Национальные социальные сети поворачиваются навстречу аудитории. При этом они протянули руку помощи не только блогерам, лишившимся своих площадок для продвижения, но и компаниям, которые могут использовать целый ряд различных инструментов продвижения и монетизации.
Российские социальные сети постоянно меняются в соответствии с текущими потребностями пользователей. При этом у них наблюдается заметный прирост активной аудитории, в основном за счет блокировки некоторых западных соцсетей. Об этом сегодня заявили участники рынка на Brand Analytics Conference 2022.
Наталья Бороздина, руководитель сектора обслуживания клиентов Digital Media Scope, отметила, что Telegram стал главным бенефициаром последних событий, где количество длительных пользовательских сессий выросло с 5% в январе до 15% в октябре 2022 года. Не отстают и площадки холдинга «ВКонтакте» — активность пользователей «ВКонтакте» выросла с 18% до 20%. Но в случае с Одноклассниками он не увеличился, а остался примерно на январском уровне.
«Одноклассники» меняются для потребителя
А пока команда Одноклассников проделала большую работу по модернизации сайта. По словам директора по стратегическим коммуникациям Сергея Томилова, количество пользователей, зарегистрированных в социальной сети, постоянно растет, сейчас оно достигает около 40 миллионов, если брать тех, кто регулярно посещает платформу. Он обнаружил, что аудитория очень заинтересована, как видно из «Моментов», которые позволяют публиковать фотографии и видео, которые исчезают через 24 часа. Кроме того, пользователи пропускают около 100 миллионов «занятий» в день, что свидетельствует об их высокой активности.
«Если вы посетите нас сейчас, вы просто не узнаете продукт. Мы много сделали, в том числе и в плане дизайна. Кроме того, мы работаем над улучшением интерфейса на всех платформах, изменена версия сайта. Привычного оранжевого цвета почти не осталось, мы его еще дорабатываем, чтобы акцентировать внимание пользователей на контенте», — сказал он.
Сергей Томилов рассказал, что «Одноклассники» теперь больше внимания уделяют контенту в категории «обезличенное». При этом еще два года назад социальная сеть состояла только из таких публикаций.
«Посты от обычных людей и обычных пользователей: этот контент занимал 80% канала, он был визитной карточкой сайта. Но тренды меняются, мы рассмотрели наши варианты и поняли, что нам пора переходить на неличный контент: корпоративные публикации, компании и так далее», — сказал он.
Кроме того, как напомнил Сергей Томилов, «Одноклассники» запустили гибридный канал, который строится в том числе из рекомендуемого контента, отобранного с помощью искусственного интеллекта. Кроме того, социальная сеть стала позиционировать себя как площадка, где можно найти любую информацию об увлечении, которое интересует человека. Для более удачного «серфинга» была введена специальная и достаточно разветвленная система хештегов, многие из которых вводились командой буквально от руки, благодаря чему алгоритм работает еще точнее.
Одноклассники действительно изменились и обратились к блогерам и бизнесу, предоставив возможность публиковать любой контент. Интересно, что для молодых проектов, успешных, по словам команды соцсети, предусмотрен бесплатный «первичный буст», который дает вам многократную прибавку к показам — до 20 000 просмотров. В результате количество создаваемых групп значительно увеличилось, подчеркнул Сергей Томилов.
В настоящее время создатели контента в Одоклассниках могут зарабатывать сразу несколькими способами: это и монетизация подписчиков и разрешение показывать рекламу в собственных видео, и привлечение технологий от сервиса Boosty, который также принадлежит «Ферме ВК». Рекламный кабинет в Одноклассниках, а также на платформе myTarget создан для представителей малого и среднего бизнеса.
«ВКонтакте» со всеми
Руководитель команды внешнего продвижения ВКонтакте Вячеслав Прохоров отметил, что многие люди используют сразу несколько площадок, ищут точку общения, отправляются в ту или иную социальную сеть как за контентом, так и за кругом общения, просматривают видео и так далее на.
По словам Вячеслава Прохорова, «ВКонтакте» позиционирует себя больше, чем просто социальная сеть. В то же время нельзя сказать, что события этого года только увеличили посещаемость сайта. Многие просто «вернулись» к нему. Количество активных пользователей составляет примерно 49,9 млн человек, прирост в годовом исчислении составляет 7,1%. Однако выделить одну схему использования сайта невозможно — у всех разные цели.
«Понятно, что «ВКонтакте» — достаточно крупный проект, который стремится уравнять аудиторию. В целом это портрет пользователей Рунета в возрасте от 25 до 45 лет. Таких просто больше, преобладает женская аудитория. Это просто особенности населения», — предположил он.
На данный момент запущено огромное количество различных инструментов для блогеров и представителей бизнеса. Многие из них не имеют себе равных. Например, функция видеозвонка с расширением до 4K. Конференции не ограничены по времени или количеству участников, а сама услуга совершенно бесплатна.
Обратите внимание: Отечественные платформы «Леонардо» и ТAИС должны защитить перевозчиков от риска прекращения oбслуживания со стороны зарубежных провайдеров.
«Клипы» от «ВКонтакте» — один из самых популярных форматов на сегодняшний день. В то же время их аудитория также начинает выравниваться.«Но по мере роста формата видео вам не нужно все бросать и бежать создавать только видеоконтент. Некоторым нашим пользователям по-прежнему нравится привычный стандарт — возможность читать длинные тексты», — добавил Вячеслав Прохоров.
В эксклюзивном комментарии «Эксперту» руководитель группы внешнего продвижения подчеркнул, что сервисы по продвижению контента «ВКонтакте» работают, но нельзя сказать, что все они одинаково применимы в конкретном бизнесе.
«Почему компания ударила по Telegram? Потому что они искали волшебную кнопку. Многие пробовали работать с ВКонтакте, используя какие-то собственные шаблоны, разработанные на других платформах. Что-то не сложилось… В итоге к концу года в компании поймут, что Telegram их тоже не спас. Потому что мало выбрать инструмент, надо учиться. Конечно, ВКонтакте предлагает большое количество инструментов: хочешь — отправляй через мессенджер, хочешь — заливай объявления по целям, хочешь — запускай диджитал по всей Москве, но нельзя сказать, что есть какой-то универсальный набор шагов , а точнее есть — просто пробуй и работай», — сказал Вячеслав Прохоров.
Он добавил, что многим компаниям, особенно тем, которые привыкли к более традиционным способам распространения рекламы, придется адаптироваться к новым реалиям, в какой-то момент это может даже стать вопросом выживания компании. «Мы понимаем, что рекламный рынок растет, и сейчас зачастую проще запустить кампанию через «Яндекс Директ», чем на радио», — предположил он.
Что же касается самой социальной сети, которая в последнее время стала максимально многофункциональной, охватывая всевозможные форматы, то, похоже, ждут перемены.
«Появляется ощущение, что идею суперприложения можно забрать назад просто потому, что всем все не нужно. Как это будет делиться, конечно, неизвестно. Четкая стратегия появится не раньше следующей весны. Но, конечно, глобальные планы уже есть. Нам просто нужно понять, что у нас есть свой путь. В то же время есть и отраслевые стандарты, которые являются результатом запросов пользователей», — заключил Вячеслав Прохоров.
Фокус на контентные сервисы
Тезис о возможных изменениях на рынке подтверждает сегодняшняя новость от «большой» компании ВКонтакте, одним из важнейших ее активов является ВКонтакте. Голландская Prosus вышла из состава акционеров российского технологического гиганта, списав свои акции отечественному холдингу. В свою очередь ВК продал их руководству по рыночной цене. Стоимость всего пакета составила 24,8 млрд рублей.
Работу над новой долгосрочной программой мотивации для руководства ВК, направленной на активное развитие стратегических направлений, теперь будет обеспечивать Singularity Lab во главе с Александром Айвазовым, старшим вице-президентом той же ВК по инвестициям и развитию бизнеса.
Также сегодня ВКонтакте и Абсолют Банк подписали соглашение о стратегическом партнерстве, которое охватывает несколько направлений работы с цифровыми платформами и сервисами. В рамках сотрудничества планируется внедрение облачных сервисов и решений для хранения и обработки больших объемов данных, аналитических сервисов на основе машинного обучения, инструментов HR Tech для автоматизации процессов и повышения вовлеченности сотрудников, а также развитие сервисов для корпоративные коммуникации.
На первом этапе сотрудничества будет проведен анализ бизнес-процессов с использованием цифровых двойников и инструментов платформы VK Process Mining. Технологии ВКонтакте, помимо прочего, помогут скринировать работу различных направлений компании, чтобы выявить, где есть области для улучшения и повышения эффективности бизнеса.
Более того, в четверг ВКонтакте опубликовала свои финансовые результаты за третий квартал текущего года. Компания работает нормально. Суммарная выручка по МСФО увеличилась на 21% по сравнению с прошлым годом и составила 24,1 млрд рублей. Общая скорректированная выручка ВК с учетом выручки MY.GAMES, продажи которой были объявлены ВК 27 сентября, увеличилась на 9% г/г до 32 млрд руб. Интернет-рекламу называют основным драйвером роста холдинга.
В третьем квартале 2022 года рекламные доходы ВКонтакте выросли на 29% год к году до 14,4 млрд рублей за счет притока рекламодателей за счет увеличения аудитории и вовлеченности на основных площадках компании, включающих в себя те же сообщества в ВКонтакте сеть. Сегмент среднего и малого бизнеса стал самым активным среди рекламодателей ВКонтакте. Количество рекламодателей среди своих субъектов ВКонтакте увеличилось на 65% по сравнению с прошлым годом, а инвестиции в продвижение со стороны малых и средних компаний удвоились.
Общая скорректированная EBITDA компании увеличилась на 16% год-к-году до 9,8 млрд рублей (маржа EBITDA: 30,6%) благодаря росту рентабельности в сегментах «Социальные сети», «Коммуникационные услуги» и «Образование» на 3 и 34 п.п соответственно за год- в год. Но самое главное, общая чистая прибыль компании составила 41,2 млрд рублей против 2,3 млрд рублей общего чистого убытка годом ранее.
«ВКонтакте продолжает фокусироваться на контент-сервисах и развитии бизнеса на основе основных продуктов компании: социальных сетей, коммуникационных, развлекательных и образовательных платформ. В третьем квартале ВКонтакте завершила сделку по приобретению контентных платформ Zen и News у Яндекса. Показатели платформы консолидируются в отчетности группы ВК с первой половины сентября», — комментирует пресс-служба компании.
Они добавили, что ВКонтакте продолжит инвестировать в маркетинговую поддержку продуктов, запущенных во втором квартале. Среди них российский магазин приложений RuStore, площадка VK Play, отдельные мобильные приложения VK Messenger, VK Calls, VK Clips, единая площадка для рекламодателей VK Advertising.
Больше интересных статей здесь: Технологии.
Источник статьи: Отечественные социальные сети поворачиваются лицом к аудитории.