ЗАЩИТНИК МОСКОВСКОГО НЕБА. ФРАГМЕНТЫ БОЕВОЙ РАБОТЫ

ЗАЩИТНИК МОСКОВСКОГО НЕБА. ФРАГМЕНТЫ БОЕВОЙ РАБОТЫ

(Окончание. Начало см. в № 5, 6 -2017)

215-Я ОТДЕЛЬНАЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ - 98-Й ГВАРДЕЙСКИЙ ОРАЛ

В конце октября 1941 года для выполнения разведывательных полетов в интересах ГК КА подключили вновь сформированную 215-ю отдельную разведывательную авиаэскадрилью (одраэ) капитана С.Д. Бермана с базированием на аэродроме Монино. На вооружении эскадрильи тогда имелось только шесть Пе-3, позднее она получила пополнение из расформированного 1-го дальнего разведывательного авиаполка (драп) и промышленности. Всего за два с небольшим месяца 1941 года самолеты эскадрильи выполнили 90 вылетов. Потери составили семь машин и 12 членов экипажей, что не удивительно: часть действовала в самом насыщенном истребителями противника районе: Орел, Гомель, Брянск, Орша, Вязьма, Волоколамск…

В соответствии с директивой ВВС КА от 10 апреля 1942 года на базе эскадрильи был сформирован 4-й отдельный авиаполк дальних разведчиков (оапдр) трехэскадрильного состава. При этом одна эскадрилья была укомплектована самолетами Пе-3бис. Доукомплектование нового полка прошло в основном личным составом 450 скоростного бомбардировочного авиаполка (сбап). Дислоцируясь в Монино до 1 мая 1942 года, до завершения его формирования полк вел непрерывную боевую разведку в интересах центральной группы фронтов и участвовал в обороне Москвы.

Полк до 22 октября дислоцировался в Монино, и на следующий день перелетел в Чкаловскую, где оставался до 2 октября 1943 года. В этот период 17 июня постановлением ГКО «за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм личного состава 4-й одрап преобразовали в 98-й гвардейский отдельный авиаполк дальних разведчиков резерва Главного командования Красной Армии.

С июня по сентябрь 1942 г. на Пе-3бис было выполнено 156 боевых вылетов. С июня 1943 по июнь 1944 года экипажи Пе-3бис совершили 162 боевых вылета. Всего же в 1944 г. экипажи Пе-3бис выполнили 168 боевых вылетов, потеряв две машины. Базируясь в Чкаловской, экипажи Пе-3 летали на разведку, а самый продолжительный полет (4,5 часа) лейтенант Шурыгин и капитан Савчук выполнили 17 января 1943 года по маршруту, проходившему через Брянск и Сещу.

1 мая 1943 года зачислен в боевой состав полка первый Пе-3бис № 40313 с моторами М-105ПФ, полученный с завода № 39. Самолет закрепили за капитаном Колодяжным и техником-лейтенантом Николаенко.

12 июля 1944 года с завода № 22 в полк прибыли четыре Пе-3 № 5/296, 15/296, 15/297 и 5/297. Затем поступили машины № 5/298 и 15/295.

Дислоцируясь в подмосковной Чкаловской, на Опытном заводе НИИ ВВС выполнялся ремонт Пе-3 полка. Иногда машины ремонтировали на заводе № 81 в Москве.

В разное время в полку, помимо упомянутых выше машин, числились: Пе-3 № 392520, № 392812, Пе-3бис № 40513, № 40219 (30 января 1944 года не вернулся с боевого задания) и № 40305 (передан в 26-й рал 31 мая 1944 года),

Пе-3бис № 40514 (экипаж младший лейтенант Угуватов и старший сержант Солодухин, передан в 21-й pan 18 декабря 1943 г.), Пе-3 с № 392704 (капитан Аленин), Пе-3бис № 40313 передан в 21-й pan 26 октября 1943 года.

Были и потери, в частности, Пе-3бис № 40213 с моторами М-105РА (сбит), № 40516 с М-105РА (пропал без вести) 3 сентября 1943 г., № 40504 (4 марта 1943 года не вернулся с боевого задания), № 40111 (24 марта 1943 года потерпел аварию), № 40519 (29 июня 1943 года сбит зенитной артиллерией), № 40212 (17 марта 1944 года не вернулся с боевого задания).

3 октября 1944 года полк перелетел в подмосковную Кубинку.

ЗАЩИТНИК МОСКОВСКОГО НЕБА. ФРАГМЕНТЫ БОЕВОЙ РАБОТЫ
Истребитель Пе-3 бис

ЗАЩИТНИК МОСКОВСКОГО НЕБА. ФРАГМЕНТЫ БОЕВОЙ РАБОТЫ

40-Й АВИАПОЛК РАЗВЕДЧИКОВ (АПР)

Последним из трех разведывательных полков, подчинённых непосредственно штабу ВВС КА в 1941 году, стал 40-й сбап, дислоцировавшийся в подмосковном Монино. Судьба его весьма любопытна: с сентября 1941 года, перевооруженный на истребители Пе-3, полк, имевший немало летчиков с довоенной подготовкой (с налетом по 600-800 часов), был включен в состав особой 81-й авиадивизии (ад), входившей в состав дальней бомбардировочной авиации. По замыслу полковника А.Е. Голованова, в то время командира 81-й ад, 40-й сбап должен был прикрывать Ер-2 и ТБ-7 в их рейдах в тыл противника, но с переходом к ночным действиям это стало ненужным.

В начале декабря на непродолжительное время полк передали в 6-й истребительный авиакорпус (иак) ПВО, а затем преобразовали в разведывательный. Фактически полк, накопивший сравнительно богатый опыт эксплуатации самолетов Петлякова, заменил расформированный к тому времени 1-й авиаполк разведчиков (апр) Главного командования КА. Впрочем, новые разведывательные задачи потребовали смены командования - в конце декабря часть возглавил майор П.М. Садов, прибывший из «братского» 2-го апр.

Отвратительные погодные условия с низкой облачностью, частыми метелями и снежными заносами сильно ограничили деятельность авиачастей в декабре 1941 года. Так, экипажи 40-го апр сумели сделать за месяц всего 39 самолетовылетов, при этом задания были выполнены лишь в восьми из них. Сведениями же о дальнейшей судьбе Пе-3 40-го полка автор не располагает.

511-Й ПОЛК

В середине сентября 1941 года на базе 40-го сбап, дислоцировавшийся в подмосковном Монино и входившего в состав 81-й ад, сформировали 511-й сбап во главе с капитаном А. Бабановым. В сентябре полк вошел в состав 106 ад, его укомплектовали двумя десятками Пе-3 и передислоцировали на аэродром Ногинск.

Боевая работа полка началась 10 октября на Западном фронте. В ходе отражения немецкого наступления на Москву, а впоследствии и в контрнаступательной операции 511-й сбап привлекался в основном для нанесения бомбоштурмовых ударов. Базируясь в Ногинске, полк за три месяца совершил свыше 320 боевых вылетов и, по докладам экипажей, уничтожил около 30 танков, восемь самолетов на аэродромах, четыре железнодорожных эшелона, до 30 орудий и большое количество автомашин с имуществом, боеприпасами и личным составом.

При подготовке военного парада в Москве часть самолетов полка включили в парадный расчет, но сложные метеоусловия, сложившиеся над столичным регионом, не позволили это сделать.

В 1942 году полк преобразовали в разведывательный, и на этом поприще 16 и 18 марта были потеряны машины лейтенантов Г. Потапочкина и Л. Древятникова. Когда они возвращались с боевого задания, их в районе своего аэродрома подкараулил экипаж истребителя Bf110С.

В числе наиболее заметных успехов полка стоит отметить разрушенный мост через реку Угра в районе Юхнова, за что командира эскадрильи капитана А.Г. Рогова удостоили звания Героя Советского Союза, и поврежденный мост через Волгу в районе Калинина. Но и свои потери были велики. Так, 6 октября 1941 года не вернулись на свои аэродромы пять экипажей Пе-3. Спустя два дня пропал без вести в районе Юхнова-Медыни экипаж А.Г. Рогова, а через четыре дня - сменивший его на должности командира эскадрильи капитан В.Б. Малофеев.

В период битвы под Москвой полк выполнил свыше 300 самолетовылетов, сбросив на противника 218 т бомб.

15 декабря 1941 года полк преобразовали в разведывательный, подчинив его Главному командованию Красной Армии (40-й апр). Позднее он стал именоваться как 40-й драп и находился на Калининском фронте. При этом несколько Пе-3 оснастили качающимися установками для аэрофотоаппаратов АФА-1, а в хвостовой части мотогондол на месте бомбоотсеков разместили дополнительные топливные баки.

К маю 1942 года в строю осталось семь машин, из которых только четыре исправных. Материальная часть пополнялась путем передачи Пе-3 из других полков, в том числе и из 54-го сбап.

На 1 января 1943 года полк располагал 11 самолетами Пе-3, что составляло около трети от его боевого состава. Поскольку промышленность прекратила выпуск Пе-3, то вместо них стали применять американские А-20В «Бостон», и к концу года парк Пе-3 сократился до нескольких машин.

54-Й ПОЛК

В конце октября 1941 года в боевую работу на Западном фронте включился 54-й Краснознаменный сбап, вооруженный Пе-3, ранее воевавший на СБ. В начале 1942 года полк базировался на аэродроме Перемышль (Калужская область).

В ходе Московской оборонительной и контрнаступательной операций полк под командованием майора Скибо совершил около 400 боевых вылетов, нанося удары по противнику в районах Волоколамска, Истры, Клина и Солнечногорска. Согласно боевым донесениям, за тот период полк уничтожил 33 танка, до 780 автомашин, 35 вагонов, 2 склада с боеприпасами. В воздушных боях было сбито шесть самолетов противника при 11 потерянных Пе-3.

Как и 511-й сбап, в военном параде в Москве 7 ноября должны были участвовать и экипажи 54-го сбап, но ухудшившаяся погода исключила участие в нем авиации.

18 января 1942 года четверка Пе-3 атаковала аэродром Вельская, сбросив на стоянки немецких самолетов 16 авиабомб ФАБ-100. На отходе от цели «петляковых» атаковали Bf109F из истребительной эскадры JG51. Огнем штурманов один самолет противника был подбит, а второй, не рассчитав маневра, врезался в хвост ведущего Пе-3 капитана Карабутова и потерял крыло. Сильно поврежденный Пе-3 все же дотянул до аэродрома в Туле, а немецкий летчик попал в плен.

В середине января того же года аэродром 54-го сбап был вскрыт немецкой авиацией и неоднократно подвергался бомбовым ударам. Наибольший урон 54-й сбап понес 2 и 3 февраля, когда после ночных бомбардировок потеряли семь машин, из которых три сгорели.

После этого уцелевшие самолеты в феврале передали в 511-й ббап, а личный состав вывели в резерв.

Похоже, что Пе-3 несли напряженную боевую службу в системе ПВО Москвы лишь до марта 1942 года, поскольку, начиная с этого месяца, упоминания о них в архивных документах отсутствуют.

Хотя Пе-3 и считался истребителем, но его использовали и в качестве лидера обычных истребителей, а в разведывательных полетах их порой прикрывали более маневренные истребители.

Кроме того, зимой 1942 - 1943 годов под Сталинградом действовала отдельная эскадрилья ночных перехватчиков Пе-2 и Пе-3 с радиолокаторами «Гнейс-2». Экипажи вылетали на перехват транспортных самолетов, снабжавших окруженные армии Паулюса.

Как минимум один Пе-3 поступил 22 февраля 1943 года в 26-й гиап 7 иак ПВО Ленинграда.

47-Й ГВАРДЕЙСКИЙ РАП

Пе-3 в качестве разведчика стали привлекать еще осенью 1941 года, когда четыре машины поступили во 2-й апдр. впоследствии 47-й гвардейский рап. В следующем году полк с завода в Иркутске получил еще шесть Пе-3. Все они были сосредоточены в 1-й и 3-й эскадрильях полка.

В боях полк не только одерживал победы, но и случались потери. Так, 26 февраля 1942 года Пе-3 младшего лейтенанта Я.С. Власова при выполнении разведки в районах Великие Луки, Невепь, Витебск, Велиж был атакован десятью истребителями противника. От разрыва снаряда в кабине летчик получил пять тяжелых ранений. Осколками перебило ногу и правую руку, разбило грудь. Тем не менее, пилот произвел «нормальную» посадку с выпущенным шасси на аэродром Выползово. Но спасти его от полученных ранений не удалось.

После разгрома немцев под Москвой основной задачей полка стала разведка по заданиям Ставки Верховного главнокомандующего при подготовке весенне-летних операций наших войск. С аэродрома Выползово, в 20 км западнее станции Бологое, экипажи самолетов полка, включая Пе-3, вели оперативную разведку глубоких тылов противника до рубежа Таллин - Рига - Вильно. Оперативная группа 3-й эскадрильи, включавшей пять самолетов Пе-2 и Пе-3, а также семь экипажей, приступила к боевой работе 6 февраля 1942 года.

В середине апреля шесть экипажей 1-й эскадрильи перелетели на аэродромы Монино и Мигалово (Калинин, ныне Тверь), откуда вели оперативную разведку в западном (до Гомеля) и северо-западном (до Резекие, Латвия) направлениях.

На 1 января 1946 года в 47-м гвардейском Борисовском Краснознаменном ордена Суворова III степени рап числился лишь один Пе-3.

15-Й ЗАПАСНОЙ АВИАПОЛК 3-Й ЗАПАСНОЙ АВИАБРИГАДЫ

В ноябре 1941 г. 15-й зап был полностью переориентирован на формирование и подготовку разведывательных частей, подразделений и отдельных экипажей. За первые полгода войны в полку прошли переучивание 122 экипажа самолетов-разведчиков, включая по 50 на Пе-2 и Пе-3.

30 мая 1942 г. в ходе выполнения учебного полета при посадке на аэродром Ртищево летчик А.Я. Манжуков допустил ошибку, и Пе-3 коснулся земли левым колесом и консолью крыла. После чего самолет начал восстанавливать правильное положение, но пилот дал газ правому мотору. Это привело к резкому развороту влево, поломке шасси и пожару, поскольку двигатели не были выключены. Пе-3 № 2820, выпущенный 29 октября 1941 года заводом № 39, налетал всего 6 часов 26 минут.

98-Й ГВАРДЕЙСКИЙ АВИАПОЛК ДАЛЬНИХ РАЗВЕДЧИКОВ

Полк был сформирован весной 1942 года на основе 215-й отдельной разведывательной эскадрильи и доукомплектован личным составом 450 сбап и других частей. Основными самолетами полка были Пе-2, но в одной эскадрилье числились и Пе-3бис.

С 1 мая по 22 октября того же года полк базировался на подмосковном аэродроме Монино, затем по 2 октября - в Чкаловской. С 3 октября 1943-го по 10 мая следующего года полк находился в Кубинке, а затем по 27 сентября - в Скоморохах (г. Житомир) и с 28 сентября того же года - во Львове (аэродром Черляны).

Пока удалось обнаружить лишь один эпизод, связанный с боевым применением Пе-3. Так, 5 декабря 1943 года самолет-разведчик Пе-3бис гвардии младшего лейтенанта Николаенко из этого авиаполка в районе Казатина был атакован парой истребителей Bf109G. Штурман гвардии старший лейтенант Юрьев своевременно обнаружил противника, по его команде летчик отвернул в сторону ближайшего облака и перевел машину в набор высоты. «Мессершмитты» успели провести одну атаку, но она была успешно отбита огнем из верхнего пулемета штурмана и серией гранат АГ-2. Один из немецких истребителей, проскочивший после атаки сзади-сверху под самолет Николаенко, получил повреждение от осколков АГ-2 и ушел со снижением в сторону аэродрома.

* * *

Разведчики Пе-3 эксплуатировались и в других частях. Так, в ноябре 1942 года в 12-м орап 12-й ВА (Дальний Восток, аэродром Агинский) числился один Пе-3бис, на 29 марта 1943-го - восемь машин, а в июле 1945-го - семь, и все они находились на аэродроме Укурей. В документах 12-го орап использование Пе-3бис в войне с Японией не отмечено.

Были Пе-3 в 1-м и 4-м орап - отдельных разведывательных авиаполках Главного командования КА и отдельных разведывательных авиаэскадрильях, например 319, 321-й, 322-й, 323-й и 6-й разведывательных авиаэскадрильях (раэ). В 321-й и 322-й раэ в общей сложности в 1942 года имелось 11 Пе-3.

Переучивание на Пе-3 осуществлялось в 15 отдельном разведывательном запасном авиаполку (орзап) 3-й запасной авиабригады. Так, 30 мая 1942 года во время учебно-тренировочного полета на аэродроме Ртищево в момент приземления был поломан Пе-3 № 2820, выпущенный 29 октября 1941 года заводом № 39.

На 1 апреля 1945 года один Пе-3 числился управлении 317-й иад и в мае передан в 214-е самолетные авиамастерские. В июле того года четыре Пе-3бис находились в 541-м учебнотренировочном полку, а в августе - столько же в 455 пбп 247 бад (аэродром Хайт-Ага).

ПЕ-3 НА ФЛОТЕ

Поскольку освещение вопросов, связанных с эксплуатацией тяжелых истребителей на флоте не входило в задачу автора, то отмечу лишь то, что главными действующими «лицами» там были Пе-3 трех полков. Проводка конвоев в годы войны была задачей государственной важности, и для защиты кораблей от авиации противника на севере создали Отдельную морскую авиагруппу (ОМАГ) во главе с генералом Петрухиным. Сначала в нее вошел 95-й иап, затем летом 1942 года 13-й сбап на Пе-3бис и 121-й иап.

Основная тяжесть борьбы с противником на море легла на личный состав 95-го полка, поскольку в 1942 году вывели на переформирование сначала 13-й сбап, а затем и 121-й иап.

Боевую работу 95-й иап начал в апреле 1942 года с бомбовых ударов по портам и аэродромам противника в Финляндии, а с конца месяца решал задачи по прикрытию северных морских конвоев. Приходилось вести и воздушную разведку. В августе того же года несколько экипажей полка, получив самолеты на заводе в Иркутске, по пути на Север совершили несколько боевых вылетов в интересах Сталинградского фронта.

После расформирования ОМАГ полк находился в оперативном подчинении командования Северного флота и с февраля 1943 года привлекался для прикрытия конвоев и торпедоносцев. К тому времени 95-й иап и 28 отдельная разведывательная эскадрилья оставались единственными частями на Севере, летавшими на Пе-3 и Пе-3бис.

Значительную часть разведывательных задач в Заполярье решали экипажи Пе-3 118-го рап ВВС Северного флота. Например, лишь один экипаж капитана Р. Суворова, удостоенного в мае 1944 года звания Героя Советского Союза, выполнил за годы войны более 300 разведывательных полетов, обнаружив свыше 800 кораблей и транспортов противника.

На Черном море отдельная эскадрилья на Пе-3 использовалась для прикрытия и сопровождения кораблей, но недолго, и к 1943 году из-за отсутствия боеготовых машин была расформирована.

Есть упоминания о Пе-3 в 65-м полку авиации ВМФ, но документов на этот счет я не встречал.

На севере Пе-3 пытались использовать для борьбы с подводными лодками, но безрезультатно. Как свидетельствовал А.М. Артемьев, однажды «два Пе-3 атаковали немецкую подводную лодку в надводном положении, но столь безрезультатно обстреливали ее реактивными снарядами и из пушек, что она даже не стала погружаться».

Биография Пе-3 завершилась в начале 1950-х. Этому предшествовало списание 30 машин в соответствии с постановлением Совмина СССР № 632-260сс от 22 марта 1946 года.

Н. ЯКУБОВИЧ


Следующее: SKI-BOB

Предыдущее: «АЭРОТЕЛЕМОСТ»



Поделиться!