Региональный коллективный парк и организация управления транспортом в провинции должны быть модернизированы. Однако этот процесс затруднен из-за наличия искусственных барьеров входа на рынок для эффективных частных операторов и ряда других причин.
международная выставка автобусной техники BW EXPO 2022 в МВЦ «Крокус Экспо.экономические вызовы, спровоцированные западными санкциями, внесли коррективы во многие программы развития регионов страны. Изменения коснулись и планов по модернизации городского общественного транспорта. Однако профильные ведомства, а также ряд крупных компаний готовы продолжать работу в этом направлении, несмотря на трудности, ведь россиянам сейчас нужны новые автомобили.
Текущее состояние обозначенного направления участники рынка и эксперты обсудили в ходе панельной сессии «Состояние городского общественного транспорта в регионах и меры по его обновлению», которая прошла в среду на автобусной выставке BW Expo».
«Синара» назвала шокирующие цифры
Представители группы компаний «Синара - Транспортные машины» рассказали о том, как реализуется проект по выпуску целой линейки городских автомобилей собственной разработки. Первая группа из них представила троллейбус «СИНАРА-6254» с повышенной автономностью вождения. Однако Алексей Сергеев, директор департамента прямых продаж и обслуживания городского общественного транспорта ЗАО «Синара — Транспортные машины», посетовал на ряд препятствий для развития отрасли в России.
Он указал на отсутствие комплексной политики и соответствующего законодательства на уровне субъектов РФ и городов, неэффективность функционирования операторов из-за низкого коэффициента технической готовности автопарка и коррупции, что увеличивает риск лизинговых компаний при финансировании программ обновления автопарка. Отмечен также недостаточный уровень компетентности ответственных за развитие транспортной системы во многих регионах и создание искусственных барьеров для прихода эффективных частных операторов.
Безусловно, Москва остается примером в области развития транспорта, признал Алексей Сергеев. Но регионы также претерпевают трансформацию. Например, она уже проявляется у некоторых крупных частных игроков, которые в одной тарифной зоне с МКП показывают большую эффективность. Кроме того, новые формы организации государственно-частного партнерства разгружают бюджет, когда речь идет о транспорте. Но им нужна поддержка.
В целом, если проанализировать структуру объездных пассажирских перевозок в России, то окажется, что значительная их доля осуществляется автобусами и троллейбусами. Именно в этом сегменте, по словам представителя группы «Синара», есть немалый потенциал.
«Процент автобусов, выработавших ресурс, составляет более 63%. Мы оцениваем потребность в этом виде транспорта в 13,5 тыс единиц в год. Но это для простого воспроизводства парка, а для компенсации ранее накопленных заделов по обновлениям подвижного состава необходимо 15 000 единиц в год. Я понимаю, что эти цифры могут кого-то шокировать, но если мы говорим о комплексном подходе и развитии отрасли пассажирских перевозок, то 15 тысяч — это норма», — подчеркнул Алексей Сергеев, добавив, что для эффективной работы требуется ок. Только на организацию обслуживания ежегодно требуется 5-7% от стоимости оборудования.
Понятно, что сама группа компаний «Синара» примет полноценное участие в процессе обновления только через какое-то время. На данный момент к ней выпущены только головные модели колесных электромобилей. С февраля следующего года планируется запуск линейного производства в Челябинске.
Обратите внимание: Для этого глава государства предложил усилить в России контроль за ценообразованием на рынке автотранспорта.
Объем первой линии составляет 350 единиц в год, вторая очередь предполагает выпуск до 2,5 тысяч единиц в год.Не все перевозчики заинтересованы в обновлении парка
Евгений Алексеев, вице-президент Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ), отметил, что в некоторых городах до сих пор нет единой системы перевозчиков, на каждом маршруте могут циркулировать команды, не связанные друг с другом, а сами перевозчики могут работать на нерегулируемые тарифы, что означает использование ими неоптимального подвижного состава малого класса.
Однако, по мнению эксперта, главной задачей должно стать даже не обновление подвижного состава, а целостное планирование маршрутной сети и организация единого управления городским транспортом как системой. На сегодняшний день императивов на государственном уровне в этой сфере не создано.
«Нам ясно, что не надо менять 200 единиц малого класса на другой тип. Кроме того, есть пример некоторых городов, для которых мы создали сетку. В Норильске доля государственного муниципального перевозчика в общем пассажиропотоке практически равна нулю. То есть общего носителя нет. Как туда поставить задачу по обновлению подвижного состава? Кто и как будет его обновлять? Каждый сам по себе, долгосрочного контракта с государством нет. Сегодня это перевозчик, а завтра уже нет. При этом, если перевозчик работает по краткосрочному контракту, он не заинтересован в обновлении флота», — сказал Евгений Алексеев.
«Сегодня на выставке мы действительно увидели «космические корабли», которые будут работать на общественном транспорте. Но если мы выйдем с вами за пределы Москвы, мы увидим, что наш городской транспорт выглядит совсем по-другому. Чтобы он выглядел близко к тому, что представлено, центральный планирование нужно, чтобы предложения по субсидированию и поддержке закупки транспортных средств были объединены в некую единую федеральную программу», — добавил он.
В эксклюзивном комментарии «Эксперту» Евгений Алексеев отдельно рассказал о планах регионов по дальнейшему внедрению электротранспорта. Ранее сообщалось, что согласно программе модернизации городского электротранспорта автобусы в 13 городах будут заменены на электробусы.
«По моей информации, есть программа развития городского электротранспорта, которая сейчас направлена на обновление трамваев и, кроме того, вывод на маршруты электробусов. Был один город, который хотел полностью реализовать проект электробуса — Южно-Сахалинск. Однако этого не произошло. Сейчас в проекте по моим данным осталось 10 городов. Будут реконструировать или строить трамвайные пути, покупать электробусы и зарядные станции. Будут ли в этой программе другие города, пока не ясно», — резюмировал он.
Больше интересных статей здесь: Промышленность.
Источник статьи: Региональный парк общественного транспорта и организация управления перевозками в провинции нуждаются в обновлении.
- Введение в России минимальных розничных цен на вина будет иметь положительный эффект для отечественного рынка лишь в том случае, если, не оно не коснется российских производителей
- В этой статье я расскажу о том, какие компании помогали АВТОВАЗу создавать упрощённые комплектации Classic'22 моделей Granta и Niva