Система баллистических ракет, несомненно, является мощным оружием. Но смертоносный и незаметный, он все же имел существенные недостатки. Один из них — большой вес.
Одна только ракета с пусковой установкой весила более 1,5 сотни тонн. Добавьте к этому массу самого вагона и то, что в состав каждого поезда входило по три таких установки. В результате поезд-призрак создавал такую колоссальную нагрузку на железнодорожное полотно, что пришлось заменить рельсы и шпалы на этом участке движения, а также дополнительно укрепить насыпи.
Но была еще одна проблема. Где взять трактор, который все это возит? Первоначально на БЖРК эксплуатировался специально модифицированный тепловоз М62, получивший индекс ДМ62.
Внешне они мало отличались друг от друга. Среди наиболее заметных для профессионального взгляда решений были квадратные фары и очиститель гусениц с механизмом регулировки.
Новый тепловоз хорошо справлялся со своими задачами. Но советским ученым не давала покоя автономия военнослужащих. Так выглядел проект атомовоза — гибрида паровоза и атомной электростанции.
Как работает?
Ничего принципиально нового инженеры не придумали, и атомоход работал по классическому принципу. Перед локомотивом находился реактор, который вырабатывал электричество. (Мощность проектной установки 12 МВт). Реактор нагревал воду, а готовый пар вращал турбину.
Обратите внимание: История атомной промышленности СССР. Военные против ученых..
За счет электроэнергии, получаемой от генератора, работали двигатели локомотива, а в вагоны подавался свет.Но гениальная идея разбилась об одну важную деталь — безопасность. Атомный поезд был бы отличной мишенью для террористов, но и без него он представлял серьезную опасность для собственного личного состава и всего живого вокруг.
При строительстве такой паровоз приходилось буквально заливать свинцом и бетоном, что превращало его в саркофаг на колесах весом в несколько сотен тонн (по некоторым данным, до 450 тонн). Такой вес не выдержала даже усиленная гусеница, и ее хотели заменить на более широкую. Но вместе с этим пришлось перестраивать всю инфраструктуру, что сразу сделало проект финансово невозможным.
Работа над проектом была остановлена в 1985 году и больше не возобновлялась. Пока непонятно, где использовать такие атомные носители, как сделать их безопасными и как снизить затраты на содержание.
Ситуация осложняется тем, что проект так и остался на бумаге, а на просторы страны не зашло ни одно атомоход. И кто знает, какие еще сюрпризы появятся во время тестовой эксплуатации.
Атомовоз в США
Ближе всего к реализации идеи атомного поезда подошли США - из-за особенностей местных железных дорог вес локомотива уже не играл столь важной роли. По расчетам, атомный транспортер, получивший имя Х-12, будет весить 720 тонн и сможет тянуть груженый поезд со скоростью 80 км/ч.
Интересно, что реактор запускали только один раз — на заводе, и тогда доступ к нему был заблокирован. После трех лет эксплуатации его просто необходимо было поменять на новый. Заправляться приходилось каждые полгода.
Но в США от использования атомного носителя тоже отказались. Слишком дорого и опасно, а в случае аварии последствия будут и вовсе катастрофическими как для экологии, так и для бюджета. Х-12 тоже остался только на бумаге.
Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.
Источник статьи: История проектов атомовоза в СССР и США.