Потолок цен на газ в Европе — горячая тема, которая уже много месяцев не дает покоя европейской элите. Похоже, воюя с Россией, ЕС подсадил настоящую «энергетическую свинью», которая делает его зависимым от цен азиатского рынка.
Заявление комиссара ЕС по энергетике Кадри Симсон перед встречей с министрами энергетики ЕС подтвердило растущее расхождение в европейских элитах по поводу потолка цен на газ. Она назвала задачу «трудной», учитывая продолжающиеся споры. При этом становится очевидным, что вопрос о введении лимита только на российское голубое топливо уже не стоит: ЕС предлагает ограничить цену любого газа до 275 евро за МВтч, а по цене за тысячу куб м газа - около 2,9 тыс долларов.
К тому же, учитывая недавнее соглашение об эмбарго на нефть из России, несколько меньше сомнений в возможности распространения такой практики на российский газ. Хотя на данный момент эта тема в повестке дня не заявлена. Почему введение эмбарго на голубое топливо из РФ и потолок цен на газ теоретически возможно, хотя и крайне неприятно для ЕС, а также то, как Европа буквально «украла» углеводороды из России, считает ведущий эксперт Национального Об этом «Эксперту» рассказал преподаватель Фонда энергетической безопасности (ФНЭБ) Финансового университета Юрий Юшков.
Европейцы могут сами себе устроить газовый стресс
«Пока европейцы не обсуждают эмбарго против российского газа, хотя такая идея на самом деле все больше «проскальзывает» в ЕС. А все потому, что газа из России мало. Поясню: когда доля российского газа была ниже 40%, то конечно ввести полный запрет на импорт было крайне сложно, это всех пугало. Сейчас, когда каждый из российских газопроводов по разным причинам либо остановился, либо сократил объемы поставок, ситуация для них стала проще. «Ямал-Европа» была исключена из-за того, что Польша еще весной национализировала долю «Газпрома» в операторе, а Россия в ответ ввела санкции против этого оператора. Nord Stream 1 уменьшил объем прокачки из-за турбин, а потом просто взорвался. Украина не разрешает использовать один из газопроводов. Так что наша доля уменьшилась, и отказ от российских углеводородов выглядит не так уж и прекрасно. Но даже потеря этих 8% станет для европейцев огромным стрессом, считает Игорь Юшков.
Он напомнил, что весь 2022 год Европа будет жить в условиях крайне высоких цен на газ. 2023 год представляется им еще более сложным в этом вопросе. «Потому что как минимум в первой половине 2022 года были нормальные объемы поставок из России, а в 2023 году газа из России будет меньше. Кроме того, Азия может увеличивать объемы потребления, перетягивая спрос на себя. Китай, в частности, выздоравливает от коронавируса. Тогда непонятно, зачем Европе ухудшать ситуацию в виде эмбарго на российский газ», — отметил эксперт.
Риск введения эмбарго на российское голубое топливо может привести к тому, что Российская Федерация также прекратит поставки собственного СПГ. Чем его в этом случае заменит Европа, непонятно. «Россия делит третье место с Алжиром по объемам поставок СПГ в ЕС. Представим, что Европа вводит санкции на трубопроводный газ из России, а Россия в ответ скажет, что вообще ничего поставлять не будет. И тогда ЕС потеряет и те, и другие объемы. Дополнительных поставок не ожидается.
Обратите внимание: Точное земледелие в Европе: новое оборудование для сельского хозяйства.
Волна ввода крупных заводов СПГ в США и Катаре начнется только в 2026 году. Еще есть вероятность, что сгоревший в 2022 году американский завод GAZP будет отремонтирован. Поэтому Европа не сможет в еще большей степени заменить трубопроводный газ. Они уже собрали все, что можно. Вплоть до откровенного воровства газа, как это было, например, с Индией. Дочернее предприятие «Газпрома» «Газпром-Трейдинг» имело контракты с «Ямал СПГ» и Индийской нефтегазовой компанией. В итоге, как мы помним, немцы национализировали дочку «Газпрома» и сказали ей не выполнять контракт с Индией на поставку «Ямал СПГ», а все топливо ушло в Европу. Что это, как не откровенное воровство, — сказал Игорь Юшков.
В Европе отмирают потребители голубого топлива
«Положительным фактором в условиях дефицита газа в Европе, если можно так сказать, является снижение потребления. Но это происходит не потому, что европейцы такие умные и меньше стирают, а потому, что промышленность меньше использует. И лучшими оценками являются снижение производительности европейской промышленности на 15% в год. Это хороший сценарий, но были цифры до 30%. Потребители умирают, считает эксперт.
Он считает, что европейцы вряд ли согласятся на эмбарго на российский газ, даже если удастся установить потолок цен. «Да, может быть, не сейчас, но я думаю, что это произойдет. Но вы должны понимать, что речь идет не о потолке цен конкретно на российский газ, а о пределе цен вообще. Даже сами европейцы стали позиционировать этот инструмент не как санкции против РФ, а как инструмент влияния на рынок. Сейчас говорят другие цифры, но логика будет следующая: потолок цен будет примерно на 70 долларов выше, чем цена на газ в Азии. Там будет привязка к стоимости, чтобы сохранить СПГ на европейском рынке. Потому что при другом сценарии поставщики просто развернутся и уйдут, считает Игорь Юшков.
На данный момент возможный потолок отражает довольно высокую стоимость. Поэтому у многих компаний явно встанет вопрос: либо продолжать зарабатывать, так как цены в Европе все равно будут самыми высокими, либо проявлять добросовестность, не участвовать в навязанных схемах, а сокращать производство.
«В то же время очевидно, что серые схемы с газом работать не будут. Из недавних заявлений мы поняли, что если российская нефть попадает в третью страну и там перерабатывается, то она уже не считается российской. С газом ситуация сложнее. Чисто теоретически в какой-то перспективе может быть договоренность: газ из РФ поступает в страну, где его перерабатывают в аммиак, а в Европе уже используют в водород. Но это настолько далекое будущее, что его пока даже не стоит обсуждать, заключил Игорь Юшков.
Больше интересных статей здесь: Промышленность.
Источник статьи: Полок цен на газ в Европе — острейшая тема, которая много месяцев не отпускает европейские элиты.
- Технологичные новинки от «Группы ГАЗ» должны стать хорошим подспорьем для развития в России сегмента пассажирских автоперевозок в нынешних непростых экономических условиях
- Взлетно-посадочные полосы являются объектами федеральной собственности, поэтому деньги на их строительство, как правило, выделяет государство