Несмотря на отмену классического фестиваля «Октоберфест» в Баварии из-за Covid-19, китайцы не стали унывать и решили провести его аналог в своем Циндао. Китайцы слишком любят пиво и веселые фестивали для того, чтобы поступить по-другому.
Что же нам известно о китайском пиве?
Считается, что пиво, как таковое начали изготовлять в Китае еще 4 тысячи лет назад. Однако именно пиво европейского образца попала в Поднебесную намного позже, в конце 19 века, в первую очередь вместе с немцами и русскими.
Рассмотрим теперь особенности становления пивной отрасли Китая и ее основные бренды.
Что такое пицзю?
Для китайского языка не слишком характерны заимствования, но для пива было сделано исключение, так как в китайском не было даже отдельного иероглифа для его обозначения. Его начали подбирать исходя из созвучия с английским «beer» и немецким «Bier». Подходящим оказался иероглиф (pi). Однако китайским филологам этого было мало, и для обозначения пива решили использовать еще один иероглиф – (jiu), обычно обозначавший вино. Совместив два эти иероглифа, получили слово (pijiu). С тех пор пицзю в Китае – это пиво.
История становления китайского пивоварения
Вначале пиво в Китае варили иностранцы, причем для своих же сограждан, желавших сделать «глоток родины» за рубежом. В российской зоне влияния – в Маньчжурии на, первым пивное производство открыл российский поляк Ян Врублевский. Это, созданное еще в 1900 году производство процветает и поныне, под торговой маркой «Харбин».
В 1910 году пиво в Поднебесной производили русские, англичане, немцы. Причем последние варили пиво в Циндао, где и проходит нынешний фестиваль. Сами китайцы начали производство пенного напитка несколько позже: в столичном Пекине и старейшем из городов, открытых для международной торговли – Гуанчжоу. Именно в этих городах влияние иностранной моды, в том числе и кулинарной, было особенно заметно.
Ко времени основания КНР, в 1949 году, пивоварением в стране занимались всего семь компаний, а объем производства составлял лишь 7 тыс. литров – ничтожно мало для такого огромного рынка. Причинами была бедность населения и отсутствие в стране компонентов для пивоварения – сырье, включая дрожжи, приходилось ввозить из-за рубежа.
Старые этикетки пива Циндао. Фото: ifeng.comВ связи с общей индустриализацией Китая менялась ситуация и с пивоварением: закупалось современное оборудование, готовились кадры и внедрялись новые технологии. Как следствие росло производство и потребление хмельного напитка, он превратился для страны из экзотики в достаточно известный напиток.
Однако час славы китайского пива был еще впереди. Он наступил с началом экономических реформ, стартовавших в 1978 году. После этого пивная индустрия начала развиваться еще лучше. Ее основу, как и прежде, составляли государственные предприятия. Свои пивные заводы появились практически в каждом регионе огромной страны. Следующие перемены произошли в 2002 году, в связи со вступлением КНР в ВТО. Это еще шире открыло китайский рынок. Впрочем, вытеснения местных производителей иностранными импортерами не произошло. Наоборот, в том же году КНР стала лидером по производству пенного напитка, обогнав традиционного гиганта в этой отрасли – США. Эти позиции Китай сохраняет и сейчас.
Особенности китайского пива
Поначалу китайское пиво было китайским лишь по стране производства, полностью отталкиваясь от иностранных рецептур и технологий. Однако постепенно напиток начали китаизировать, ориентируясь на местные вкусовые предпочтения и особенности сырья. Например, стали использовать не только пшеничный или ячменный, но и рисовый солод, придающий пиву сладковатый привкус и приятную мягкость.
Еще одна особенность китайского пива, его меньшая крепость по сравнению с аналогами в США или Европе – всего 3-4%. Для китайского пива характерны травянистые и лимонадные нотки, придающие напитку оригинальный привкус.
Культура потребления пива в Китае
Невысокая крепость китайского пива делает его желанным гостем на любом застолье. Этот напиток здесь пьют не для того, чтобы всерьез напиться и совмещают с трапезой. Часто пиво заказывают и употребляют вместе с традиционным шашлычком шаокао. Мясо вообще считается хорошей закуской к пиву, особенно если оно жирное и жаренное.
Фестиваль пива в Китае. Фото: ifeng.com.Пить пенное из больших пивных бокалов в Китае не принято. Напиток в бутылках обычно разливают в специальные небольшие стаканчики.
Тем не менее, в отношении пива отсутствуют сложные церемониалы, применяемые при употреблении водки. В случае с водкой стакан держат ниже, чем у собеседника, доливают напиток опустевший стакан. Существует церемония подношения вина и т. д. Как и в Европе, США, в Китае пиво остается демократичным напитком.
Самые популярные марки пива в Китае
1. «Циндао»
Немецкие традиции с восточным колоритом.
Обратите внимание: ИСТОРИЯ РОССИИ.
История этого пива начинается в провинции Шандун, в далеком 1903 году. Циндао был основной военно-морской базой Германской империи в Восточной Азии. Вокруг вырос город, в котором отдыхали немецкие военные, селились семьи офицеров, торговцы, инженеры и т. д. Многие из них хотели употреблять привычные напитки. Для этой целевой аудитории был построен небольшой пивной завод, национализированный китайскими властями в 1949 году.Разновидности пива Циндао. Фото: alibaba.comВ 1990-е он опять сменил собственника и был приватизирован, причем достаточно успешно, быстро нарастив производство и превратившись в одного из гигантов китайского рынка, занимая на нем 18%.
Этого гиганта по количеству проданного пива опережают лишь два конкурента: американский Budweiser и китайский Snow. Достаточно сказать, что шаньдуньское пиво экспортирует в 40 стран мира.
По сравнению со своим немецким прошлым, современный «Циндао» сильно поменялся во вкусе. Былые немецкие поселенцы начала 20 века его бы не узнали, но вполне возможно оценили. Как и в случае с другими сортами китайского пива, при его производстве применяют рисовый солод. По вкусу этот напиток отличается легкостью, свежестью. Для него характерен привкус жженого солода и небольшая кислинка. Классический «Циндао» – это светлый лагер, но под этой маркой выпускается также легкое, живое и темное пиво.
Территория завода Циндао. Фото: сhinaexpro.ruИменно производители «Циндао», начиная с 1991 года, устраивают масштабный пивной фестиваль. Он начинается во вторую неделю августа каждого года, и длится на протяжении 16 дней.
В городе Циндао расположен одноименный пивзавод. Здесь же можно посетить музей истории компании. Посетить это примечательное место можно и помимо фестиваля, а завершаются они дегустацией местного пива.
2. «Snow»
В отличие от «Циндао», «Snow» не может похвастаться более чем вековой историей. Его история начинается лишь в 1993 году, однако, это история восхождения к успеху и опережения всех конкурентов. На сегодняшний день этот производитель выпускает 21% китайского пива. В мире его позиции несколько скромнее – 5% производства.
Пиво Snow. Фото: wsj.comКак и все китайское пиво «Snow» отличается малой крепостью (до 4%). Этот светлый лагер популярен у женщин и молодежи, благодаря своему легкому и сладковатому вкусу. Свое название «Снежинка» получила за легкое, льдистое покалывание на языке, при употреблении этого пива. Такого эффекта производители сумели добиться благодаря повышенному содержанию углекислого газа в напитке.
3. «Харбин»
Это пиво начали варить в стране российские подданные, и на сегодняшний день пиво «Харбин» одно из старейших в Китае. При его производстве традиционно используют рис, но не любой, а собранный на северо-востоке страны, в Маньчжурии.
Пиво Харбин. Фото: babaicai.comЭто пиво отличается мягким вкусом и ароматом, цветочным послевкусием. Впрочем, критики этого напитка, наоборот, считают его недостаточно насыщенный и слишком безвкусным.
«Харбин» занимает в мире седьмое место по продажам и его можно попробовать не только в Китае. Под брендом «Харбин» выпускают не только одноименное пиво, но и «Премиум Лагер» отличающееся насыщенным вкусом, а также легкое, освежающее пиво «Синий Лев».
4. «Яньцзин»
В отличие от других брендов, у этого производства сугубо китайские корни (по крайней мере, по словам представителей компании). «Яньцзин» позиционируется в качестве первого действительно китайского пива. Впервые это пиво начали производить на пивоварне «Шуанхэшэн» в Пекине, в 1915. Своим названием это пиво обязано одному из старых наименований столицы Китая – Яньцзину.
Пиво Яньцзин. Фото: needpix.com«Яньцзин» отличается использованием экзотических компонентов. Помимо традиционных для Китая риса и сорго, для его производства используют водоросли, горькие дыни и т. д. Такие компоненты уменьшают резкость от хмеля и делают пиво конкурентом схожего по вкусу «Циндао».
Нестандартные ингредиенты делают вкус хмеля менее резким. В мировом рейтинге продаж это пиво занимает восьмое место, уверенно опережая более известную у нас марку Corona.
Еще по теме здесь: История.
Источник: Пиво поднебесной: основные бренды и история пивоварения в кнр.