Вааса: когда путают главное со второстепенным

Весь наш жизненный путь от начала и до конца состоит в принятии разнообразных решений. Можно сказать, что жизнь — это одна длинная череда решений. Их можно классифицировать как большие и малые, главные и второстепенные. Большие решения принимаются в первую очередь, и от них зависит решение малых вопросов. Некоторые пытаются делать все наоборот, полагая, что если принимать малые решения, то большие вопросы решатся сами собой. Главные вопросы жизни так не решаются. Возьмем, к примеру, ежедневный прием пищи — второстепенный вопрос. Когда человек решает жить в согласии с Божьей волей — главный вопрос, — он затем примет и второстепенное решение так регулировать свои привычки в еде, чтобы они соответствовали Божьей воле. Главное решение влияет и ориентирует на принятие малых решений. Однако если человек ест, как хочет, занимается чревоугодием, тогда он свой желудок превращает в бога. Он позволяет малому решению стать главным. Его высшие решения попадают в зависимость от низших. Если случится сбой в системе управления нашими решениями — если второстепенному мы станем придавать главное значение, — то ждите проблем в жизни и с Богом.

Как-то я прочитал о человеке, который зарабатывал себе на жизнь продажей арахиса. У него был небольшой ларек на углу улицы в большом городе. Каждый день с раннего утра до позднего вечера он продавал прохожим пакетики с арахисом. Представьте, он очень неплохо на этом зарабатывал. К концу жизни он сколотил целое состояние на своем арахисовом бизнесе. А теперь подумайте об этом человеке. Больше я о нем ничего не знаю, но допустим, что к написанному о нем добавить нечего — просто он всю жизнь посвятил продаже арахиса на углу улицы. Он не стал христианином, не поклонялся Богу, никогда не имел христианской семьи. Если бы вы его спросили, почему он так и не стал христианином и не жил для Бога, он бы ответил: "Я был слишком занят продажей арахиса". Вот вам человек, который проглядел цель в жизни, который позволил второстепенным решениям вычеркнуть главные. Большое решение служить Богу было в его душе вытеснено более мелким решением зарабатывать на жизнь.

Перестановку ценностей — фокусирование на второстепенных вопросах — мы видим на примере Ваасы, третьего царя Израиля. Он правил с 909 по 886 г. до н.э., когда в Иудее престол занимал Аса (3 Цар. 15:33). Вааса, единственный царь северного царства из колена Иссахара, сделал своей столицей Фирцу и основал вторую династию в Израиле. Он пришел к власти, убив своего предшественника. Очевидно, он командовал армией Навата, но совершил переворот, убил его и завладел престолом. Первое, что он сделал в качестве царя, — это истребил весь дом Иеровоама, исполнив тем самым пророчество Ахии:

«Когда он воцарился, то избил весь дом Иеровоама, не оставил ни души у Иеровоама, доколе не истребил его, по слову Господа, которое Он изрёк через раба Своего Ахию силомлянина» (3 Цар. 15:29).

Это была зверская резня, и позже Бог осудил ее (3 Цар. 16:7). Да, об этом событии было пророчество, и Вааса стал карающим инструментом в Божьей руке. Но Бог все равно обвинил Ваасу за то, что он сделал, как он это сделал, и за то, какую цель преследовал. Исполнение им этого пророчества напоминает нам о тайне, которая часто окружает божественное пророчество и его исполнение. Исаия пророчествовал, что Иисус будет распят руками беззаконников (Ис. 53:7-9), но на этих беззаконников легла ответственность за их злодеяние (Деян. 2:23).

На троне Вааса провел двадцать четыре года, но похвалить его не за что. Он впустую потратил годы, которые Бог дал ему для царствования. Он был убийцей — не только людей, но и возможностей. У него была власть, чтобы оказывать влияние и чтобы повелевать. Все глаза были устремлены на него, но в Божьем Слове его жизнь описывается как неудача, потому что он принимал неправильные решения в больших жизненных вопросах. Да и его малые решения не имели ни компаса, ни путеводной звезды. Он принимал их, руководствуясь беспомощным человеческим разумом на основании собственных капризов. И результатом стала бесцельная жизнь — жизнь, которая вызывает не радость, а слезы.

Посмотрите внимательно, какие важные решения Вааса не принял. Подумайте, как это сказалось на самой сути его жизни.

ОТНОСИТЕЛЬНО БОЖЬЕГО СЛОВА

Первое важное решение, которое Вааса должен был принять, касалось Божьей воли. В более ранние годы Божьи пророки наверняка укоряли его за его дела и мысли, но он не прислушался к их предупреждениям и наставлениям. Он слышал, но не принимал во внимание, соблюдал, но не повиновался.

В книге особо упоминается случай — возможно, ближе к концу его жизни, — когда его обличил пророк Иуй, сын Анания (3 Цар. 16:1-7). Иуй дерзновенно предрёк, что Бог истребит дом Ваасы, как Он истребил дом Иеровоама (3 Цар. 16:3, 4). Родственники Ваасы, сказал он, погибнут в городе и в поле, и тела их не будут преданы земле:

«Кто умрет у Ваасы в городе, того съедят псы; а кто умрет у него в поле, того склюют птицы небесные» (3 Цар. 16:4).

Вааса надменно отверг слова Господа, и его династия прервется. В тексте нет ни намека на то, чтобы он благосклонно воспринял это пророчество. Должно быть, он отвернул свое очерствевшее сердце от него, как и от всех других пророчеств, которые слышал.

А что если бы Вааса соблюдал Божье Слово от начала до конца своего царствования? Бог почтил бы его, и мы, возможно, считали бы его одним из великих мужей Ветхого Завета. Прими он главное решение следовать Божьему Слову, и все другие его решения были бы освящены и очищены этим решением. Свою жизнь он посвятил бы поклонению Яхве, проповедям Его воли и ее исполнению.

Основу жизни составляет решение повиноваться Божьему Слову независимо от того, что это значит и куда оно может привести. Такое решение будет не только благом для того, кто его принимает, и для окружающего мира, но жизнь для Бога будет для живущего ею насыщенной и интересной! Насколько увлекательной становилась жизнь пророков, когда они повиновались Божьей воле! Они видели, как люди меняются к лучшему, они приводили целые народы к Богу, они оставили живое наследие, которое влияет на мир и поныне. С другой стороны, игнорирование этого решения приводит человека на "улицу Неповиновения" в городе под названием Грех, а в товарищи дает только неразумное, человеческое суждение. Его жизнь будет полна трудностей, которые может устранить только повиновение Божьей воле.

Обратите внимание: 1110: Год, когда наша луна исчезла с неба.

Вааса либо никогда не понимал важности этого решения, либо не захотел принять его.

ОТНОСИТЕЛЬНО БОЖЬЕГО ПУТИ

Второе большое решение, которое Вааса должен был принять, касалось религиозной системы Иеровоама. Позволит он ей остаться или разрушит ее? Пойдет путем Иеровоама или вернется на Божий путь? Это было важное решение, которое требовало преданного Богу сердца и разума. Чтобы вывести народ из заблуждения и вернуть Богу, нужен был необыкновенный человек. Будет ли Вааса таким человеком? Нават не видел необходимости делать всё это. А что же Вааса?

Наши сердца разрываются от горя, когда мы читаем о решении Ваасы. Ангелы плакали, а бесы ликовали в дикой пляске, ибо он решил ходить путем Иеровоама и оставить не Божью религию, но человеческую.

«И делал неугодное пред очами Господними и ходил путем Иеровоама и во грехах его, которыми тот ввел в грех Израиля» (3 Цар. 15:34).

Все люди должны принять то же решение, что должен был принять Вааса. Этот выбор всегда перед нами, смотрит нам прямо в лицо. Но некоторые совсем не видят его. Некоторые видят на какой-то миг, но отводят взгляд на другие заботы. А некоторые видят этот выбор, принимают решение и позволяют ему раскрасить яркими цветами всю их оставшуюся жизнь.

Дьяволу удается добиться большего, когда он рядится под ангела света, чем когда ходит, как рыкающий лев. Мы можем узнать рыкающего льва и убежать от него. Однако о прекрасном поддельном ангеле света мы говорим: "Ну не может он быть не прав". Как ангел света, дьявол обманывает; как рыкающий лев, он пожирает. Когда дьявол приходит к нам в облике ангела света, в его присутствии мы забываем изучать Писания и видеть, что Бог говорит и чего хочет (Деян. 17:11; 1 Фес. 5:21). Следуя за таким ангелом света, мы можем угодить в человеческую религию, в неповиновение Богу.

Вааса принял плохое решение по второму большому вопросу. А мы? Каково будет наше решение относительно Божьего пути?

ОТНОСИТЕЛЬНО БОЖЬЕГО НАРОДА

Третье большое решение Ваасы касалось Божьего народа. Как он поступит с ним? Будет ли стремиться к объединению или продолжит воевать? Не нужно вчитываться в рассказ о правлении Ваасы, чтобы увидеть, что он сделал:

«И война была между Асой и Ваасой, царем израильским, во все дни их» (3 Цар. 15:16).

Божий человек любит Божий народ. Он не будет намеренно нарушать их спокойствие, а наоборот, будет постоянно стремиться к восстановлению мира (Мф. 5:9).

Вааса не заделал трещину между народами, а только увеличивал ее. Обеспокоенный тем, что верные израильтяне, поклонники Яхве, возвращались в Иерусалим, Вааса попытался закрыть границу. Он поставил заградительные посты в Раме (3 Цар. 15:17) — городе, расположенном всего в шести километрах от Иерусалима. Он хотел взять под свой контроль миграцию с севера на юг, в Иерусалим. Вааса был сильным военачальником и потому со своими боевыми отрядами смог близко подойти к Иерусалиму, и иудейский царь Аса не воспрепятствовал ему. Аса не мог помешать ему потому, что не просил Божьей помощи. В конце концов, против воли Бога, Аса обратился за помощью к Венададу I, сирийскому царю из Дамаска. Он дал ему серебро и золото, чтобы тот пришел и сражался с ним. Это облегчило положение Асы. Сирийский царь взял Айн, Дан, Авел-Беф-Мааху и города с запасами продовольствия.

Военные успехи Венадада I заставили Ваасу уйти из Рамы. Похоже, Вааса больше уже не делал попыток контролировать Раму и мешать перебеганию в Иерусалим. Несомненно, его решение было принято под давлением более сильного противника, а не потому, что его сердце вновь обратилось к Божьему народу.

В тексте нет никаких указаний на то, что Вааса когда-либо искал мира с южным царством. Он поддерживал человеческую религию, и это служило к разделению, а не к объединению Божьего народа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нельзя быть истинным чадом Божьим, презирая Божьих детей. Два важнейших решения, которые необходимо принять в жизни, касаются выбора Божьей религии и Божьей семьи. Этот выбор автоматически определит параметры и направления более мелких решений. Нам больше не надо будет спрашивать: “Что мы будем делать в воскресенье?” Эти маленькие решения вытекают из больших решений относительно Божьей религии и Божьей семьи.

В моем классе были студенты, которые производили впечатление преданных христиан. Я думал, что они будут служить Богу, где бы ни оказались. Позже мне случилось проповедовать в местах, где захотели жить некоторые из этих моих студентов после окончания учебы. Не видя их на богослужениях, я спросил, что с ними, и услышал, что они вообще не посещают церковь. Подобный ответ всегда больно ранит меня, как и любого проповедника. Нельзя быть изолированным христианином. Божья церковь — это общество верующих. Она состоит из людей, которые вместе поклоняются, любят друг друга и разделяют бремена и радости друг друга.

Став христианином, человек должен принять важное решение каждый день жить как частица Божьего народа. Некоторые принимают второе решение и держатся его, некоторые, приняв, исполняют его плохо, а Вааса вовсе не принимал его. Те, кто решает жить для Христа, всю свою жизнь испытывают на себе влияние этого выбора, а для тех, кто делает неправильный выбор, эта ошибка всегда будет источником бед и поражений.

Вааса царствовал над Израилем двадцать четыре года. Когда вы спрашиваете изучающих Библию, кто такой Вааса, большинство только и может ответить: "Он был царём Израиля". Возможно, они и это-то знают о нем только потому, что заучили списки царей, а не потому, что он сделал что-то выдающееся, запоминающееся. Да, у него была возможность, но он не воспользовался ею, потому что игнорировал важные решения жизни.

Нам не сказано, как умер Вааса. Вот что мы читаем: "И почил Вааса с отцами своими, и погребен в Фирце..." (3 Цар. 16:6). Его жизнь была незначительной, и нам не интересна его смерть.

Он умер, как и жил, вне Божьей воли. Всё свидетельствует о том, что он не увидел той истины, что жизнь основывается на мудром принятии важных решений относительно Божьего Слова, Божьего пути и Божьего народа. Когда такие решения принимаются легкомысленно, у жизни нет прочного фундамента, а без крепкого фундамента она рано или поздно рухнет.

Еще по теме здесь: История.

Источник: Вааса: когда путают главное со второстепенным.