Беспилотному сектору авиационной отрасли России, способному стать одним из драйверов всей экономики страны, становится тесно в отведенных для него властями рамках

Беспилотный сектор российского авиастроения, который мог бы стать одним из драйверов экономики всей страны, становится тесным в пределах, установленных для него властями. Для развития отечественной индустрии дронов необходимо оперативно решить ряд застарелых проблем.

Беспилотному сектору авиационной отрасли России, способному стать одним из драйверов всей экономики страны, становится тесно в отведенных для него властями рамках Беспилотный летательный аппарат Т-300 на выставке "Аэронет 2035", посвященной передовым отечественным разработкам в области беспилотных авиационных комплексов, в павильоне "Космос" на ВДНХ.

Российские компании представили свои самые передовые разработки в области беспилотных авиационных комплексов для логистики, промышленности, лесного и сельского хозяйства, строительства, специального назначения и сбора геопространственных данных на выставке «Аэронет 2035», которая сейчас проходит в павильоне «Космос» на ВДНХ в Москве.

От Циклокара до Стилета

Пожалуй, данная выставочная презентация технологических продуктов и решений, организованная АНО «Платформа НТИ», Фондом поддержки проектов НТИ, Агентством стратегических инициатив и Правительством Москвы, представляет интерес в первую очередь для профессиональной аудитории. Неподготовленному посетителю непросто самостоятельно выяснить, для чего нужны представленные там экспонаты и чем они уникальны. Однако некоторые из них привлекают внимание только своим внешним видом.

Например, компания Turing's Flying Machines выставила беспилотный летательный аппарат Т-300 типа многодвигательного (гибридного) самолета с вертикальным взлетом и посадкой для грузовых перевозок. На фюзеляже беспилотника длиной 4 метра и размахом крыльев 7,4 метра нанесен логотип Почты России. Полезная нагрузка этого 400-килограммового БПЛА составляет до 130 кг, крейсерская скорость — 160 км/ч. Сменный грузовой отсек может иметь объем от 100 до 1000 литров.

В настоящее время производитель создал прототип дрона и проводит его летные испытания. В мире у этого Т-300, уникального в своем классе (эВВП) по грузоподъемности, объемам перевозимого груза, автономности и стоимости перевозки всего два конкурента - китайская Autoflight и американская Elroy Air. Однако слабым местом «беспилотного летательного аппарата» является доля российских комплектующих. Их всего 50%. У многих экспонентов, впрочем, дела в этом плане идут хорошо, плюс-минус, хотя почти все работают с импортозамещением иностранных узлов, агрегатов и деталей в текущей ситуации.

А вот полным импортозамещением узлов и агрегатов может похвастаться Cyclocar от «Фонда перспективных исследований». Это крупногабаритный беспилотный аппарат с циклическим движителем. Этот 100% российский БПЛА имеет возможность взлета и посадки на наклонные и подвижные поверхности, он способен швартоваться к вертикальной стене, летать между препятствиями, развивать скорость до 200 км/ч и поднимать до 500 кг груза.

Еще одной особенностью аппарата является управление вектором тяги на 360 градусов. Циклокар можно использовать для спасения людей из многоэтажек или в будущем в качестве аэротакси. По сравнению с вертолетом он производит гораздо меньше шума, что немаловажно для городских условий.

Еще один беспилотник, находящийся в опытном производстве, который вполне мог бы использоваться для пассажирских перевозок, — S700 Air Taxi, представленный компанией «Транспорт будущего». Этот БПЛА выглядит как небольшой вертолет - многороторного типа с двухуровневой конструкцией силовых установок (для повышения управляемости и отказоустойчивости).

Среди экспонатов можно найти уже пошедшие в серию БПЛА. Например, Supercam X4 от Unmanned Systems. Небольшой четырехкилограммовый беспилотник, способный находиться в воздухе 40 минут и двигаться со скоростью 60 км/ч, предназначен для ведения разведки и наблюдения. Дальность полета дрона, дальность радиолинии и дальность видеоканала до 5 км, рабочая высота 500 метров.

Этот БПЛА имеет отечественный автопилот, каналы связи, планер и программное обеспечение, совместимое с операционной системой Astra Linux. Сейчас Supercam X4 проходит испытания для принятия на снабжение в Нацгвардию, МВД и МЧС.

В целом на выставке представлено достаточное количество беспилотников, которые можно использовать не только в гражданских, но и в военных целях — для связи, разведки, наблюдения, корректировки огня и даже бомбардировки позиций противника. Так на стенде ООО «Связь СпецЗащита», заявляющего о себе как о поставщике беспилотных летательных аппаратов и программного обеспечения к ним для нужд специальной войсковой операции, был выставлен целый ряд таких устройств. Это БПЛА «Аист» (радар), «Шершень» (ретранслятор, увеличивающий дальность действия сигнала), «Ворон» (оснащен тепловизионной камерой и предназначен для поиска противника ночью), «Бинокль» (компактный разведывательный дрон, также с тепловизионным имиджер).

Еще одним интересным в военном контексте БПЛА является гексакоптер «Бродячий камикадзе» от НИИ вычислительных комплексов (НИИВК) им. М.А. Карцева. Имя говорит само за себя. Дальность действия устройства составляет до 20 км. Указано, что в настоящее время ведутся работы по оснащению беспилотника системой сброса шести гранат Ф-1. Хотя при необходимости можно повесить камеру, тепловизор и целеуказатель.

Помимо БПЛА, обычный военный сегмент выставки включает и средства противодействия им. Например, носимый комплекс «Стилет», разработанный АО «Технологии радиоуправления» и внешне напоминающий автоматическое огнестрельное оружие. С его помощью летящий или зависший в полевых условиях беспилотник (когда нет возможности установить полноценный модуль радиоподавления) можно посадить, сбить или заставить отступить. «Комплекс подавляет цели на расстоянии до 500 метров. Это зависит от мощности встроенного передатчика БПЛА. «Стилет» имеет широкий диапазон рабочих частот.

Обратите внимание: Запчасти и комплектующие для пищевого оборудования от ведущих компаний ЕС, России, Беларуси и Тайваня.

Он может одновременно генерировать 5 препятствий. Работает на Аккумулятор до 30 минут. Весит всего 6 кг, бойцу удобно держать его в руках. Выпускается серийно», — рассказали эксперту на стенде производителя. Кстати, аналогичный прибор для РЭБ под названием «Пищаль-Про» представил концерн «Автоматика», входящий в «Ростех».

Отдельные экспонаты Aeronet 2035 рассчитаны на работу даже не в воздушном пространстве Земли, а в космосе. Частная российская космическая компания «Спутники», входящая в группу «Ситроникс», привезла на выставку наноспутник для автоматического слежения за морскими судами в глобальном масштабе OrbiCraft-Pro 3U. Данные системы автоматической спутниковой идентификации, обеспечиваемой группировкой таких устройств размером всего 10х10х30 см, могут потребоваться Росрыболовству, Росатомфлоту (например, для мониторинга движения по Северному морскому пути), транспорту и страховые компании.

Беспилотник как драйвер развития

В целом стоит отметить, что в настоящее время дроны во всех их проявлениях начинают играть все большую роль в экономике нашей страны. У них даже есть потенциал стать его настоящими водителями. Пристальное внимание к этой теме проявляют самые высокопоставленные государственные деятели. «Аэронет-2035» посетили заместитель Председателя Правительства – Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, Мэр Москвы Сергей Собянин, представители Минтранса, Минобороны и другие официальные лица.

И это не удивительно. Ведь текущая сфера применения БАС очень обширна. Чаще всего беспилотные летательные аппараты сейчас используются для аэрофотосъемки и мониторинга различных объектов в энергетике, нефтегазовом комплексе и в промышленности. Но в ближайшие годы логистика может выйти на первый план. Ведь доставка грузов авиатранспортом позволяет значительно сэкономить время и деньги. А это уже близко к пассажирскому транспорту.

Также возможно использование БАС в строительстве для планирования, проектирования и контроля качества выполняемых работ, что, по расчетам организаторов выставки, позволит сэкономить до 15% средств. Есть ниша для дронов в лесном и сельском хозяйстве, где их имеет смысл использовать для инвентаризации земель и поддержки агротехнических работ. В результате это позволит вдвое снизить затраты на аналогичные мероприятия по сравнению с текущими вертолетными съемками, а также повысить урожайность на 3-10% за счет увеличения полезной площади посевов.

Так что теоретически инвестиции в рынок дронов кажутся очень перспективными. Но на практике на пути развития беспилотной авиации в России есть несколько серьезных проблем. Во-первых, отсутствует координация между центрами компетенций, разработки и принятия нормативных решений в этой сфере. Во-вторых, низкая эффективность инструментов управления инновациями, процедур сертификации оборудования и персонала, а также процесса разработки регламентов. В результате до сих пор не сформирована полноценная правовая база для эксплуатации БАС. Нет даже государственной программы подготовки пилотов-операторов.

Как рассказали Эксперту в компании Fly Drone, которая занимается созданием инфраструктуры для полетов беспилотных летательных аппаратов в разных регионах страны, в целом перечень первоочередных вопросов, которые необходимо решить в контексте преодоления барьеров на пути Развитие беспилотного сегмента гражданской авиации формировали участники рынка.

Так возникает необходимость оперативной унификации и упрощения требований к производству БПЛА, навесной техники, к наземной инфраструктуре для них в разных условиях (городская среда, районы вблизи опасных или транспортных объектов и разная плотность населения), а также к обучению и аттестация обслуживающего их персонала. В профильных учебных заведениях целесообразно ввести дополнительные курсы обучения навыкам эксплуатации и конструирования дронов. Необходимо создать несколько экспериментальных зон для тестирования различных технологий, связанных с беспилотниками.

Кроме того, необходимо разработать единый открытый порядок проведения аэрофотосъемки и рассекречивания полученных результатов в правоохранительных органах. Здесь очень важно радикально ускорить процессы согласования, особенно для периодических полетов. Также должен быть разработан порядок применения средств защиты от незаконного использования БПЛА. Важно создать правила размещения «глушилок» и определить допустимые для них характеристики, чтобы не пострадали добросовестные операторы.

Еще один очень важный момент – есть необходимость расширить границы зон предупредительных полетов, для чего не требуется согласование с властями и авиадиспетчерской службой.

«Предлагаем создать доверительные площадки для координации и мониторинга полетов БПЛА на всей территории России, включая населенные пункты, сформировать единые форматы пакетов заявок на координацию полетов БПЛА в городских условиях и полностью уйти от «чернильного» подписания этих заявок цифрового формата в рамках трастовых платформ.Следующим шагом должна стать интеграция трастовых платформ с такими сервисами, как «Цифровой город», «Безопасный город» и «Госуслуги», рассказал эксперту один из основателей Fly Dron Александр Каневский.

По его словам, с практической точки зрения было бы полезно создать и предоставить операторам 3D-модели населенных пунктов для проектирования траекторий полета БПЛА в их границах. Это, в свою очередь, будет способствовать значительному повышению безопасности полетов. А для того, чтобы люди не боялись пролетающих над их головами дронов, сейчас необходимо заниматься просветительской работой среди населения, организовывать образовательные и даже спортивные мероприятия (типа гонок дронов), которые не только помогут избежать много от «дронофобии», но и для подготовки специалистов в области боевых действий БАС.

«Еще одно наше предложение — внедрить системы мониторинга реальных полетов БПЛА над населенными пунктами, привести к единому стандарту требования к мониторингу и управлению БПЛА в регионах, создать цифровую государственную службу по выдаче разрешений на использование воздушного пространства. При этом все БПЛА можно не только зарегистрировать, как это делается сейчас, но и оборудовать транспондерами единого госстандарта, а также обязать владельцев страховать свои аппараты для стандартных миссий», — заключили в коллаборации Fly Dron. Владелец».

Устранение вышеперечисленных препятствий и внедрение предложений может приумножить отечественный рынок дронов. А это, в свою очередь, позволит находить финансирование для новых проектов в этой отрасли, развивать собственные технологии и замещать импортом то, что мы сейчас, в условиях санкций, всеми правдами и неправдами вынуждены добывать за границей.

Остается добавить, что выставка «Аэронет-2035» наглядно доказала, что Россия обладает огромным потенциалом в области развития беспилотных авиационных комплексов. Однако реализовать это можно только в случае быстрого устранения бюрократических барьеров. В противном случае мы рискуем быть сбитыми на взлете, в то время как другие ведущие авиационные державы продолжают набор высоты, на которую нас в итоге даже не будет видно.

Больше интересных статей здесь: Технологии.

Источник статьи: Беспилотному сектору авиационной отрасли России, способному стать одним из драйверов всей экономики страны, становится тесно в отведенных для него властями рамках.

Написать комментарий