Астра 111 vs Идель 001-1 vs Электроника та1-003 - баттл лучших магнитофонов ссср согласно рейтингу Доброго Аудиофила!

Всем Доброго Аудиофильского!!!

Тут такое дельце. Проводил я недавно сравнение звучания катушечников первого класса. Ну и обранужил, что Астра 111 как-то уж очень точно звучит. Прям со студийной скрупулезностью.

Месяцем ранее я проводил сравнение катушечников Высшего Класса. И там я лучшим признал Идель 001-1.

Это конечно у Олимпо-филов вызвало массу споров.

Изначально я решил столкнуть Астру и Идель лбом, чтобы выбрать какой же из них точнее работает.

Какой соответствует всем тем антиаудиофильским разговорам, что магнитофон должен обеспечивать максимальную точность сигнала.

Ведь я при всем моем Аудиофильском подходе к технике другого назначения, к катушечникам предъявляю те же самые требования, что и инженер-антиаудиофил.

Только я это аргументированно делаю.

Моя позиция в точности сводится к тому, что на него может производиться запись не только музыки для развлечения, но и различных Научно-Исследовательских шумов.

Например турбины самолета, или работы сердца человеческого.

И для дальнейших анализов этих трудно-получаемых записей неизбежно нужны их копии. И вот тут-то мои требования о точности магнитофона как системы Научной Копии с катушки на катушку и вступают в силу.

С Винилом в этом плане проще. Мы изначально написали, что это аппарат для развлечения. А в развлечении главное удовольствие. Тут можно творить любые Аудиофильские Увкуснения звучания!!!

А с катушечником мы ничего такого не писали!!! А потому назвался рекордером так пиши точно!!! Аудифильскую примочку я на выход и сам поставить умею. Или пред в усилке Ламповый соображу.

Понятно, что инжненеры-антиаудифолы в этот момент в мой адрес тоже пишут гневные комменты. Мол чувак твои требования к точности невозможны и т.д. и т.п.

Но как по мне так это значит, что инженер слился с задачи. Задекларировал свою неспособность даже фантазировать о ее реализации. И это при том, что его конкуренты умудряются эти задачи и решать и конвейер ставить.

Поэтому сегодня у нас обзор аппаратов студийной точности звукозаписи.

Тут нет никакого Аудиофильства. Тут исключительно точность записи и воспроизведения!!!

Точность именно копии. Я в этом плане предлагаю такой тест. Делаем 10ю копию с катушки на катушки и смотрим какая 10я копия звучит ближе к исходнику?

Этакий метод накопления ошибки. То что на первой копии едва едва слышно, на 10й может обернуться или торчащей серединой, или кашей на ВЧ, или еще какими артефактами.

Конечно сегодня у меня такую задачу решить не удалось. Нужно ведь по 2 магнитофона. А у меня такого раздолья пока что нет.

Поэтому сегодня просто сравним. Посмотрим схемы и оценим качество их работы.

Для полноты картины в качестве привета Олимпо-филам я взял еще и Электронику ТА1-003 на тест. Хотя она мои требования по указанному качеству не выполняет.

Ну заодно и ее сравним.

1. Электроника ТА1-003.

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/elektronika_ta1_003.html

Аппарат от 1979го года.

Детонация 0.08%. АЧХ 31 - 22 кГц.

Умеет реверс.

Схема усилителя воспроизведения.

Разводка питания. Конденсатор на 200 мк на малоамлитудных цепях. 200мк на цепях коммутации 200 мк питание управляющих микросхем логики и 1000мк на микросхеме ОУ.

Сигнал с каждой головки усиливается своей группой транзисторов. Со своими фильтрами питания. Тут все хорошо. Транзисторы 3102 малошумяшие. Тоже хорошо.

Далее следуют цепи коррекции АЧХ с коммутацией земли за счет логических микросхем. Тоже хорошо.

А вот дальше схема коммутации на полевых транзисторах получающая сигнал управления с логических микросхем, стоящих на этой же плате. Микросхемы тут заодно являются фильтрами управляющих шин.

Это вроде бы хорошо. Но вот дальше стоит Операционный Усилитель средней точности. И вот он, да в паре со схемой коммутации, стоящей на сигналах с амплитудой 30 мВ приводят к слышимым артефактам звучания.

Есть тут в звуке некоторая жесткость на СЧ. Да и на ВЧ тоже.

А вот их в моих требованиях быть не должно. А они есть. Поэтому аппарат моим требованиям не удовлетворяет.

Олимп 003 и Электроника 004 имеют детонацию в 0.1%, что еще дополнительно понижает точность их работы.

2. Идель 001-1

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/idel001_1.html

Аппарат 1986го года.

Детонация 0.08%. АЧХ 25 - 22 кГц.

Схема УВ.

Цепи питания.

Обратите внимание: 10 Второклашек на звук!!! Сравниваем звучание Катушечных Магнитофонов Второго Класса. .

Малосигнальные - 100 мк. Выходные - 200 мк.

Сигнал встречают 2 транзистора 3102 и один 3107 - это тоже малошумящий только п-н-п структуры.

Далее схемы коррекции АЧХ с хитрой коммутацией.

Часть цепей на 315х транзисторах, а часть вместо транзисторов на диодах. Фишка тут в том, что когда придет управляющее напряжение, оно будет выше порогового напряжения открытия диодов. Цепь включится.

Но вообще сам факт такого схемотехнического разносола расстраивает.

Надо в него более пристально всмотреться будет. Но в цикле Аудиофильской Инженерии.

Реверс здесь сделан за счет прыгающей головки. Т.е. она перемещается механически на нужные дорожки. Как итог электрической коммутации, да еще там где не нужно сюда не поставлено.

Но дальше есть еще один артефакт. Дело в том, что выходящий в этой части сигнал имеет амплитуду 20 мВ. И вот он идет на блок шумоподавителя.

А он отдельной платой. Т.е. вот этот слабый сигнал выходит через разъемы с одной платы, приходит через разъемы на другую плату. Там его встречают 3102.

С одной стороны тут логично выводить сигнал именно из этой части схемы. Тут она и сама в малошумящем микротоковом режиме, да и дальнейшая работа с ним в этом же микротоковом режиме остается.

Но дальше сигнал снова возвращается на плату УВ, где еще в 2 уже 315х транзистора раскачиваеться до межблочных 300 мВ.

Но при всей этой долбанутости схемы, она все таки лучше, чем у Олимпов.

В ее звучании нет слышимых артефактов работы. Все таки ОУ на конце вносит их больше чем 2 транзистора.

Здесь все значительно лучше. И на звук наблюдается явное стремление к высокой точности звучания. Но все таки потери есть. Есть небольшое снижение детальнсоти на СЧ, есть небольшое затуманивание верха. Все это не сильно. Но есть.

3. Астра 111

фото отсюда 5 Первоклашек на Звук! Или как менялось звучание катушчеников первого класса за всю историю их выпуска?!!

Аппарат 1989го года.

Детонация 0.08%. АЧХ 25 - 28 кГц.

Схема УВ.

Питание малосигнальные 220 мк, выходные 470.

Т.е. питание здесь лучше чем и у Олимпов, и чем у Идели.

Сигнал с головки, а реверса тут нет вообще, встречают 3 3102.

Далее следуют цепи коррекции АЧХ с тревердотельным коммутриющим реле управляющим их землей.

Т.е. все хорошо. Прям красиво красиво.

Выход с третьего транзистора эмиттерный и при этом аж 1.4 Вольта в режиме покоя.

Далее следует твердотельное реле коммутирующее сквозной канал.

И вот мне бы сказать, что оно мне не нравится. Да при таком оголтелом сигнале к нему никаких вопросов. В УНЧ входные напряжения ниже. Хотя конечно заменить на железные реле все равно хочется.

Но это не все. Далее с этого реле следует еще 2 транзистора на... 3102. И вот с них уже сигнал идет на УНЧ.

Тут надо сказать, что у Олимпа и у Идели тоже должна быть коммутация сквозного сайта на выходе. И она там скорее всего тоже на твердотельных.

Но в данном случае у Астры 111 явное схемотехническое превосходство над всеми другими.

По звучанию здесь обеспечивается студийная точность работы. Нет ни артефактов, ни замыленностей ни на СЧ, ни на ВЧ.

**************************************************************************

Таким образом выходит, что победила Астра 111.

Единственное, что она крутит только 18е катушки. В то время как Идель и Олимпы с Электрониками могут 27е.

Но с другой стороны 18е самыме популярные. На них 45 минут на сторону на 19й скорости.

Т.е. одна виниловая пластинка целиком на сторону. А 27е делают эти же 45 минут на 38й скорости. И ни у Олимпа ни у Идели ее такой нет.

А просто писать 4 альбома на одну катушку. Можно конечно. Но это же увеличивает время перемотки, если хочется сразу другой альбом.

Да и важно нам сейчас было выявить кто из них обеспечивает максимальную точность копии с катушки на катушку.

Я со временем проверю Астру и Идель раздобыв их парами.

Хотя результат и так очевиден. Схема у Астры явно лучше.

Вот такая сегодня история.

Спасибо, что дочитали!

фото коллаж на обложку выполнен мной из фото в статье

Еще по теме здесь: История.

Источник: Астра 111 vs Идель 001-1 vs Электроника та1-003 - баттл лучших магнитофонов ссср согласно рейтингу Доброго Аудиофила!.