Челидоны (древнегреческий: Χελιδόνες) были иллирийским племенем . Они жили в долинах Мат или Дрина. Παραλία Χελιδόνι ''chelidoni beach.
(Публикуется по Полному собранию русских летописей. Т. 31. Л., 1977)
"По мале же времени правнуцы Афетовы Скиф и Зардан отлучишася от братий своих и от рода своего от западных стран, и коснушася полуденных стран, и вселишася во Ексинопонте, и живяху тамо многа лета, и от сих породишася сынове и внуцы и умножишася зело, и прозвашася по имени прадеда своего Скифа Скифия Великая. И бысть между ими распря и междоусобица и крамола многа и тесноты ради места.
Здесь важнейший опус о Сардонах, упоминаемых как родственный народ скифам. Сардоны же поселились до самой Нарбоннской Галлии, и их город назывался Рускино,теперь область Руссильон. Самоназвание лидийцев были Сардоны, а шардены известны по египетским папирусам.
Иллийрийцы- это также сардоны-сарты, и челидоны- также часть сардонов. Как перевдится этот этноним? Как и чалдоны-челдоны Сибири- "чело"- голова, "Дон"- поклоняться. нести. Собственно культ отруюленных голов известен у скифов, кельтов, фракийцев и иллирийцев.
О существовании у галлов обычая охоты за головами нам известно из множества самых разных источников. Одним из этих свидетельств является текст Диодора Сицилийского:
«Выстроившись к бою, галлы имеют обыкновение выходить перед строем и вызывать храбрейших из противников на поединок, потрясая оружием и устрашая врагов. Убитым врагам они отрубают головы и вешают их на шеи своих коней, а окровавленные доспехи врагов передают слугам и увозят военную добычу, распевая боевые песни и победный гимн».
Собственно, у скифов, судя по изображениям, существовал аналогичный культ.
Геродот сообщает:
«Военные обычаи скифов следующие. Когда скиф убивает первого врага, он пьет его кровь. Головы всех убитых им в бою скифский воин приносит царю. Ведь только принесший голову врага получает свою долю добычи, а иначе — нет. Кожу с головы сдирают следующим образом: на голове делают кругом надрез около ушей, затем хватают за волосы и вытряхивают голову из кожи. Потом кожу очищают от мяса бычьим ребром и мнут ее руками. Выделанной кожей скифский воин пользуется, как полотенцем для рук, привязывает к уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. У кого больше всего таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем. Иные даже делают из содранной кожи плащи, сшивая их, как козьи шкуры. Другие из содранной вместе с ногтями с правой руки вражеских трупов кожи изготовляют чехлы для своих колчанов…»
«…при посещении уважаемых гостей хозяин выставляет такие черепа и напоминает гостям, что эти родственники были его врагами и что он их одолел. Такой поступок у скифов считается доблестным деянием».
Археологам случалось находить неограбленные скифские курганы (например, курган Кызыл-Джар IX на Алтае), в которых покойник, похороненный по всем правилам, был тем не менее лишен головы.
Так, в одном из знаменитых пазырыкских курганов на Алтае с обоих погребенных была сорвана одежда, отрублены головы, у женщины отрубили стопы, голени и кисть правой руки, надломили пальцы.
Согласно Страбону, после поражения в троянской войне предводитель народа «венетов» Антенор с сыновьями и уцелевшими венетами спасся во Фракию и оттуда попал в Генетику (Венетику) на Адриатике. Поселился у реки Тимаво (Река). По рассказу Сервия, после войны с эвганеями и царем Белесом основал Патавий (современная Падуя) и учредил там игры. Место, где они высадились, зовётся Троей. Также считался родоначальником арвернов. В то же время, согласно Гомеру, Антенор был дарданом, а двое из его сыновей воевали в составе дарданского войска. «Венеты» (адриатические венеты) и дарданцы в античный период были соседями в Адриатике. Да и венеты Арморики и дарданы-арверны также проживали рядом.
Дарданцы-дарданы это также иллирийский народ в Мезии, по верхнему течению Моравы; их область была обращена Диоклетианом в римскую провинцию Дарданию, с главным городом Наиссом (Ниш). То есть, дарданы проживали и во Фракии, и в Галлии.
Дардания (др.-греч. Δαρδανία; лат. Dardania) — римская провинция в Центральных Балканах, первоначально неофициальный регион в Мёзии (87—284), а потом в 293—337 годах уже официальный в диоцезе Мёзия. Провинция была названа в честь древнего племени дарданов, которое населяло область до римских завоеваний во 2-м и 1-м веках до нашей эры.
Южнее проживали Сарды, или сардоны Руссильона. Сердика-Сарды, это город мезийцев, также народ родственный сардонам-сардам-шардонам.
Но, сардоны -шардоны оставили топонимы и в виде названий городов в виде Альба . Альби это город в южной Франции,недалеко от Тулузы,в месте расселения этого племени. город Альба есть и на Сардинии, и на Аппенинском полуострове в Лигурии. Альба (итал. Alba) — главный город области Ланге на границе Лигурии и Пьемонта, вдоль реки Танаро, в итальянской провинции Кунео . Знаменитая Альба-Лонга, откуда пришли отцы-основатели Рима.
До Октябрьской революции русское население Сибири четко делилось на чалдонов и самоходов, так называли коренные сибиряки людей, пришедших из «России». Чалдоны разговаривали на «старом» русском языке, например вместо привычного – «кони» они использовали «комони».
Обратите внимание: 7 загадок и тайн которые хранит Сибирь.
Это слово есть в «Слове о Полку Игореве» и «Задонщине».Этнографы заметили, что ряд топонимов Сибири имеют русские корни и названы так еще до прихода ватаг Ермака. Чалдоны вплоть до ХХ века жили укладом характерным для славян, времен феодальных князей. Что подтверждает теорию древнего происхождения народности.В 1549 году в своих «Записках о Московии» австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн описал Сибирь и поместил в Среднее Приобье область, которую назвал Лукоморье. В своей работе австриец опирался на неизвестный русский путеводитель.
Сигизмунд писал: «…Эти последние получили имя от крепости Серпонов (Serponow) в Лукоморье (Lucomorya), лежащем на горах за рекой Обью… Река Cossin вытекает из Лукоморских гор; при ее устье находится крепость Cossin, которой некогда владел князь (knes) Венца (wentza), а ныне его сыновья».Чалдоны уверены, что их предки жили в Сибири 10 -15 поколений до прихода казаков атамана Ермака Тимофеевича, который перешел Каменный пояс (Урал) в 1581 году. Внешне они европеоиды со светлыми глазами, однако в их лицах наблюдаются признаки монголоидности – смуглая кожа, широкие лица, реже узкий разрез глаз. Это связано с наличием смешанных браков с сибирскими аборигенами.
омский доктор исторических наук Галина Ивановна Пелых, собирая этнографические сведения о сибирских древностях познакомилась с чалдонской семьей Каяловых, которые называли себя самарами. Они сохранили предания о приходе своих предков в Сибирь. Этнографы давно фиксировали, что самоназванием первых самых «старых» чалдонов было «сарьмяты». Каяловы рассказали Галине Ивановне, что еще до казаков их семья жила в Причерноморских степях на реке Самара, которая впадает в Днепр.
Исследовательница писала, что самары: «…даже говорили иначе, чем чалдоны из казаков. Каяловы говорят не «чело», а «чало», не «человек», а «чаловик», не «челдон», а «чалдон» и высмеивают казацких чалдонов за то, что те говорят на «и». Последнее обстоятельство подтверждают местные диалектологи, установившие, что часть старожительского населения Сибири говорит все на «и»: «игород, игурцы, да ча, да пошто, ты, матка, ча, та ты ча», потешно так говорят».Рассказ Каяловых находит и документальное подтверждение. Еще в 1597 году царь Федор Иоаннович послал на Енисей своего посланца Федора Дьякова, которому поставил задачу разведать те края на предмет новых подданных. Вернувшись через два года Дьяков привез большой ясак и как пишет Сибирская летопись сообщил, что там давно живет множество русских людей, которые торгуют, охотятся и собирают дань с аборигенов. Давнее присутствие русских в Сибири подтверждает и археология.
Археолог Василий Флоринский откопал в районе самарской Оби русские кольчуги и перстни с узорами, встречающимися на древнерусских колчанах. В Приобье были найдены предметы XIII-XIV, которые связаны с Русью. Это были фрагменты русских горшков, изготовленных на гончарном круге, фаянсовые голубые бусы, меч, железные ключи, бронзовые и серебряные височные кольца, браслеты и прочие предметы не характерные для народов Зауралья.В современной России чалдоны – вымирающая этническая группа, которая продолжает жить обособленно в далеких сибирских деревнях. Однако по всему Зауралью разбросаны населенные пункты и географические объекты с названием Чалданка, Челдонка, Чалдонка.
Итак, челдоны , их часть ушли из Западной Сибири, с реки Обь. Но и ободриты также называли своей прародиной реку Обь:
Крайне интересен момент, что «Гюстровская Ода говорит о том, что ободриты пришли с реки Обь,
«И ветер гнал величественно воды рек,
Чтоб Океан почувствовал их бег,
Соединяя вместе Эльбу, Везель, Обь,
Там где играют в волнах нереиды.
Оттуда совершил далёкий путь наш Мекленбург,
Чрез землю Русов к своему княженью:» Гюстровская Ода.
Ободриты здесь указаны на карте рядом с аварами на Дунае. То есть и ободриты были фракийцами. Кроме тго указывают, на связь ободритов с Абдерами фракийскими.
Таким образом, очевидно, что и челдоны и ободриты, и все венеты и гунны имеют своей прародиной именно Сибирь, регион Приобья
сказание о Славене и Русе однозначно говорит о Сибири, Приобье, как части земли Русов:
Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Такоже по них сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком. Обладаша же и северными странами, и по всему Поморию, даже и до предел Ледовитого моря, и окрест Желтовидных вод, и по великим рекам Печере и Выми, и за высокими и непроходимыми каменными горами во стране, рекома Скир, по велицей реце Обве, и до устия Беловодныя реки, ея же вода бела, яко млеко. Тамо бо берущи дорогою скорою звери, рекомаго дымка, сиречь соболь. Хождаху ж и на Египетъския страны воеваху, и многое храбрьство показующе во еллинских и варварских странах, велий страх от сих тогда належаше.
Говорится здесь и соболе, который водится лишь в Сибири, и река Обь названа старым словом-Обва.
Хождаху ж и на Египетъския страны воеваху, и многое храбрьство показующе во еллинских и варварских странах, велий страх от сих тогда належаше.
Так что челдоны, как часть русов и славян, и венеды- пришли с реки Обь. И говорить о том, что русские захватили Сибирь- смешно, ибо Сибирь- прародина русских людей, где они всегда жили. И Сибирь названа от имени северян-сиверцев, часть русов и славян.
#древние славяне
#иллирийцы
#чалдоны
#История Сибири
Литература:
Соловьев С.Ю. 2021, распостранение племен сардана-сартов от реки Сыр-Дарья до Галлии, Включая Малую Азию,Балканский полуостров и Причерноморье. Безусловная связь этого народа с Гальштатской и Латенской культурой.https://www.academia.edu/45576685/
Соловьев С.Ю. Происхождение и значение этнонима Русь-Рас и его значение.Этнонимы Рать и Руск.Распостранение этих этнонимов среди племен сардонов https://www.academia.edu/49545775/
Соловьев С.Ю. Эфиопы и Колхи.Аргонавты и Троянская война.Прародина Древней Греции и Кавказ https://www.academia.edu/39384024/
Соловьев 2021, БЕЛЫЕ БОГИ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВНЕШНОСТИ БОЖЕСТВ В ДРЕВНОСТИhttps://www.academia.edu/50618755/
Сергей Соловьев 2020, ПОХОД В ИНДИЮ ДИОНИСА И ВЕЛЕСА. БЫЛИНА ВОЛХ ВСЕСЛАВИЧ. МИРМИДОНЦЫ И МУРАВЬИ МИФОВ. ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ В РУССКИХ БЫЛИНАХ И ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИhttps://www.academia.edu/43747923/
Сергей Соловьев 2021, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ЭТНОНИМА РУСЬ - РАС И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ЭТНОНИМЫ РАТЬ И РУСК. РАСПОСТРАНЕНИЕ ЭТИХ ЭТНОНИМОВ СРЕДИ ПЛЕМЕН САРДОНОВ ORIGIN AND SIGNIFICANCE OF ETHNONYM RUS - RACE AND ITS SIGNIFICANCE. ETHNONYMS RATH AND RUSK. DISTRIBUTION OF THESE ETHNONYMS AMONG THE SARDON TRIBES https://www.academia.edu/49545775/
Сергей Соловьев 2021, ГИКСОСЫ, ПРЕДКИ СКИФОВ. ИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ КУЛЬТ АНАТ И ВААЛА (АНАХИТА-ВАНАДИС И ВЕЛЕС-ДИОНИС). ТАВРОМАХИЯ И СКИФСКАЯ ОДЕЖДА МИНОЙЦЕВ HYKSOS, ANCESTORS OF THE SCYTHIANS. INDO-EUROPEAN CULT OF ANAT AND BAAL. TAUROMACHIA AND THE SCYTHIAN CLOTHING OF THE MINOANS https://www.academia.edu/57093807
Соловьев С.Ю. Русь, сложение государства в IX веке. Венеды и северяне, часть гуннов, ставшие основой новой общности. https://ridero.ru/books/rus_slozhenie_gosudarstva_v_ix_veke_venedy_i_severyane_chast_gunnov_stavshie_osnovoi_novoi_obshnosti/
Соловьев С.Ю. Гунны, Народ, пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов https://ridero.ru/books/gunny_narod_prishedshii_s_yamala_attila_kagan_gunnov_iz_roda_velsungov/
Еще по теме здесь: История.
Источник: Челдоны Сибири и Челдоны Иллирии. Сибирь- родина славян.