ЧЕМ МЫ БУДЕМ ВЛАДЕТЬ!

Так начиналось письмо ученицы седьмого класса Кондрашовой Лены из поселка Чантырья Тюменской области.

«Чем мы будем владеть? Я обращаюсь к вам, товарищи взрослые. Вы не задумывались над тем, что оставите своим потомкам? Чем мы будем владеть? Свалками? Горами металлолома? Черным небом? Безжизненной землей Чернобыля? Нужно опомниться. Ведь такая сила нам дана. А что мы сделали со своим домом? Со своей Землей. Ведь другого дома у нас нет.

Сейчас много твердят и по радио, и по телевидению: «Экология, экология...» Читают доклады, лекции. Но не докладами и не лекциями можно улучшить экологическую обстановку, а делом.

Давайте же дадим жизнь рекам, морям. Снимем с их берегов железный панцирь. Да и спасать нужно не только большие реки, а и маленькие ручейки и речушки, ведь с них начинается Волга, Дон, Обь, Енисей. Давайте очистим небо, землю. И жизнь станет краше и счастливей».

Это письмо пришло как отклик на обращение экспедиции «Живая вода», которая была организована журналом «Костер» в начале 1989 года. В первом номере журнала был опубликован призыв президента Географического общества СССР академика В. Н Трешникова и директора Института озероведения АН СССР В. А. Румянцева заботиться о чистоте воды, основе жизни на нашей планете. Там же было дано задание всем желающим участвовать в экспедиции, присылать в редакцию данные о состояний тех рек и озер, рядом с которыми ребята живут. Причем эти ребячьи отчеты предполагалось даже использовать с научными целями — при составлении Кадастра (описания) озер СССР.

В редакцию стали приходить сотни писем из разных уголков нашей страны. И чем больше их приходило, тем более плачевная ситуация стала вырисовываться. Оказалось, что мест, где все обстояло бы благополучно, практически нет. В тяжелом экологическом состоянии находятся не только всем известные моря и озера, такие как Ладожское, Севан, Черное, Каспийское, не только такие реки, как Волга, Дунай, Днепр, но и небольшие реки, ручьи и озера, словно подтверждая известную мысль, что большая беда начинается с малой. Ребята присылали не только сухие отчеты с детальным описанием водоемов. Оказалось, что многие пытались что-то сделать для спасения своих родных рек, озер, ручьев и прудов. Не всегда взрослые приходили им на помощь, случалось, их попросту выгоняли из разных кабинетов — мол, не лезьте не в свое дело.

А бывало, что и взрослые начинали действовать вместе с детьми. Так в городе Кириши, где сложилась такая тяжелая экологическая обстановка, что болели и даже умирали люди от выбросов Биохимического комбината, проходили многочисленные демонстрации протеста, на которых дети шли вместе со взрослыми, несмотря на противодействие школьного начальства. И что вы думаете? В итоге было принято решение о перепрофилировании этого комбината на безопасное для людей и природы производство. В этой победе общественности есть немалая заслуга и детей.

Экология уже давно вырвалась из тесных научных кабинетов на общественный простор. Да и как может быть иначе, когда наш общий дом — планета Земля просит о помощи. В такой ситуации нельзя ждать указаний и разрешений сверху.