Вид спорта, включающий соревнования на различных типах автомобилей: гоночных, серийных, спортивных, грузовых ит. д. В зависимости от величины рабочего объема цилиндров двигателя, собственного веса и элементов конструкции машины каждого типа разделяются на классы.
Первые соревнования по автомобильному спорту проходили во Франции осенью 1894 г.
Их участники преодолели 1200 км по маршруту Париж — Руан — Париж. Автомобили шли со скоростью 12,5 км/час. Эта скорость, конечно, ничтожно мала по сравнению с той, которую развил на автомобиле с реактивным двигателем американец К. Бридлав,— 966,554 км/ч. Этот абсолютный мировой рекорд установлен в 1965 г.
В программу современных состязаний по автоспорту входят заезды на установление рекордов, трековые и дорожные гонки, кроссы, вождение в условиях города, скоростное маневрирование.
Большую популярность приобрел картинг — соревнования на картах (микроавтомобилях без подвески). Для этих состязаний выбирают трассу длиной от 400 до 1200 м со сложной конфигурацией, с множеством правых и левых поворотов различных радиусов. Управлять картом весьма сложно. Во многих городах нашей страны при домах пионеров или спортивно-технических клубах созданы секции для ребят. Для молодых картингистов ежегодно разыгрывается юношеский чемпионат СССР. Его участники соревнуются на микроавтомобилях классов 50 и 125 см3. Опытные спортсмены соревнуются в классах 125 и 175 см3.
Однако самое большое число поклонников имеют ралли — сравнительно новый вид автоспорта. В СССР он начал развиваться в конце 50-х гг. Это состязания на регулярность движения в течение длительного времени и по различным дорогам. По условиям водитель обязан строго соблюдать предписанный ему график следования через специальные контрольные пункты. До обозначенного срока пересекать границу пунктов нельзя, нельзя и опаздывать. В обоих случаях—штраф. За нарушение правил дорожного движения — тоже штраф. Заданный режим движения выдержать трудно, но необходимо. К участию допускаются только серийные машины. Ралли рассматривается как всестороннее испытание мастерства водителей и всех качеств массового автомобиля.
На крупнейших международных соревнованиях отлично зарекомендовали себя автомобили «Москвич» и «Жигули», успешно конкурирующие и часто превосходящие в своих классах машины известных иностранных фирм. На счету наших мастеров успехи в известных авторалли «1000 озер», «Золотые пески», «Тур Европы», «Татра», «Рейд Польский». Уверенно прошли советские экипажи марафоны Лондон— Сидней, Лондон — Мехико, протяженность которых измерялась десятками тысяч километров.
Среди советских мастеров ралли значительных успехов достигли такие известные спортсмены, как И. Астафьев, С. Брундза, А. Гирдаускас, А. Карамышев, А. Козырчиков. В труднейшем испытании — ралли «Русская зима», которым завершился ежегодный розыгрыш Кубка дружбы социалистических стран 1978 г. победили братья И. и А.Н. Больших, выступавшие на автомобиле «Москвич-2140». Братья — молодые гонщики.
Еще в пионерском возрасте они увлеклись техническими видами спорта. Тщательно изучали конструкции мотоциклов и автомобилей. Именно доскональное знание техники, мастерское вождение обеспечило Больших первенство в беспримерном по трудности ралли.