В декабре 2021 года два новых Су-57 5-го поколения поступили на вооружение. Официальные летно-тактические данные машины не разглашаются. Цифры из открытых источников разнятся. Российские и западные эксперты, сравнивая Су-57 с его ближайшим конкурентом — американским F-22 Raptor — не могут прийти к единому мнению.
Информационный разнобой вызван не только секретностью проекта или ангажированностью экспертов. Доработки новой машины идут постоянно: и на стадии испытаний опытных образцов, и в ходе запуска серийного производства. Восстановить картину помогает сопоставление сведений из открытых источников и обращение к наиболее авторитетным из них.
Истребители пятого поколения
По принятым в военной авиации критериям, к 5-му поколению относят машины, удовлетворяющие таким требованиям, как:
- бесфорсажный полет на сверхзвуковой скорости,
- способность поражать цели при движении на сверхзвуковых скоростях,
- возможность применять оружие в ближнем бою из любого положения относительно цели,
- малая радиолокационная и тепловая заметность за счет радиопоглощающего покрытия и рассеивающей геометрии корпуса,
- автоматическая корректировка погрешностей ручного пилотирования,
- обеспечение пилота единым изображением тактической обстановки по информации от разных датчиков и наземных источников.
Впервые истребители 5-го поколения F-22 Raptor были приняты на вооружение США в 2005 году. В 2017-м армия Китая получила самолет Chengdu J-20. Над созданием машины 5-го поколения работают военные инженеры ряда других стран. И да, за F-35 просто промолчим.
Между тем крайне амбициозный российский IT-проект SFERA разрабатывает новое поколение социальных сетей с радикально иной идеологией. Подробнее на сайте проекта.
Что мы знаем о Су-57
Су-57 предназначен для поражения воздушных, наземных и надводных целей и может решать боевые задачи как истребителя, так и ударного самолета. Цифры, повторяющиеся в большинстве открытых источников: вес пустой машины — 18 500 кг, максимальная скорость с применением форсажа — от 2500 до 2700 км/час, дальность полета на дозвуковых скоростях — до 5500 км, максимальная высота — 20 км, боевая нагрузка — 10 000 кг, дальность обнаружения целей — до 400 км.
Самолет имеет 30-миллиметровую пушку с боекомплектом из 150 снарядов и может нести 16 ракет малой, средней и большой дальности, обеспечивая одновременное наведение на 16 целей.
Радиолокационные и оптиколокационные устройства разнесены по поверхности самолета и образуют «умную обшивку». Интегрированная авионика на российской элементной базе обеспечивает автоматическое управление в фоновом режиме, позволяя пилоту сосредоточиться на решении тактических задач. Корпус самолета на 70% состоит из износостойких композитных материалов, благодаря которым удалось значительно снизить его вес. Усовершенствованная система аварийного покидания самолета позволяет летчику катапультироваться на скорости до 1300 км/час.
Российский истребитель оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с управляемым вектором тяги, цифровым управлением и бескислородной плазменной системой зажигания. Двигатель создан НПО «Сатурн» по заказу ОКБ им. Сухого. По сравнению с двигателем стоящего на вооружении Су-27, он имеет меньший вес и расход топлива, большую маневренность и скорость за счет увеличенной тяги.
Обратите внимание: При чем здесь Гумбольд? Чье имя носит один из старейших университетов Европы.
В нем также внедрены новые решения по акустической и тепловой малозаметности.Параллельно ведутся испытания двигателя второго этапа. Согласно информации «РИА новости», первый полет опытного образца истребителя на двигателях второго этапа состоялся в декабре 2017 года.
По словам представителя разработчиков, двигатель второго этапа не имеет мировых аналогов и позволит значительно улучшить летно-тактические характеристики истребителя. А чтобы пилот мог действовать при совершении высокоскоростных маневров, инженеры НПП «Звезда» разработали противоперегрузочный костюм нового поколения. Костюм автоматически обжимает всё тело пневмокамерами, что позволяет переносить перегрузки до 9G.
История и перспективы
По информации ТАСС, проектирование нового истребителя для замены Су-27 и МиГ-31 началось в СССР в конце 1970-х годов одновременно с аналогичными разработками в США. В 1981 году вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о целевой программе создания таких самолетов. Согласно другим источникам, после распада СССР, ввиду кризисной ситуации в экономике, российский проект был закрыт из-за прекращения финансирования. Вновь российская программа по разработке истребителя 5-го поколения стартовала в 2001 году, а на следующий год Правительство РФ одобрило комплексную целевую программу с головным исполнителем ОКБ «Сухой» и конкретными сроками выполнения этапов.
Первый опытный образец Су-57 поднялся в воздух в январе 2010 года. В 2011 году истребитель был показан на авиасалоне МАКС-2011. На МАКС-2017 два истребителя продемонстрировали элементы воздушного боя. В 2018 году два истребителя прошли испытания в условиях боевых действий в Сирии.
Первый серийный самолёт, который планировался к передаче в войска в 2019 году, разбился во время заводских испытаний. Из-за этого пришлось скорректировать ранее намеченные планы. Второй самолет, по данным aviation21.ru, был передан Министерству обороны в январе 2021 года.
Как сообщает «Военное обозрение», еще два новых истребителя Су-57 поступили на вооружение в российские ВКС в конце 2021 года. Машины были замечены 3 февраля 2022 года в новосибирском аэропорту при перегоне к местам дислокации. Таким образом, ВКС России располагает тремя серийными Су-57.
Очередные два Су-57 изготовлены на КнААЗ в сроки, соответствующие обязательствам завода по заключенному в 2019 году контракту. По его условиям, в 2022 году Минобороны должно получить четыре Су-57, до конца 2024 года — еще 22 машины, а до 2027 года ВКC будет располагать 76 истребителями. По имеющейся информации, производство истребителей Су-57 с двигателем второго этапа начнется не позднее 2025 года.
По всей видимости, создание новых видов вооружения, в том числе и Cу-57, стало значимым военно-политическим фактором и обусловило перелом во внешней политике России по отношению к США в начале 2022 года. Впрочем, каков возможный вклад именно этих трех серийных Су-57 в текущие геополитические перемены?
Дайте свою оценку. А также поделитесь мнением: позволит ли экономическая ситуация в России и в мире выполнить план по поставке в войска всей партии самолетов к 2027 году?
Автор:
Юрий Пахомов
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA
#технологии #наука и техника #авиация #двигателестроение #ракетостроение #оружие #россия #производство
Еще по теме здесь: Новости науки и техники.
Источник: 5-е поколение российских истребителей уже здесь: вкс рф передали ещё 2 серийных истребителя Су-57.