Это первая из четырех частей цикла, повествующего о немецких автобусах MAN и Mercedes-Benz, которые когда-либо работали в моем родном городе - Владимире.
Сам по себе Владимир - это небольшой провинциальный городок в 180 км от Москвы, имеющий богатое историческое наследие. Однако, в данном цикле статей я не собираюсь рассказывать о культурном наследии этого города, а поведаю о том, как немецкие стандартные автобусы, пришедшие во Владимир в 90-е годы прошлого века, надолго изменили всю систему владимирского общественного транспорта.
Начну я свой рассказ с двух представителей стандарта VöV, бороздивших просторы моего города с середины 90-х по начало 10-х годов - Mercedes-Benz O 305 и MAN SL 200.
1990-е годы
Ох, сколько уже сказано о финальном десятилетии двадцатого века за последние годы. 90-е годы были самым неоднозначным временем в истории нашей страны. Тогда произошла, как выразился однажды наш президент, крупнейшая геополитическая катастрофа XX века - развалился Советский союз. Разумеется, как и остальные российские города, Владимир сполна ощутил последствия распада страны. Рухнувшая плановая экономика не оставила ни единого шанса на сохранение промышленности города. Замершие заводы и предприятия не могли не оказать влияния на инфраструктуру Владимира, и он начал постепенно приходить в упадок.
И во всем этом упадке была какая-то особая романтика. А для того, чтобы эту романтику ощутить и с головой погрузиться в атмосферу девяностых, предлагаю небольшую подборку фотографий, сделанных в период того времени. Источники фото: группа ВКонтакте Назад в прошлое и сайт pastvu.com.
Так, насколько я помню, у нас тут был разговор об автобусах. Так что вернемся к ним. Сфера владимирского общественного транспорта в 90-е годы погрузилась в кризисное состояние. Так как системы распределения не стало, все регионы перешли на самообеспечение, и Владимир столкнулся с отсутствием средств на обновление подвижного состава, а также его содержание. Начались перебои с общественным транспортом - его попросту стало критически не хватать.
Тут нужно упомянуть, что основным пассажирским транспортом на внутренних маршрутах города был вовсе не автобус, а троллейбус. Основу парка составляли всем известные ЗиУ-682. И если в 1992 году был достигнут пик общего числа подвижного состава в троллейбусном депо, составляющий 201 единицу, то в дальнейшем эта цифра пошла на спад. Причиной тому было отсутствие крупных поставок троллейбусов. Небольшие партии, вроде 14 белорусских троллейбусов ЗиУ-АКСМ, ситуацию особо не спасали.
Особенно ситуация обострилась к середине 90-х годов. И именно тогда во Владимире появились первые немецкие автобусы. Примерно в 1995 году 10 Мерседесов и 6 МАНов (если судить по базе подвижного состава fotobus.msk.ru) приобрело муниципальное автобусное предприятие для того, чтобы хоть как-то обновить свой дряхлеющий подвижный состав, состоящий преимущественно из Икарусов и ЛиАЗов советского периода.
Родом Мерседесы и МАНы были из Эрлангена - города-побратима Владимира. Все, как на подбор, красного цвета с кремовой крышей. Часть из них к тому же имела бездисковые колеса, которые должны быть знакомы владимирцам по вышеназванным Икарусам и ЛиАЗам, а также по многой другой грузовой и пассажирской технике СССР. Автобусы были выпущены промежутке с 1979 по 1982 год, а это значит, что они были старше всего подвижного состава Владимира на тот момент. Однако, стоит учесть, что ресурс немцев был значительно выше отечественных автобусов того времени, которые согласно регламенту работали около десяти лет, после чего списывались.
Для Mercedes-Benz O 305 и MAN SL 200 после десяти лет жизнь только начиналась. От эксплуатации их отстранили, лишь когда их возраст вплотную приблизился к 20-ти годам. А некоторые из этих автобусов проработали до конца нулевых годов, то есть, на момент списания им было больше двадцати пяти лет.
Но вернемся к истории появления этих автобусов в городе. В 1997 эти автобусы вышли на коммерческие маршруты 19Э и 14Э, литера "Э" в которых означала "экспресс-такси". Автобусы на таких маршрутах не брали льготных пассажиров, а остановки в них были по требованию.
В общем-то, сложно судить о том, какое впечатление оказало на жителей Владимира появление немецких автобусов. Внешне они не так уж сильно отличались от отечественных автобусов ЛиАЗ-677М и Икарус 260/280, последние выглядели даже современнее. А замечали ли принципиально иной уровень комфорта в салоне люди, для которых в то непростое время важнее всего была сама возможность добраться до пункта назначения, я судить не берусь.
Нельзя сказать, что эти автобусы оказали какое-то серьезное влияние на пассажирские перевозки во Владимире. Да, это были первые зарубежные автобусы в городе, но их сравнительно небольшое количество, а также специфика маршрутов, на которых они работали, не меняли ситуацию с городским общественным транспортом в корне. Троллейбусы на протяжении всего периода 90-х годов продолжали оставаться основным пассажирским транспортом столицы Владимирской области.
Впрочем, возможно именно опыт эксплуатации этих автобусов повлиял на то, что появившиеся в начале нулевых годов частники выбрали в качестве основы своего подвижного состава МАНы и Мерседесы. Об этом и пойдет речь в следующем разделе.
2000-е годы
В конце концов эпоха 90-х годов закончилась и наступили нулевые. Эти годы запомнились россиянам, как время экономического подъема. Разбираться в причинах того, за счет чего этот подъем происходил я не буду, не о том статья. Но могу сказать точно, что это время большая часть населения страны приняло с воодушевлением, в надежде, что страна восстановится после разрухи девяностых и возьмет курс на дальнейшее развитие.
Чтобы как следует погрузиться в то время, предлагаю вам замечательную подборку фотографий от Королёва С.А., которую я позаимствовал в группе ВКонтакте Владимирский троллейбус.
Исторический центр тех лет был весьма неухоженным, однако при просмотре фотографий какое-то неуловимое чувство лично меня заставляет испытывать исключительно теплые чувства.
А вот спальные районы ясно давали понять, что хоть сейчас мы и разделяем идеологически период 90-х и 00-х, но по сути одна эпоха была вполне закономерным продолжением другой, что и отражено на фотографиях ниже.
Несмотря на то, что 90-е закончились, по фотографиям ниже можно отметить, что проблемы с транспортом закончились далеко не сразу. Остановки, заполненные людьми, ожидающими автобус - нормальное явление в начале нулевых.
Ну что же, от пейзажей города мы, наконец, подбираемся к основным героям нашей статьи, которые нередко светились на фотографиях автора этой подборки.
Итак, как я уже сказал. В 90-е годы троллейбусы были главным видом пассажирского транспорта во Владимире и выполняли не менее 80% внутренних перевозок. Однако, уже тогда в городе стало появляться явление, ранее незнакомое его жителям - частные перевозчики. Это были мелкие предприниматели, которые, как правило сами приобретали пассажирский транспорт и выходили на маршруты. Разумеется, больших денег у них не было, да и хотелось зарабатывать на перевозках, поэтому покупали они не большие автобусы, а микроавтобусы и автобусы малой вместимости.
Но в самом начале нулевых годов появился ряд частных перевозчиков, которые по каким-то загадочным обстоятельствам решили, что они не хотят возить жителей города на Газелях и ПАЗиках, а потому они начали массово приобретать подержанные автобусы из Европы, аналогичные тем, которые привез муниципальный перевозчик в середине 90-х.
Все эти автобусы работали на коммерческих маршрутах и от муниципальных их можно было отличить по наличию желтого маршрутоуказателя. Он означал, что данные автобусы ездят на линии в качестве маршрутного такси.
Доподлинно неизвестно, кто первым из частников начал пригонять немецкие автобусы, но в базе подвижного состава fotobus.msk.ru самое раннее поступление датируется 2000-ым годом у перевозчика Владимирские автобусные линии. С него, собственно, и начнем.
Владимирские автобусные линии (ВАЛ)
Данный перевозчик эксплуатировал автобусы MAN SL 200 и Mercedes-Benz O 305 1981-1986 годов выпуска. Пригонял он их в период с 2000 по 2003 год. Причем большая часть из автобусов была 1985 года, т.е. во Владимир они прибывали в возрасте от 15 до 18 лет.
Именно ВАЛовские МАНы и Мерсы считались лучшими в городе их состояние действительно отличалось в лучшую сторону от машин остальных перевозчиков. Наиболее распространенным был автобус MAN SL 200 с передней маской StÜLB. Почти все они были пригнаны с земли ФРГ - Северный Рейн-Вестфалия.
Значительно реже встречались МАНы с маской более раннего образца VöV.
Ну а Мерсов я в базе и вовсе нашел всего два, оба имели переднюю маску StÜLB и были пригнаны из немецкого города Оберхаузен.
Кроме того, Владавтолинии наносили бортовые номера на свои автобусы, а к середине нулевых даже красили в собственную ливрею. Работали их автобусы на маршрутах: 1С, 15, 22, 25, 26, 27 и 28.
В 2009 году история крупнейшего владимирского перевозчика нулевых подошла к концу. Первого сентября 2009 года активы предприятия были полностью переданы в БигАвтоТранс. Автобусы, в числе которых оставалось много
ПОАТиС (ИП Тимофеев А.В.)
ПОАТиС до сих пор работает во Владимире, являясь старейшим перевозчиком на сегодняшний день. Его первые немецкие автобусы появились на маршрутах города примерно в 2002 году. А массово поступать начали в промежутке с 2003 по 2004. Выпущены они были в период с 1977 по 1987 год. То есть у ПОАТиС был, как стандартный автобус первого поколения самых ранних годов выпуска, так и самых поздних.
Как и у Владавтолиний, основной единицей подвижного состава был MAN SL 200. Как со стандартной маской, так и StÜLBовской. Состояние их было не всегда отличным, но в целом достаточно приемлемым. По крайней мере, в том виде, в котором во Владимире катались Волгабасы, перевозчик автобусы на линию не выпускал.
Mercedes-Benz O 305 у данного перевозчика встречался значительно реже.
Работали эти автобусы у него на маршрутах 18, 23, 31 и 53 вплоть до 2010 года, причем некоторые из них закупались не в вышеназванный период, а в 2007-2008 годах. Стоит также отметить, что не все из автобусах на маршруте 23 принадлежали Тимофееву, но о том, кто являлся собственником этих автобусов история умалчивает.
БигАвтоТранс (БАТ)
Вот мы и дошли до самого известного владимирского перевозчика - БигАвтоТранс. В 10-е годы, он стал монополистом в сфере городских, пригородных и междугородных перевозок, но к 2014 году ситуация на рынке перевозок изменилась (благодаря активному участию местных властей) и компания утратила былое величие. В 2016 году не стало ее директора Автандила Арешовича Биганова. К 2018 году она покинула городские маршруты, а с 2020 года полностью ушла из сферы пассажирских перевозок.
Обратите внимание: MIT: ядерная энергия является неотъемлемой частью будущего энергетики с низким содержанием углерода.
Вообще, история БАТ требует отдельного разбора, который когда-нибудь обязательно будет. А пока вернемся в нулевые - время, где для Биганова все только начиналось.Как перевозчик, он появился 30 ноября 1999 года, то есть на рубеже веков. И начинал он, как и многие другие "коммерсы" того времени с ПАЗиков (фото ПАЗика, на котором работал сам Биганов). Но к концу 2002 года у него появились первые автобусы большой вместимости. Ими стали 5 Мерседесов моделей O 305 и O 307.
Один из них имел переднюю маску VöV. Такое оформление передка встречалось на Мерсах, приходящих во Владимир крайне редко.
В 2003-2004 году была куплена партия МАНов, но их фотографий я найти не смог. Да и в целом, снимков бигановских автобусов в тот период времени было сделано крайне мало.
Владтранском (ВТК)
Еще один довольно известный перевозчик эпохи нулевых начал эксплуатировать в небольших количествах немецкие автобусы. Первые из них появились на маршрутах в 2005 году. Один из автобусов был куплен у компании ПОАТиС.
По базе подвижного состава я смог найти лишь два МАНа и два Мерседеса принадлежащих ВТК, но возможно, что автобусов на линии работало больше.
В этой статье я не собирался упоминать кого-то, кроме городских перевозчиков. Но во время изучения базы подвижного состава, мне на глаза попался городской Mercedes-Benz O 305 перевозчика из Радужного, который работал на пригородном маршруте 115 Владимир-Радужный. Так как, данное явление во Владимирской области было крайне редким, я не могу не отметить его.
К 2004 году на маршрутах Владимира курсировало 113 немецких автобусов большой вместимости. Не менее половины из них были автобусами MAN SL 200 и Mercedes- Benz O 305. Появление новых коммерческих автобусов положительно сказалось на уровне пассажирских перевозок. Наконец-то в салонах автобусов уменьшилась давка в час пик. Кроме того, жители Владимира смогли по достоинству оценить уровень комфорта и плавность хода немецких автобусов, а владимирские перевозчики после этих машин стали закупать исключительно технику из Германии.
Начиная с середины нулевых "кругляки" практически перестали приходить в наш город , поскольку тогда перевозчики начали массово закупать автобусы Mercedes-Benz O 405 и MAN SL 202, а также низкопольные модификации O 405N и NL 202. Однако в нулевых история владимирских стандартных автобусов первого поколения не закончилась.
2010-е годы
На фоне последних десятилетий, в десятые годы немалое число граждан России вошли по-настоящему зажиточными. Квартира, машина и полный набор бытовой техники стали совершенно нормальным явлением. Потребительская корзина стала действительно объемной, и возросшие потребности населения с лихвой закрывало большое количество распространившихся торговых центров и гипермаркетов. А на улицах городов тем временем шло массовое облагораживание среды. Владимир также не стал исключением.
Ниже мои собственные фотографии, которые я делал на протяжении прошлого десятилетия. На них видно, как изменился центр по сравнению с нулевыми.
Впрочем, нельзя сказать, что спальные районы изменились в лучшую сторону к этому времени. Жилые многоквартирные дома, которые еще двадцать лет назад имели вполне приличный вид, к приходу десятых годов имели весьма мрачный облик, поскольку их фасадом никогда никто не занимался.
А вот транспорт к этому времени поменялся исключительно в лучшую сторону: низкопольные немецкие автобусы стали основой владимирского пассажирского транспорта.
Но даже когда приходили Mercedes-Benz O 530 Citaro и MAN A21 NL 313, на дорогах Владимира продолжали периодически встречаться старые автобусы округлой формы.
Несколько Mercedes-Benz O 305 и MAN SL 200 к 2011 году продолжали работать на городских маршрутах. В частности у перевозчика Владтранском работали два последних линейных "кругляка" на маршрутах 32, 6С и 1С.
Некоторое количество этих автобусов работало в качестве служебных у различных предприятий.
А из города Радужный вплоть до 2015 года к нам периодически заглядывал маршрутный MAN SÜ 240 1984 года выпуска.
Еще одним гостем из области был Mercedes-Benz O 307 1983 года выпуска, принадлежавший собинскому перевозчику ИП Князев В.А. И это, вероятно, самый старый маршрутный автобус, который появлялся на дорогах города Владимир. Списали его только в 2018 году.
Но все-таки большая часть "кругляков" покинула пределы города и отправилась прямиком в областные города. Больше всего их пришло в Гусь-Хрустальный.
Еще какая-то часть из них переехала работать в другие города нашей страны. В списке этих городов значились: Белгород, Воронеж, Тольятти.
Но далеко не все стандартные автобусы первого поколения дожили до десятых годов в виде ходовых машин. На фото ниже пример того, как в России заканчивали свой путь легендарные автобусы из Германии.
Крайне печально, что на сегодняшний день в области не осталось ни одного стандартного автобуса первого поколения в качестве музейных. А ведь именно эти автобусы в свое время спасли перевозки Владимира
Mercedes-Benz O 307 & MAN SÜ 240
Вкратце пробегусь по пригородным модификациям автобусов стандарта VöV, которые работали как на городских, так и на пригородных маршрутах.
Во Владимире работало примерно равное количество O 307 и SÜ 240. Однако Мерседесы куда чаще попадали в объектив фотоаппаратов, нежели МАНы. На фотобасе я нашел фотографии лишь одного MAN SÜ 240, работающий во Владимире. Его в 2005 году приобрело муниципальное автобусное предприятие, находящееся к тому времени уже на грани закрытия.
Впрочем, по области снимков таких автобусов нашлось чуть больше. Ниже фото автобусов из Радужного (о котором я уже рассказал чуть выше) и Гусь-Хрустального.
Мысли вслух
Напоследок хочу поделиться своими воспоминаниями из детства, связанными с "кругляками". Возможно, для кого-то это удивит, но в то время, когда эти автобусы ходили по маршрутам нашего города, они мне не очень нравились. Будучи маленьким ребенком я куда чаще передвигался на троллейбусах, поэтому был довольно предвзят. Тогда мне не нравилась их форма кузова, поскольку даже на фоне отечественного транспорта, они мне казались какими-то уж слишком архаичными. Ко всему прочему, в то время перевозчики постоянно устраивали друг с другом гонки и в этих автобусах нехило так мотало по салону, если приходилось стоять. А стоять приходилось, поскольку в начале нулевых эти автобусы были очень востребованы пассажирами, поэтому почти всегда были забитыми. При всем при это они почему-то все равно появлялись на рисунках маленького шестилетнего мальчика.
Но спустя долгие годы мое отношение к ним существенно изменилось. И вот теперь я выпускаю уже третий свой материал, посвященный этим автобусам. Ведь они совершили настоящую революцию в автобусостроении и несомненно прошли проверку временем, доказав, что немецкие автобусы не только качественные и удобные, но и чрезвычайно надежные и неприхотливые в ремонте. Да и если бы не появление этих автобусов, то никогда бы не увидело свет второе поколение стандартных автобусов (о них и пойдет речь во второй части). А это значит, что не вышел бы автобус, который для меня стал, вероятно, самым знаковым автобусом в истории - Mercedes-Benz O 405.
Поэтому в самом конце своей статьи я хочу, чтобы мои не слишком позитивные детские воспоминания об этих автобусах разбавили впечатления действительно увлеченного человека.
Интервью: Сергей Панюков (MAN Nl202(592))
1.Как давно увлекаетесь ОТ? Увлекаетесь ли вовсе?
С первого вопроса – и сразу ностальгия… ОТ я стал увлекаться, чуть-ли не с пелёночных лет, но если честно, то с раннего школьного возраста (ахах, это был 1-й класс). Как сейчас помню, как мама пришла с работы и сказала, что у нас появились новые, красивые автобусы. Весь вечер я её «пытал», расспрашивал как они выглядят, мне было очень любопытно что это за чудо такое, ведь кроме ПАЗиков и «Луноходов» я ничего не видел, и моя фантазия работала на всю катушку. НО. То, что я увидел на следующий день (да, я выпросил прогуляться и посмотреть на новые автобусы), поразило меня и я «влюбился» в них с первого взгляда (как бы смешно это не звучало). Это были MAN SL200 и МВ O305.
О да. Эти «кругляши» с удобным и просторным салоном, мягкими и одновременно жесткими диванами-сидушками, шустрые, мягкие и плавные на ходу, словно ты на корабле. А это чудесное завывание VOITH при торможении… До сих пор помню, что был чуть выше колеса этих машин, меня это так поражало. Но кажется мы отвлеклись. Это было началом начал. Я делал из металлического конструктора подобие этих автобусов, воспроизводил даже рабочее рулевое управление. Чертил и вырезал бумажных «кругляшей». Потом у нас появился цифровой фотоаппарат и тут у моего нездорового увлечения появилась новая стадия))). Чуть позже я узнал про Vbus, о да, по тем временам, для таких как я, это была супер игрушка и тут уже снова я «проапгрейдил» своё увлечение ОТ и стал пробовать себя в 3D, но об этом ниже. А сейчас же, я пожалуй, на высшей ступени развития – я водитель троллейбуса в чудесном городе Санкт-Петербург.
Продолжение следует...
Все фотографии автобусов MAN и Mercedes-Benz были взяты с сайта fotobus.msk.ru
#автобусы #германия #история #man #mercedes #мерседес #общественный транспорт #фото #техника #статья
Еще по теме здесь: Новости науки и техники.
Источник: Невероятные приключения немцев во Владимире. Часть i.