История самой скандальной картины: про натурализм Курбе, грязные пятки крестьянок и голых балерин

Гюстав Курбе, основатель французского реализма, главный "тролль" парижских салонов и Академии изящных искусств, революционер и оппозиционер во всем до мозга костей, друг анархиста Прудона, герой всевозможных скандалов и карикатур, прожженная богема, - широкому зрителю в России этот харизматичный художник знаком прежде всего по знаменитому автопортрету "Отчаяние", на котором изображен схватившийся за голову мужчина с застывшим на лице выражением панического ужаса. Однако не все знают, сколько шороху навел Курбе во французском обществе середины XIX века, которое сочло натурализм сцен и изображения крестьянок с грязными пятками чем-то вульгарным и непристойным. А также Курбе стал автором одной из самых знаменитых художественных провокаций в истории искусства, которую до сих пор многие воспринимают как порнографию, а экспонируется картина под охраной и пуленепробиваемым стеклом. Но обо всем по порядку.

"Автопортрет. Отчаяние", 1845

Курбе - художник "народный". Родом из деревенского городка Орнан, сын фермера, он презирал академизм в живописи и считал простых крестьян, каменотесов, прях и веяльщиц более достойными быть запечатленными на живописных полотнах, нежели эпичных небожителей, исторических или библейских героев, как этого в то время требовала традиция. Его знаменитые "Купальщицы" (1853) произвели небывалый фурор, потому что на огромном холсте (а большие полотна в то время предназначались исключительно для эпических, библейских или мифологических сюжетов) художник изобразил простую обнаженную селянку, которая не просто сверкала своим обнаженным мощным тылом, но и - срам-то какой! - натуралистично грязными босыми пятками. "Даже у крокодилов пропадет аппетит", - ерничали критики по поводу дородности купальщицы, коллеги по цеху назвали картинку вульгарщиной, а сам Наполеон III, пришедший на выставку, в негодовании ударил по картине хлыстом.

"Купальщицы", 1853

"Похороны в Орнане" (1850) - еще одно скандально известное полотно Курбе, в котором он, кажется, намеренно издевается над классическими канонами и эпатирует публику. Под бытовой деревенский сюжет с простыми французами, жителями его родного Орнана, он использует гигантское полотно в 21 квадратный метр, на котором расставляет персонажей по линеечке на переднем плане, а фон заимствует как будто бы из эпической сцены. Критики негодовали по поводу уродливых крестьянских лиц, пьяных "полыхающих рож", безобразности натурального народного колорита на эпическом фоне и непочтительном отношении к смерти: "Курбе написал похороны так, что при одном взгляде на них нами овладевает безудержное веселье", - писала критика.

"Похороны в Орнане", 1850

Публику в принципе раздражало, что Курбе рисует одно "быдло", да еще делает это так натуралистично. Его ставили в пример несостоятельности реализма как художественного течения - дескать, кому захочется такое повторять и на такое смотреть.

Обратите внимание: ИСТОРИЯ РОССИИ.

На многочисленных карикатурах Курбе изображали то консультирующимся у холста с могильщиком, то рисующим вонючие ботинки, а пародия на персональную выставку месье Курбе выглядела как зал, увешанных исключительно изображениями крестьян да каменотесов с кирками. Раздражала и сама личность Курбе - этакий деревенский увалень, провинциал с гонором, хулиган и пьяница, горлопан, бородатый и вечно взлохмаченный скандалист, который эпатирует парижский Салон своим "грубым натурализмом". Сам же Курбе был убежден, что нужно писать лишь то, что можно увидеть и пощупать, лишь то, что реально и актуально, и даже как-то пошутил, спросив у своего помощника, видал ли он ангелов и не в курсе, есть ли у них зады, а то как же рисовать то, чего не видел?

"Дробильщики камня", 1849

Но на этом провокации французских буржуа не закончились - Гюстав Курбе создал, пожалуй, самую скандальную в истории картину, которая не демонстрировалась публике более 130 лет, снискав славу порнографии от изящных искусств, - "Происхождение мира" (1866). За нее Дюма-сын обругал художника последними словами, назвав его ублюдком и "пустозвонной волосатой тыквой, произросшей на навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи". Но и в наши дни "Происхождение мира" экспонируется под присмотром охранника и под пуленепробиваемым стеклом, по сей день вызывая противоречивые эмоции у публики. Так что же это за картина, окончательно закрепившая за Курбе славу провокатора и скандалиста?

"Происхождение мира" - это своеобразный ,"гинекологический" портрет парижской балерины Констанс Кеньо, на котором запечатлен ее ничем не прикрытый пах в откровенной позе и часть тела без головы. Обнаженное тело, как и эротизм, в истории живописи, разумеется, имеет богатую традицию, но то, как это преподнес Курбе - изобразив натуралистичную женскую промежность крупным планом, в вызывающей позе, без головы, специально как бы обрезав и укрупнив композицию, - такой вызов французское общество интерпретировало не иначе как порнографию и провокацию.

Дорогой читатель, я не рискну публиковать здесь картину "Происхождение мира" без купюр, опасаясь того, что алгоритмы Яндекс.сайта могут счесть ее за порнографию и забанить канал, поэтому просто оставлю ссылку, по которой можно ознакомиться с картиной Курбе

"Происхождение мира", 1866 в музее Орсе

Справедливости ради стоит отметить, что "Происхождение мира" Курбе рисовал под конкретный заказ - для частной коллекции эротической живописи турецкого дипломата Халила Шерифа-паши, среди многочисленных любовниц которого числилась и Кеньо. К слову, для этой же коллекции Энгр написал знаменитую "Турецкую баню", а еще ранее тот же Гюстав Курбе - другую свою, не менее скандальную, картину "Спящие", на которой запечатлены две женщины - однополая пара в постели, что для художника обернулось вызовом жандармов на выставку и составлением полицейского отчета.

Картину "Спящие" (1866) тоже не решусь здесь опубликовать - вот ссылка на нее.

После того как османский ценитель эротики разорился, "Происхождение мира" долго ходила по рукам и по понятным причинам не выставлялась. Сперва в антикварной лавке картину случайно обнаружил Эдмон де Гонкур (к слову, писатель, который вместе со своим братом Жюлем де Гонкуром был изобретателями так называемого "народного романа", так перекликающимся с идеями самого Курбе), затем картину купил венгерский барон, а после Второй мировой войны она оказалась у психоаналитика Жака Лакана. Последний даже украсил ею стену своего дома, однако попросил своего брата, тоже художника, соорудить для полотна двойную раздвижную раму, спрятав исходник под пейзажем, который нарисовал тот же брат.

И лишь 120 лет спустя, в 1988 году "Происхождение мира" впервые было продемонстрировано широкой публике в Нью-Йорке - под пуленепробиваемым стеклом и под надзором охранника. С 1995 года картина находится в постоянной экспозиции музея Орсе в Париже.

Но даже сегодня скандалы вокруг "Происхождения мира" не утихают - несколько лет назад французский учитель подал в суд на Фейсбук, за то что соцсеть заблокировала его профиль, в котором он опубликовал фото картины, а почта Франции отказалась печатать марки с изображением провокационной работы художника.

Еще по теме здесь: История.

Источник: История самой скандальной картины: про натурализм Курбе, грязные пятки крестьянок и голых балерин.