Сосновый бор, пропитанный солнцем, застыл в ожидании беды. Настороженная тишина, нарушаемая ими, не лесными звуками... Что это? Зачем здесь бульдозеры? Мощная и такая противоестественная в этой первозданной красоте человеческая техника? Всё замерло. Даже птицы перестали петь. И вот упала со стоном и последним тяжелым вздохом всех своих могучих ветвей первая сосна, за ней — вторая... И даже та, волшебная, ко всемогущему стволу которой достаточно было приложить ладонь и задумать желание, чтобы оно непременно исполнилось. Сколько сокровенных желаний она помнила... Ведь об ее волшебной силе хорошо знали ребята, которые молча вышли навстречу бульдозерам с плакатами в защиту своего леса.
Рабочие, выполняющие это задание, вызывающее внутренний протест, с видимым удовольствием покидали кабины своих суперсовременных механизмов и подбадривали юных пикетчиков. А вдруг начальство отменит приказ? Но начальство в отличие от рабочих было недовольно. Ведь этот сказочный лес по плану должен был превратиться в ровные квадраты садовых участков под дачи.
Так началась борьба. Все лето — с апреля по август 1989 года — ребята вместе со своими учителями выступали по радио, обращались в Госкомприроду, в «Ленинские искры», делали все, чтобы остановить непрекращающееся уничтожение леса. И победили! Правда, на территории, которую к тому времени уже успели изуродовать, было решено оставить 1800 участков, но ведь их должно было быть 3000!
А разве сами эти ребята не любят отдыхать на дачах? Очень любят, но садоводства и дачные участки должны не губить, а помогать природе, и устраивать их нужно не в готовых, созданных самой природой экосистемах, в которых лес, озеро или река существуют в тесном единстве и взаимосвязи, а на месте пустырей и других малоценных с природной и человеческой точки зрения угодий. В наше время появился такой термин — «групповой эгоизм». Он применяется в тех случаях, когда люди под правильными лозунгами начинают бороться за свои личные интересы. Может быть, и здесь такой случай? Ведь в этом лесу, в лагере «Зеркальный» наши герои отдыхают каждое лето. Но не только отдыхают, а изучают и познают природу — все они занимаются в клубе юных биологов Ленинградского Дворца пионеров. Поэтому смело можно утверждать, что эти ребята — специалисты: зоологи, биологи, гидрологи, экологи. Их мнению о ценности леса можно верить.
Клубу юных биологов ЛДП 30 октября 1989 года исполнилось двадцать пять лет. За это время клуб подготовил сотни ребят, многие из которых стали профессиональными биологами или медиками. Но даже если они выбрали себе другую специальность, их занятия в клубе наверняка не прошли даром, что особенно ценно в наш технический век, когда так важно уметь противостоять глобальному наступлению на природу. К тому же любая форма человеческой деятельности так или иначе связана с воздействием на окружающий мир.
...Тракторист пашет поле. Вот его машина приближается к берегу реки. «Хорошо бы запахать и этот участок», — думает он, но вовремя вспоминает, что тогда почва будет смываться в воду, а вместе с ней в реку попадут минеральные удобрения и ядохимикаты. Пусть будет урожай поменьше, зато целее будет река.
Биологические знания нужны не только, чтобы спасать природу от чрезмерного человеческого воздействия. У природы можно и нужно учиться. Люди изобрели самолет, глядя на птиц, придумали многие умные машины и приборы, основываясь на наблюдениях за жизнью животных и растений, изучая их устройство. Примитивная на первый взгляд медуза оказалась обладательницей совершенного эхолокатора, по образу и подобию которого инженеры создали эти, столь необходимые морякам приборы. А у осы оказалось столь удачное приспособление, что оно послужило моделью для новой конструкции отбойного молотка. Существует даже наука — бионика, которая занимается изучением изобретений природы для использования их человеком. В природе не существует отходов, вес продукты любой жизнедеятельности используются полностью. Хорошо бы человеку научиться у нее такой же рациональности.
Потеряв первобытную связь с природой, увлекшись техническим прогрессом, но не до конца научившись анализировать природные явления, человек перестал многое замечать и предвидеть. Однако внимательному наблюдателю есть что подсмотреть. Так, анализируя растительный покров, геолог может даже открыть новое месторождение, а наблюдая за поведением животных, можно предсказать погоду и даже стихийное бедствие.
А сколько совершенных форм позаимствовали у природы архитекторы, ювелиры, стеклодувы, гончары, модельеры... Не говоря уже о художниках и поэтах, вдохновляемых ее красотой.
Но вернемся к юным биологам-натуралистам. Круг их интересов очень широк. Есть среди них те, кто занимается гидробиологией и зоологией. Эти ребята не только изучают различные животные формы, но и практическими делами стремятся помочь природе. Осенью и зимой они ездят в Павловский музей-заповедник, расчищают парк от мусора, патрулируют, делают искусственные гнездовья для птиц, ездят и в Громовское охотхозяйство для починки искусственных гнездовий и проведения исследовательской работы. Зоологи, ботаники и гидробиологи собирают материалы для музейного отдела «Природа Ленинградской области».
Юные собаководы выращивают и воспитывают собак, помогают экспертам на рингах пяти городских выставок Клуба служебного собаководства при Комитете ДОСААФ. Только за 1988/89 учебный год ребята передали для службы на Государственной границе четырех обученных собак.
Есть в клубе секция аранжировки и зеленой архитектуры. Ребята ухаживают за зеленым убранством Дворца пионеров, оформляют его к праздникам. Они умеют составлять букеты и композиции из цветов и растений, часто принимают участие в различных городских и всесоюзных выставках. А на международном празднике цветов в Киеве в 1988 году даже заняли второе место.
Очень серьезно занимаются в кружках физиологии и биохимии растений, нейрофизиологии, информатики, гистологии, генетики. Ребята прослушивают лекции, которые читают им крупные ученые, выполняют практические задания на базе учебных и научных институтов, кружковцы из секции «Юный медик» даже присутствуют на настоящих операциях в хирургическом отделении 1-го Медицинского института.
Чем бы ни занимались в кружках юные биологи, они обязательно должны на деле доказать свою любовь к природе, работая в оранжереях и на учебно-опытном участке клуба. Здесь выращивают овощи и цветы. И выращивают не только для удовольствия. Только за 1988/89 учебный год цветочной и овощной рассады было выращено восемьдесят пять тысяч штук и продано на пять тысяч рублей. А эти деньги идут на расширение возможностей клуба. А как приятно передать Дворцу или школе цветы, выращенные своими руками!
Клуб занимается не только со своими членами. Регулярно проводятся областные и городские олимпиады по биологии, причем ребята проводят настоящие научные исследования, многие из которых даже достойны публикации в научной печати. Жаль, что этого никогда не делалось. Лучшие работы отправляются в павильон «Юный натуралист», расположенный на ВДНХ. А сколько интересных встреч организует клуб с учеными, писателями. Имеет он и международные связи. Многие наши заповедники стали настоящей природной школой для будущих исследователей природы. Так Черноморский заповедник принимает юных зоологов, в Кандалакшском практикуются гидрогеологи, а в Хапенском заповеднике юные экологи регулярно ведут летопись заповедника. Много интересных дел делают ребята. Но конечно же, одних усилий клуба мало. Кроме городской юннатской станции да «живых уголков» в различных школах мало еще где можно получить представление о жизни природы. А ведь очень важно, чтобы экологическое мировоззрение все больше и больше входило в нашу повседневную жизнь. Как же сделать так, чтобы как можно больше ребят принимало участие в деле спасения природы?
Раз в три года проходит Всероссийский слет юных друзей природы. В 1986 году он состоялся в Ленинграде, а в 1989 году — в Вологде. На этих слетах ребята, приехавшие со всех концов нашей страны, обсуждают проблемы спасения природы, делятся опытом, выступают даже с научными докладами. Интересно, а как обстоят дела с детским экологическим движением на Западе?