Аэродромный электромотор — генератор АЗМГ-50М АЭМГ. Так же, как и АПА, ЭГУ может использоваться для обеспечения электроэнергией JIA. Машинный преобразователь АЭМП-50М обеспечивает:
1) одиночный и групповой запуск АД в режиме «Запуск 24 В», запуск 24/48 В с переключением источника тока с 24 на 48 В на JIA и запуск 70 В;
2) одиночное и групповое питание электрооборудования = I напряжением 28,5 В, 1-ф I напряжением
115 В, частотой 400 Гц и 3-ф I напряжением 36 В частотой 400 Гц. Масса АЭМГ-50М — 2300 кг.
Кроме АЭМГ-50М получил распространение также и другой тип АЭМГ — АЭМГ-60/30М.
Его отличие в том, что вместо асинхронного двигателя и источников электроэнергии используются электромашинный преобразователь ВПЛ-50М и автотрансформаторы, обеспечивающие ЛА электроэнергией только по переменному току (3-ф I = 208 В, 1-ф I = 208 В, 1-ф I = 120 В, частота 400 Гц). Аналогично ЭГУ-17/35М АЭМГ часто включается в состав комплексных станций наземного контроля.
Установка для зарядки авиационных аккумуляторных батарей (ЭСДА-8-ВЗ/70-3 типа «Эльбрус»)
Зарядно-разрядные установки предназначены для обеспечения постоянной исправности кислотных и щелочных авиационных АБ. Установки функционируют в стационарных (обычных) и полевых условиях и состоят из целой серии портативных установок и установок, размещенных на шасси автомобилей.
Передвижная автоматизированная электростанция ЭСДА-8-ВЭ/70-3 предназначена для заряда, разряда, хранения и транспортирования различных типов серебряно-цинковых аккумуляторов и батарей, а также для подзарядки кислотных аккумуляторных батарей в стационарных и полевых условиях. Станция обеспечивает:
1) автоматический контроль заряда и разряда серебряно-цинковых аккумуляторов и батарей;
2) одновременный заряд 120 различных типов серебряно-цинковых аккумуляторов токами от 0,3 до 5 А, или 60 аккумуляторов токами до 10 А, или 8 АБ типа 15СЦС-45Б;
3) подзарядку шести кислотных АБ типа 12САМ-28;
4) разряд серебряно-цинковых и других типов щелочных аккумуляторов и АБ токами от 0,3 до 10 А и 45А;
5) заряд других типов щелочных и подзарядки кислотных АБ токами от 0,3 до 10 А;
6) хранение и транспортирование различного количества щелочных аккумуляторов и АБ.
Все составные части смонтированы на шасси автомобиля ГАЗ-66. В качестве источника питания станции используется дизельная электростанция ЭСД-8-Т/400-А1РП на одноосном принципе. В кузове Г АЗ-66 размещены автоматизированная зарядно-разрядная установка УЗА-СЦ и щит управления. Сама УЗА-СЦ состоит из следующих устройств и принадлежностей:
1) зарядно-контрольных устройств УЗК-1 и УЗК-2;
2) разрядного устройства РУ;
3) приспособления контрольных и силовых цепей для заряда и разряда аккумуляторов россыпью токами до 11,5 А;
4) приспособления контрольных и силовых цепей для разряда аккумуляторов россыпью токами до 45А;
5) кассеты;
6) комплекта силовых, контрольных кабелей и переходов;
7) ЗИП и документации.
Заряд и разряд щелочных АБ типа 15 СЦС-45Б производится при подключении УЗА-СЦ к щиту управления, а заряд кислотных АБ типа 12 САМ-28 — подключением их к щиту управления без УЗА-СЦ.
Автоматизация заряда и разряда заключается в следующих действиях:
1) автоматический поэлементный контроль щелочных аккумуляторов в каждой группе;
2) автоматическое отключение зарядного или разрядного тока в группе при получении на одном из аккумуляторов этой группы напряжения, установленного оператором;
3) зрительный контроль номера, выбранного для измерения или контролируемого аккумулятора;
4) оперативная приближенная оценка напряжения на контролируемом аккумуляторе дополнительным вольтметром, входящим в комплект УЗА-СЦ;
5) контроль времени заряда и разряда;
6) возможность продолжения циклов разряда или заряда аккумуляторов при исключении из группы одного или нескольких аккумуляторов;
7) возможность продолжения циклов заряда или разряда при автоматическом отключении группы;
8) подача световой и звуковой сигнализации;
9) запоминание и указание номера аккумуляторной батареи в отключенной группе, достигшего установленного оператором напряжения.
Возможен одновременный заряд и разряд нескольких аккумуляторов или АБ. Особенностью установки УЗА-СЦ, входящей в состав станции «Эльбрус», является то, что она может поставляться отдельно в качестве основной составной части стационарных зарядных аккумуляторных станций (ЗАС) на аэродромах.
Авиационные аккумуляторные батареи (АБ) по назначению делятся на бортовые и аэродромные. Бортовые
АБ (находятся на борту ЛА) предназначены для:
1) питания основных потребителей в полете при выходе из строя генераторов постоянного тока, т. е. используются в качестве аварийного источника постоянного тока;
2) питания систем запуска при автономном запуске авиадвигателей.
Аэродромные АБ (находятся на аэродроме) предназначены:
1) для питания потребителей электроэнергии ЛА на земле при проверках;
2) для питания систем запуска при неавтономном запуске авиадвигателей.