А ведь мы тогда летали без парашютов». История штурмана ночного бомбардировщика Алексея Рапоты

Алексей Рапота был штурманом тихоходного ночного бомбардировщика У-2. За время службы он совершил 350 боевых вылетов и проявил особое мужество в боях подо Ржевом в 1942 году. Мы расскажем вам о военной карьере Алексея Никифоровича и представим его воспоминания о войне.

Детство и авиаучилище

Алексей родился 27 февраля 1922 года в селе Апановка Костанайской области. В 1938 году он с отличием окончил семилетнюю школу, курсы радистов и устроился на работу по специальности. Вскоре 15-летнего подростка перевели на должность управляющего местного магазина. В 1939 году поступил в Костанайское учительское училище. Ла Порта принимал активное участие в общественной жизни и был секретарем Коммунистического союза молодежи. В 1930-е годы Советский Союз стремительно готовился к будущим войнам, по всей стране создавались новые военные учебные заведения, активно развивался военно-промышленный комплекс. В 1940 году Алексей Рапота по комсомольской путёвке поступил в лётное училище. Вот как он об этом вспоминал:

«Не скрою, что мне было тяжело и больно внутри. Хотя я и думал, что стать военным — это хорошо, я совершенно не представлял, что меня ждет. Но когда это случилось, я понял, что это надолго! К тому же я имел весьма смутное представление об авиации, а тут еще и это случилось... Я уезжал, и для всех это стало большим сюрпризом. Некоторые преподаватели говорили: «А не лучше ли было бы сделать это после окончания педагогического института?» «Но так получилось, что не только я, но и другие не смогли закончить учёбу — набор был большой, наши пожелания не учитывались. Надо быть готовыми защищать Родину, вот и всё…»

Бои подо Ржевом

Во время учебы он застал Великую Отечественную войну. Ла Порта прошел ускоренный курс обучения и в декабре 1941 года был отправлен на фронт в качестве штурмана 666-го легкобомбардировочного авиационного полка. Во время задания Алексей летал на биплане У-2. Это медленный учебный самолет, не подходящий для воздушного боя. Его использовали ночью, когда эффективность немецких истребителей падала практически до нуля. Главными противниками У-2 были зенитные орудия и пулеметы противника. В начале 1942 года Алексей Рапота совершил свой первый боевой вылет под Ржевом. Он вспоминал:

«Когда пролетаешь над линией фронта, то видишь прямую линию света, тянущуюся там, потому что немцы постоянно выпускают осветительные ракеты. Кроме того, костры очень помогают ориентироваться во время полета. Время от времени по обе стороны линии фронта взрываются снаряды. На горизонте я увидел траекторию зенитных снарядов, проносящихся по небу, — по времени и направлению я понял, что противник стреляет по экипажу, который вылетел раньше нас. В это время я почувствовал, как у меня забилось сердце. Помню, я тогда подумал: «Это война.. что она мне готовит?".

Я назначаю маршруты к своим целям. Она быстро приблизилась, но признаков жизни не было. Но я был уверен, что это именно та деревня, куда нам нужно было сбросить бомбу. Как только я это сделал, немцы начали массированную артиллерийскую атаку. Внезапно все вокруг стало светлее. Снаряды летели со всех сторон и, казалось, вот-вот попадут в наш самолет. Но Элджину удалось развернуться и приземлиться на нашей территории.

Обратите внимание: ИСТОРИЯ РОССИИ.

Но я до сих пор не понимаю, как нам удалось избежать этой бомбардировки…»

Когда самолет приземлился, техники обнаружили многочисленные отверстия в фюзеляже. Одна пуля даже попала в двигатель и прошла совсем рядом с топливопроводом. Экипажу очень повезло, что не произошло пожара. Следующая задача также сопряжена с огромными рисками. Хорошая навигационная подготовка и уверенность сослужили Ла Порте хорошую службу. В критических ситуациях он может взять на себя управление пилотом и самостоятельно посадить самолет. В 1942 году за успешное выполнение 27 боевых вылетов в районе Ржева Алексей Никифорович Рапота был награжден орденом Красного Знамени. Пилоты U-2 были измотаны, выполняя по несколько боевых вылетов каждую ночь. Алексей Никифорович вспоминал о трудностях боевой работы:

«У нас кабина была открытая, а лицо закрывала только маска. Так вот, зимой незащищенная часть лица у нас всегда была черной и замерзшей. Приезжал, снимал маску, докладывал и снова взлетал. Она даже не успевала высохнуть, а потом снова начинала замерзать. Возвращался снова, и даже не мог сразу снять ее. Она просто замерзала на моем лице. За полгода было потеряно почти половина полка... Иногда их сбивали, но самое опасное — усталость. К третьему или четвертому вылету я уже спал. Так вот, двое или трое членов нашего экипажа погибли. Самолеты, нагруженные бомбами, просто рухнули на землю вот так... Хотя у U-2 было двойное управление, в крайних случаях штурман мог управлять самолетом из своей кабины. Но, например, я столкнулся с ситуацией, когда мы оба засыпали. К счастью, мы вовремя проснулись и пришли в себя. Но это случалось только при полете над своей территорией. За линией фронта всех сразу лишали сна».

Алексей Никифорович Рапота совершил 300 боевых вылетов под Ржевом. Позднее он принял участие в Смоленском сражении. На завершающем этапе Великой Отечественной войны он служил советником при штабе 2-й Чехословацкой смешанной авиационной дивизии. День Победы я отмечал под Прагой.

Алексей Рапота и его будущая жена Татьяна

На фронте он познакомился со своей женой Татьяной. Супруги прожили вместе 70 лет и воспитали двух сыновей, шестерых внуков и семерых правнуков. В мирное время Алексей Лапорта продолжил службу в Военно-воздушных силах и окончил две академии. В течение 15 лет он был начальником кафедры ПВО Военной академии бронетанковых войск. В 1987 году вышел в отставку в звании генерал-майора. Аспирант по военным наукам, доцент. Выйдя на пенсию, он активно занимался патриотическим воспитанием молодежи. Он был одним из инициаторов строительства Памятника советским воинам во Ржеве, открытие которого состоялось в июне 2020 года. Ветеран скончался 20 октября 2020 года в возрасте 98 лет.

проходить

Великая Отечественная война Солдат Герой Советского Союза Все, что я хочу знать Офицер Второй мировой войны Военное образование Биография 20 века Военные медали Авиация Летчик Штурман 9 мая - День Победы 80-летие Победы Яндекс Дзен (ссылка) Длинный пост 1

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: А ведь мы тогда летали без парашютов». История штурмана ночного бомбардировщика Алексея Рапоты.