Благодаря массовой культуре отношения моряка и рома приобрели статус культовых. Уже невозможно представить какого-нибудь капитана без бутылки огненной воды. Однако на деле все обстоит гораздо прозаичнее: тростниковый сахар, обеззараживание воды и пьяные налеты — вот, что мы узнали о вынужденной любви моряков к рому.
Современный ром и «пиратский» ром — не родственники
История рома берет свое начало на Карибских островах, где он в 17 веке стал практически золотой валютой между моряками. Однако тот напиток, который мы знаем сейчас под этим названием, мало похож на тот крепкий дистиллят, созданный из субпродуктов тростника.
Первый « пиратский ром » получали путем сбраживания патоки. Последующая перегонка этого алкогольного побочного продукта делала его сильно концентрированным с крепостью порядка 75-80%. Именно минимальные издержки на изготовление и высокое содержание спирта позволили рому быстро занять место в сердцах простых портовых работников и моряков. Фактически ром за крайне низкую стоимость помогал среднестатистическому кубинцу и позже европейцам пьянеть гораздо эффективнее.
Ром во времена пиратских захватов практически не очищался от сивушных масел, а потому производил эффект гораздо более сильный, нежели современный напиток.
В противовес своему «пиратскому » аналогу современный ром изготавливается по сложной технологии, проходит несколько этапов очищения и долго выдерживается для насыщенного и богатого вкуса. До нас этот алкогольный напиток дошел в облегченном виде — от 35 до 48 градусов крепости, и, конечно, стоимость за напиток, которую мы отдаем, в разы больше той, что платили моряки за дистиллят. Спасибо за это нововведение мы можем сказать дону Факундо Бакарди Массо, который и является отцом современного рома.
Ром ценнее и безопаснее воды
Нужно понимать, что не только моряки употребляли ром: в 17 веке он был распространен среди всех слоев населения, но именно долгие плавания и сопутствующие им тяготы жизни сделали ром неотъемлемой частью жизни моряка (не только пиратских кораблей, но и государственного флота).
Главной причиной « ромовой» лихорадки у моряков стала именно его низкое качество: являясь дистиллятом, ром не портился на жаре, в отличие от пресной воды, которая становилась тухлой спустя два дня. Вино, сидр и пиво быстро прокисали и не были пригодны для использования в долгосрочном плавании.
Поэтому для сбивания запаха и вкуса гниющей воды использовали ром, который быстро вытеснил воду из этого уравнения.
А как там с дисциплиной?
На каждого члена экипажа в день приходилось полпинты 80%-го рома (около 240 грамм). В холодное время года этот объем увеличивался до пинты в день, поскольку такое содержание спирта в напитке отлично согревало.
Обратите внимание: Тест. На сколько хорошо вы знаете Историю Древнего Мира? Мой результат 3/6.
В итоге это и привело к повальному пьянству среди моряков и спровоцировало целый ряд проблем: от неспособности команды отражать атаки врагов до неконтролируемых налетов на свои же поселения в пьяном кураже.До 18 века употребление рома на корабле регламентировалось только личным отношением капитана корабля к этому напитку. Но все изменилось в 1740 году, когда адмирал сэр Эдвард Вернон издал указ, согласно которому ром снова начали разбавлять горячей водой или чаем. Напиток стали называть «ром на трех водах » , или «грог » .
Выдача грога была официально закреплена в правилах английского флота до 1970 года, однако соотношение воды и рома в пинте оставались на усмотрение капитана корабля. Для собственного удобства матросами была разработана система пропорций: «норд» — чистый ром, а «вест» — чистая вода. Если о напитке говорили «норд-вест», это была смесь один к одному. «Вест-норд-вест» — две части воды и одна часть рома .
Еще в дистиллят стали добавлять лимонную цедру и сахарный сироп. Такие меры способствовали снижению вероятности заболевания цингой, а сахарный сироп сбивал горечь рома и привкус несвежей воды.
Конкуренция в алкогольной жизни моряка
Внимания массового зрителя удостоились отношения моряков только с ромом, а остальные алкогольные напитки были незаслуженно забыты историей в силу разных обстоятельств.
Безусловно, ром выигрывал по многим показателям, но если у команды находилась лишняя « монета», то и флот, и пиратские корабли, очень часто отдавали свое предпочтение портвейну. На английских кораблях впервые это вино появилось после войны с Францией и оно ничем не уступало по характеристикам рому: так же долго не портилось и быстро опьяняло. Единственный минус — стоило оно в разы дороже своего оппонента.
Кроме рома и вина моряки имели особое пристрастие к пиву, но только при условии, что их плавание продлится не дольше пяти суток. Оно также заменяло воду, но являлось скоропортящимся продуктом, из-за чего прокисало под палящими лучами солнца и приходило в негодность.
Что бы пили пираты сейчас, когда ассортимент стал существенно шире? Наверняка, это было бы что-нибудь «цветное», довольно крепкое и с ярким вкусом. Под эти критерии неплохо подходят ликеры на травах.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: А вы действительно знаете, что пили пираты на самом деле?.