Отношение к борьбе в гимнастических организациях в разных регионах немецкоязычных стран было неодинаковым. Наибольшей популярностью она пользовалась среди турнеров Швейцарии и Австрии, где были сильны традиции народных видов борьбы. Гимнасты практиковали «Schwingen» и «1а lutte Suisse libre» в Швейцарии, «Rangeln» - в Австрии. Иначе обстояло дело в Германии. Турнеры «первой волны» относились к ней весьма сдержанно, многие организации вообще ее отвергали. Но с течением времени большинство «турнферейн» все же сочли нужным включить борьбу в свои программы обучения.
И тут возник вопрос: а что же именно включать? Германо-швейцарская «Schwingen» нашла в Германии лишь незначительное распространение. Одна из главных причин такой ситуации, по мнению немецких исследователей, заключалась в следующем: «В Швейцарии борцы подвергали себя весьма жестким тренировкам и условиям проведения соревнований. В борьбе, которая обычно проводилась на полянах, борцы бросали своих противников без всякого сдерживания: головой вниз или назад. Методические указания по обучению методам самостраховки и страховки соперника при бросках практически отсутствовали». Иными словами, швейцарская борьба показалась большинству немецких турнеров слишком опасной. Большинству, но не всем. Значительных успехов в ней Добились швабские турнеры, неоднократно выезжавшие на борцовские турниры в Швейцарию. Расположенность швабов к швейцарской борьбе можно объяснить тем, что практически во всех швабских гимнастических объединениях борьба с самого начала была распространена значительно больше, чем в других регионах Германии. У них борьба, наравне с бегом, прыжками, метанием и лазаньем входила в так называемый «Швабский пентатлон» (пятиборье).
В середине XIX века специалисты, исследовавшие причины непопулярности борьбы в гимнастических объединениях, пришли к выводу, что «швинген» и некоторые другие местные виды борьбы (например, баварская), являются монотонными и неинтересными, так как используемые приемы для своего выполнения требуют от борцов проявления силы, а не ловкости. Это побудило их к разработке новой формы «немецкой борьбы». Некоторые преподаватели обратились при этом к прошлому. Так, в 1869 году Г. Шмидт переиздал книгу Фабиана фон Ауэрсвальда под названием «Искусство борьбы Фабиана фон Ауэрсвальда».
Большой вклад в развитие борьбы в немецких гимнастических объединениях во второй половине XIX в. внесли известные педагоги того времени Йоган-Якоб Гаппель (1833-1916) и А. Равенштейн. Гаппель издал шесть книг: «Искусство бокса» (1863); «Вольное фехтование» (1865); «Наука и метод гимнастики» (1868); «Фехтование со снарядами» (1872); «Гимнастические упражнения на снарядах» (1879); «Осанка и движение здорового человека обоих полов и каждого возраста» (1882). Последняя легла в основу так называемой «бельгийской гимнастики».
Первый, обобщив собранные им материалы, дополненные собственными разработками, предложил турнерам борьбу, во многом похожую на современную вольную борьбу и отчасти на дзюдо. По его методике борьба шла только в стойке. Для победы требовалось бросить соперника на землю, но самому при этом остаться на ногах. В случае падения обоих борцов, победителем объявлялся лежавший сверху. Несколько позже Гаппель усложнил правила. Теперь для победы надо было бросить соперника обязательно на лопатки. Он также разработал методы обучения борьбе, последовательность изучения приемов и т.д. Недостатком системы Гаппеля было то, что он, как и его предшественники, не уделял никакого внимания методам самостраховки борцов, отчего травмы были обычным явлением.
В 1868 году А. Равенштейн во втором издании своей «Книги народной гимнастики» предложил, как говорят немцы, «полную борьбу», т.е. такую систему, которая включает в себя борьбу не только в стойке, но и в партере. Представленные им приемы «Kampffreiubungen» (буквальный перевод - «свободные упражнения в борьбе»), по сравнению с гаппелевскими, были качественно лучше. Победителем по его правилам являлся тот из борцов, кто, опрокинув или бросив соперника на пол, удерживал его в таком положении от 3 до 5 секунд.
Упомянутые попытки создания «чисто немецкой борьбы» были далеко не единственными. В большинстве случаев разработчики новых систем брали за основу сохранившиеся виды народной борьбы, либо средневековую борьбу наподобие той, что представлена в учебниках Талгоффера, Ганса Вурма, Фабиана фон Ауэрсвальда и других старинных авторов. Одни разработчики стремились придать борьбе облик универсальной системы рукопашного боя, другие видели в ней лишь одно из средств всестороннего физического развития. Но, в конце концов, попытки и тех и других полностью сошли на нет, так как наибольшую популярность приобрели всеже греко-римская (французская) борьба и пришедшее из Японии «джиу-джитсу» (дзю-дзюцу).