По словам директора Фонда национальной энергетической безопасности, заявления Европы о том, что она никогда больше не вернется к закупкам российского газа, рискует в следующем году не пройти проверку на искренность сразу по нескольким причинам

По словам директора Фонда национальной энергетической безопасности, заявление Европы о том, что она никогда больше не будет покупать российский газ, рискует не пройти проверку на искренность в следующем году по ряду причин.

По словам директора Фонда национальной энергетической безопасности, заявления Европы о том, что она никогда больше не вернется к закупкам российского газа, рискует в следующем году не пройти проверку на искренность сразу по нескольким причинам Директор Фонда национальной энергетической безопасности, первый заместитель директора по внешним коммуникациям Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Константин Симонов

Текущая ситуация на газовом рынке требует от России принятия новых стратегических решений. Сокращение закупок нашего «голубого топлива» у европейских стран в сочетании с рядом западных санкций, наложенных на отечественную нефтегазовую отрасль, заставляет искать альтернативы прежним решениям, выстраивать торгово-экономическое партнерство с учетом сложившейся реалии.

Но даже в таких сложных условиях Россия не намерена отдавать европейский газовый рынок американцам, одновременно разрабатывая стратегию экспансии на восток. Об этом «Эксперту» рассказал директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов.

Падение спроса компенсировано ценами

«Произошел «взлом» всех балтийских маршрутов. Оба «Северных потока» взорваны, газопровод через Польшу остановлен. Эта страна, как вы знаете, национализировала свой сайт, мы ранее прекратили все поставки. Линия через Украину тоже остановлена, о чем сообщалось, с весны. Осталось два маршрута: это линия украинского маршрута через Сумскую область, и Турецкий поток. Эти две нити единственное, что сейчас связывает нас с Европой через трубы.Ну и, конечно, СУГ.Об этом тоже следует помнить, — сказал «Эксперту» Константин Симонов, оценивая текущую ситуацию в европейском газовом секторе.

Потери экспорта он считает достаточно серьезными. «Если в прошлом году в страны Европы и Великобританию по контрактам было поставлено около 150 млрд кубометров российского газа, то, по предварительным оценкам, снижение экспорта в европейском направлении в этом году составит порядка 80 млрд кубометров», — сказал эксперт.

Говоря о последствиях сложившейся ситуации, Константин Симонов пояснил, что на фоне сокращения закупок «Газпром» был вынужден сократить добычу, но в то же время эксперт оценил текущее положение ведущих российских производителей газа как достаточно хорошее.

«Парадокс ситуации в том, что и «Газпром», и «Новатэк» в данный момент чувствуют себя очень хорошо. Если смотреть на приток денег как на признак «хорошего самочувствия», то у них все хорошо, особенно у «Новатэка» с этой точки зрения взгляд.В рамках СПГ они в объемах не упали,завод Ямал СПГ работает,добыча не снижается.Газпром имеет существенные преимущества как в добыче так и в экспорте,он сам это признает публично,но сегодня это компенсируется ростом цен. С точки зрения доходов год будет очень успешным, обе компании закончат год с отличными финансовыми результатами, отметил Константин Симонов.

Эксперт подробно разобрал вопрос поставок сжиженного природного газа. «СПГ в дефиците, и пока Европа не ввела санкции против российского сжиженного природного газа. Последний пример — «Газпром» транспортировал СПГ с «Портовой» (с нового завода) в Грецию. У компании есть специализированный завод на Сахалине, сейчас она запустила новый среднетоннажный завод «Газпром СПГ Портовая», его собираются расширять, хотя раньше на СПГ не делали ставку. Для «Новатэка» торговля СПГ — основная часть экспортной стратегии, — отметил собеседник эксперта».

Константин Симонов коснулся неизбежных проблем, с которыми столкнутся российские газовые гиганты. - Понятно, что следующий год будет очень сложным. Дальнейшие убытки ожидаются в 2023 году. «Газпром» ждет дальнейшего сокращения доходов. Это очевидный факт. Кроме того, ожидается дальнейшее повышение налогов. Это горькие реалии. Экономические потери могут быть компенсированы некоторым повышением внутренних цен. Как известно, ставки увеличатся на 8,5%. Но в целом эта проблема полностью не решится, есть определенные сложности. У «Новатэка» ситуация лучше, потому что все проблемы связаны с будущими заводами, потому что сейчас главный вопрос — сможет ли компания достроить свои новые заводы СПГ в условиях санкций», — пояснил эксперт.

Константин Симонов продолжил говорить о внутреннем рынке, предположив, что не стоит сильно полагаться на рост внутреннего спроса. «По оценкам «Газпрома», газификация к 2030 году обеспечит 20 млрд кубометров дополнительной потребности, газомоторное топливо — 10 млрд кубометров. То есть это всего лишь 30 млрд кубометров при самом оптимистичном сценарии. Я уже говорил, что только в этом году мы потеряем около 80 млрд кубометров экспорта труб в Европу, а значит, внутренний рынок не компенсирует такие объемы», — посетовал эксперт.

Переориентация на Восток потребует времени

Говоря о возможных дальнейших шагах российских газовых компаний, Константин Симонов пояснил, что для увеличения поставок в страны Востока (в первую очередь в Китай) необходима развитая газотранспортная инфраструктура.

«Мы должны построить новые трубопроводы. «Газпром» объявил инвестпрограмму, она уже превышает 2 трлн, это рекордная цифра. Нам нужны деньги, нам нужны инвестиции. Нужно строить новые трубопроводы для турецкого хаба, нужно что-то делать с китайским направлением, нужно начинать строить мощности Сибири-2. Трубопровод в Индию, конечно, строить рано, и такие предложения уже были. Здесь надо, как говорится, решить многие политические и экономические вопросы. Да еще и технический», — сказал Константин Симонов.

Он добавил, что масштабная переориентация на Восток потребует времени, поэтому необходимо использовать все оставшиеся возможности на европейском направлении.

Обратите внимание: Измерение нагрузки: заботимся о безопасности.

«Все, что можно производить в виде СПГ, должно производиться, но глупо отказываться от всех трубопроводных проектов и начинать делать только СПГ, так как у нас сейчас нет технологии большой мощности для производства. К счастью, мы избежали соблазна перекрыть газ Европе, так как такое решение ни к чему не приведет. Европа не замерзнет, ​​а США «помогут» ей сделать вывод о невозможности сотрудничества с Россией. А мы бы просто ушли с европейского рынка, полностью отдав его американцам. Они уже давно борются с нашими трубопроводными проектами. И ни в коем случае нельзя давать им шанс победить собственными руками», — предупредил эксперт.

«Мы продолжаем бороться за европейский рынок и поступаем правильно. Но этот бой тяжелый. Мы запускаем его, в том числе, в виде турецкого хаба. Хотя переговоры идут очень сложно, с другой стороны, ни один серьезный европейский политик, имеющий реальное отношение к выстраиванию энергетической стратегии, не отмахнулся от этой идеи. И газовый бизнес не отмахнулся от этой идеи. Вопросов много, но идея актуальна. Это не значит, что она будет быстро реализована, но это одна из форм нашей борьбы за европейский рынок. Это тоже часть нашей газовой стратегии, — сказал глава ФНЭБ.

В качестве еще одного варианта увеличения экспорта газа эксперт упомянул увеличение производства аммиака, для чего используется природный газ, и поставки удобрений за рубеж. «Это один из сценариев, который также может быть решен. Это очень красиво, учитывая, что мы демонстрируем готовность поставлять удобрения на мировые рынки для борьбы с голодом. А для нас это формула поставок газа уже в виде конечного продукта. Подобные технологии существуют еще с советских времен. Это, конечно, требует и производства, и логистики, и пересмотра портов, чтобы не зависеть от аммиакопровода Тольятти-Одесса, говорит Константин Симонов.

Европа идет на риск

Эксперт также затронул тему текущей ситуации в ЕС и обратил внимание на то, что действующая европейская стратегия лишена долгосрочных перспектив. «Европейцы сейчас очень довольны тем, что прошли, как им кажется, этот зимний сезон. Но последствия существенного отказа от поставок российского голубого топлива уже начались, и они, конечно, будут сказываться и дальше. Это совершенно дикие цены, которых европейский рынок вообще не знал за всю свою историю. Это снижение расхода газа, которое уже наблюдается. Это процессы, которые уже запущены и очень сложны для европейской экономики: деиндустриализация, рост инфляции, рост налогов и так далее. В связи с этим ЕС сейчас выходит из кризиса, увеличивая свой долг и скупая СПГ на рынке, и тратя на это огромные средства. По сути, это его самая важная работа на будущее», — сказал Константин Симонов.

Но, по его словам, такая позиция для Европы краткосрочна, учитывая, опять же, существующие реалии. «Все, что можно было купить на рынке в виде СПГ, европейцы скупили, и заплатили за это колоссальную цену. В этом вся европейская стратегия. В следующем году нового СПГ на рынке не будет, ввод новых проектов не ожидается. При этом притока российского газа тоже не будет, и ЕС выйдет из этой зимы с пустыми хранилищами. И ключевым вопросом будущей зимы станет искренность Европы в своем тезисе: «Мы никогда не вернемся к покупке российского газа», — заключил эксперт.

При этом США, являющиеся главным бенефициаром сложившейся ситуации, всячески пытаются убедить Европу, что, пройдя эту зиму, ЕС сможет пережить и следующую. - Такие оценки уже проводятся. Да, в этом году они пройдут, но следующий будет для них очень рискованным. Нарратив о том, что без российского газа можно будет жить, сохраняется, но Европа ради безопасности продолжает брать газ из России. В том числе - в виде СПГ. В этом плане, повторяю, зима 2023-2024 годов будет ключевой», — заключил Константин Симонов.

Больше интересных статей здесь: Промышленность.

Источник статьи: По словам директора Фонда национальной энергетической безопасности, заявления Европы о том, что она никогда больше не вернется к закупкам российского газа, рискует в следующем году не пройти проверку на искренность сразу по нескольким причинам.