БЕЗ КРЫЛЬЕВ ? ПО ВОЗДУХУ

БЕЗ КРЫЛЬЕВ ? ПО ВОЗДУХУ

Конструкторы машин на воздушной подушке уверенно говорят: за ними будущее. В самом деле, высокая скорость и маневренность, а в перспективе — отличная проходимость и независимость от условий передвижения — эти качества говорят сами за себя. Правда, до сих пор нет еще единства мнений в том, к какому виду транспортных средств отнести машины, использующие при движении принцип воздушной подушки. Автомобили? Нет колес. Суда! Но ведь они «плывут» не по воде, а над волнами! Самолеты! А где же крылья! Тем не менее машины на воздушной подушке есть, над ними экспериментируют во многих странах. И конечно, строят десятки разнообразных моделей.

Одна из них, сконструированная в профессионально-техническом училище № 25 Ленинграда под руководством мастера производственного обучения В. О. Пахомова, с успехом демонстрировалась на ВДНХ СССР в павильоне «Профтехобразование». Попробуйте сделать такую же.

Принцип работы модели на воздушной подушке основан на том, что нагнетаемый компрессором воздух поступает в куполообразную камеру под днище и создает в ней зону повышенного давления. Под влиянием сил, создаваемых сжатым воздухом, судно приподнимается над столом или водой и держится в воздухе.

В куполообразной камере все время поддерживается повышенное давление. Воздух под днище нагнетается компрессором (рис. 1), который состоит из электродвигателя МУ-30 (технические данные: N = 48 вт, V = 27 в, n = 8000—10 000 об/мин) и насаженной на ось крыльчатки 2. Корпус компрессора 1 и крыльчатка изготавливаются из дюралюминия.

БЕЗ КРЫЛЬЕВ ? ПО ВОЗДУХУ
Рис. 1. Корпус компрессора и насадка толкающего винта: 1 — шахта компрессора, 2 — крыльчатка, 3 — насадка толкающего винта; А — насадочное кольцо, Б — обтекатель электродвигателя, В — обтекатель компрессора шахты, Г — кольцо под шахту, Д — втулка.

Если направлять часть воздушной струи в корму, модель начнет быстро набирать скорость.

Электродвигатель ДП-1-26, который вращает толкающий винт, имеет мощность 6—10 вт и развивает 7000—10 000 об/мин. Насадка толкающего винта 3 вытачивается из дюралюминия, фрезеруется и опиливается.

Если отсутствует заготовка для изготовления насадки, то по чертежу вытачивается внутреннее и наружное кольцо А. К первому кольцу привариваются три полоски и их концы на оправке протачиваются до внутренних размеров наружного кольца и крепятся винтами с потайной головкой.

Обтекатели электродвигателя Б изготавливают из пенопласта или из дюралюминия.

Корпус модели склеивается из пенопласта ПХВ-1 толщиной 8—10 мм или из стеклоткани на эпоксидной смоле согласно теоретическому чертежу (рис. 2), обрабатывается нитрошпаклевкой, зачищается наждачной бумагой и покрывается нитрокраской.

БЕЗ КРЫЛЬЕВ ? ПО ВОЗДУХУ
Рис. 2. Теоретический чертеж.

Носовая часть салона выдавливается из органического стекла на деревянной форме при нагревании оргстекла над каким-либо источником тепла. Рамы окон делают из слегка сплющенной проволоки.

Кнехты, мачта, прожектор изготовлены из дюралюминия, а грузовые, аварийные люки и двери — из органического стекла или пластика толщиной 0,5 мм. Руль и стабилизатор делаются из пенопласта.

Защитное ограждение у компрессора выполнено из слегка сплющенного провода, концы которого входят в отверстие обтекателя.

На нижнюю поверхность днища наклеивается кожаная полоса шириной 5х1,5 мм, что предохраняет его от износа при остановке модели.

В. ПАХОМОВ

Ленинград