В Повести Временных лет есть один любопытный эпизод, рассказывающий об осаде Киева печенегами в 968 году. Коротко напомним, о чем идет речь. Киевляне, изнемогающие от голода и жажды, посылают за помощью мальчика, который умел говорить по-печенежски. Тот с уздечкой в руках, прошел весь вражеский лагерь, спрашивая встречных печенегов, не видели ли они его коня. Так юный герой миновал расположение врагов и нырнул в Днепр, а потом вызвал подмогу.
И никто из печенегов не заподозрил в нём чужака!
О чем это говорит? О многом. Например, о том, что некоторые жители столицы Древней Руси умели очень хорошо говорить по-печенежски. Можно сделать вывод и о внешнем облике печенегов. В нём явно преобладали европеоидные черты! Иначе бы киевлянин не сошёл среди печенегов за своего. Вот эта близость и долголетние связи позволили печенегам и русским впоследствии создать федерацию.
Произошло это в середине XI века.
Помните, школьный учебник, перечисляя славные деяния Ярослава Мудрого, упоминает и такое: «в 1034 году разбил печенегов». И они пропали.
Да, действительно, часть печенегов тогда ушла за Дунай, в Венгрию. Но спасались они не от Ярослава Мудрого – в степи он бы не смог их настичь. Печенеги покинули обжитые места под натиском половцев. Но не все. Некоторые из печенегов пришли к киевским князьям. И тех их пожалели – всё-таки «свои поганые». А чужие, «новенькие» «поганые», – половцы, – ведь ещё неизвестно как себя покажут.Такими печенегов представил современный художник. Здесь и далее изображения взяты из открытого источника "Яндекс-картинки"
Печенегам было выделено ПОРОСЬЕ – лесостепь в междуречье Стугны и Роси. Здесь же с позволения киевских князей поселились торки (тоже кочевники, враждебные половцам) и представители некоторых других народов. Как полагал Д.И. Иловайский, кроме Поросья, «кочевые полчища Черных Клобуков тянулись и на восточной стороне Днепра, т.е. в украйнах Переяславской и Чернигово-Северской». Они стали для Руси щитом, прикрывавшим её южные границы от половцев.
Основной район расселения черных клобуков заштрихованВсех этих жителей пограничья по их головным уборам летописцы называют ЧЕРНЫМИ КЛОБУКАМИ.
Обратите внимание: Honda Super Cub и Honda Benly — предки китайских Альф и Дельт.
А среди них выделяют берендеев (чаще всего), торков, ковуев. Дважды говорится о бастиях, по одному разу – о турпеях и каепичах.Кстати, заметьте: печенегов в этом ряду летописи вообще не упоминают. А они там были! Знаменитый археолог С.А. Плетнева, исследовавшая захоронения черных клобуков, выделила в них многочисленные печенежские признаки. Были и погребения половецкого типа. Но гораздо меньше.
В.И. Марков, автор книги «Тюркский след в истории Украины X – XVII вв.», считает, что берендеи (берендичи) русских летописей – это та часть печенегов, которая вошла в федерацию с Киевской Русью, а название получила по своему предводителю – Беренди (имя подобное в источниках встречается). Точно также ковуи именуются по одному из одевших черный клобук половецких князей. Ну, а торки пришли в Поросье всем народом, соответственно сохранили своё исконное название.
Очень качественная книга. Всем рекомендуем.Однако своей части Поросья ни у берендеев, ни у торков, ни у ковуев не было. Они, как подчеркивает В.И. Марков, поселились не обособленно, а чересполосно, составляя общее целое и в совокупности являясь важными участниками политической жизни Древней Руси.
По сведениям Ипатьевской летописи войско киевского князя состояло из трех элементов: дружины, земского ополчения и чёрных клобуков. Так в 1151 году в битве на Перепетовом поле черные клобуки сыграли важную роль в победе киевского князя Изяслава Мстиславича над Юрием Долгоруким и союзными с ним половцами.Битва на Перепетовом поле.
А как вам такая формула: «вся земля Русская и чёрные клобуки»? Например, под 1154 годом, сообщив о кончине Изяслава Мстиславича, летописец так и пишет: «и плакала о нем вся Русская земля и все Черные Клобуки».
А теперь вопрос: возможно ли было что-либо подобное, если бы черные клобуки были язычниками?
Ответ однозначный – конечно нет.
В.И. Марков вспоминает хорошо известное ученым богатое черноклобукское захоронение у села Таганчи Каневского района Черкасской области, где был найден медальон с изображением Иисуса Христа и делает вывод о том, что среди отдельных групп черных клобуков начало распространяться христианство, в первую очередь среди знати. То есть согласно мнению этого исследователя черные клобуки поселились в Поросье как язычники, а потом постепенно начали принимать православие.
Противоположное мнение у Ф.А. Селезнева. Он полагает, что киевские князья могли допустить печенегов и торков в Поросье только под условием крещения. И черный клобук стал его символом.
Клобук – это церковный головной убор. Его основная часть – камилавка (черная, изначально делавшаяся из верблюжьей шерсти). Она немного похожа на турецкую феску. А больше на казачью кубанку.
КубанкаУказанное сходство неслучайно. Автор Воскресенской летописи, рассказывая о черных клобуках, поясняет читателю, что теперь (т.е. в XVI веке, когда писался её текст) они «зовутся Черкасы».
А черкасы – это казаки.
Соответственно черные клобуки – предки казаков.
#Древняя Русь #история древней руси #история украины #история казачества #казаки
Еще по теме здесь: История.
Источник: Черные клобуки – печенеги-христиане, предки казаков.