francaise Diamant 1900 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.Велосипед не имеет свободного хода, как большинство собратьев рубежа XIX и XX столетия. Грязевые щитки деревянные. Тормоз единственный, с ручным приводом на обод заднего колеса. Несмотря на массивный вид, велосипед довольно легок – он весит всего 16 килограмм. Привод валом, появившийся в конце XIX века, так и не выиграл конкуренции с классическим цепным, хотя многие производители за прошедшее столетие неоднократно возвращались к нему, выпуская «бесцепники» серийно. В последние десятилетия интерес к велосипедам с приводом валом возник снова – их производят прежде всего компании, специализирующиеся на производстве оборудования для городских велопрокатов. При условии профессионального централизованного сервиса велосипеды с приводом валом гораздо надежнее цепных собратьев, особенно при наличии рисков вандализма.
Французский велосипед La Francaise Diamant 1900 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.Французский велосипед La Francaise Diamant 1900 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.Компания была основана в 1889 году Пьером-Виктором Бессом (Pierre-Victor Besse) и Франсисом Трепье (Francis Trepier) как la Société La Française для производства велосипедов и комплектующих для них на rue Saint-Ferdinand, 27 в Париже. Название La Francaise Diamant, под которым компания получила известность, было принято в 1895 году, после того как она переехала в Париж, на улицу Брюнель (rue Brunel), 11. Rue Brunel - это центр 17-го округа, района, где в начале ХХ века сконцентрировалась торговля автомобилями. Компания производила весь спектр велосипедов – от трициклов до легких гоночных машин. В 1901 году последовала первая громкая победа на велосипеде La Francaise - Морис Гарин (Maurice Garin) выиграл труднейшую гонку Париж-Брест-Париж. В следующем году ему удалось одержать победу в дорожной гонке Бордо-Париж. В 1903-м Морис Гарин выиграл первый Тур де Франс! В той гонке компания спонсировала 8 спортсменов, ехавших на ее велосипедах и пятеро из них пришли в первой пятерке! Все победы активно использовались в рекламе продукции фирмы и на ярких постерах. Успехи следовали один за другим и в 1909-м в Копенгагене В. Дюпре (V. Dupre) стал чемпионом мира по велоспорту на треке в категории профессионалов на велосипеде La Française.
Почтовая открытка с портретом Чемпиона Мира В. Дюпре из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.В самом начале века в дополнение к велопроизводству начался выпуск мотоциклов. В конце Первой мировой войны компания присоединилась к консорциуму производителей велосипедов, в который вошли Peugeot, Hurtu, Alcyon, Automoto, Grioffon, Liberator, Laboir, Gladiator, Clement, Armor и Thomann. К 1923 году Alcyon стала доминирующей компанией и подчинила себе La Francaise Diamant. После Второй Мировой войны La Française Diamant, а также Rhonson, ABG, Alcyon, Armor, Gentil, Labor, Lucer и Thomann были куплены концерном VAP. Как это было принято в послевоенное время, эмблемы старых и уже не существующих, но известных производителей использовались на велосипедах и мотоциклах, с целью увеличить продажи, опираясь на ностальгию покупателей к ушедшим, но славным временам. Так, под маркой La Française Diamant выпускались мотоциклы. Окончательно бренд La Française Diamant прекратил свое существование в 1956 году.
Если вам понравился материал - ставьте лайк, подписывайтесь в раздел и узнаете много интересных фактов из истории техники и спорта!
Серебряный рекламный жетон начала ХХ века фирмы La Francaise Diamant - из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Французский велосипед La Francaise Diamant 1900 года с бесцепным приводом - из коллекции Веломузея. .