Черные клобуки – печенеги-христиане, предки казаков

В Повести Временных лет есть один любопытный эпизод, рассказывающий об осаде Киева печенегами в 968 году. Коротко напомним, о чем идет речь. Киевляне, изнемогающие от голода и жажды, посылают за помощью мальчика, который умел говорить по-печенежски. Тот с уздечкой в руках, прошел весь вражеский лагерь, спрашивая встречных печенегов, не видели ли они его коня. Так юный герой миновал расположение врагов и нырнул в Днепр, а потом вызвал подмогу.

И никто из печенегов не заподозрил в нём чужака!

О чем это говорит? О многом. Например, о том, что некоторые жители столицы Древней Руси умели очень хорошо говорить по-печенежски. Можно сделать вывод и о внешнем облике печенегов. В нём явно преобладали европеоидные черты! Иначе бы киевлянин не сошёл среди печенегов за своего. Вот эта близость и долголетние связи позволили печенегам и русским впоследствии создать федерацию.

Произошло это в середине XI века.

Помните, школьный учебник, перечисляя славные деяния Ярослава Мудрого, упоминает и такое: «в 1034 году разбил печенегов». И они пропали.

Да, действительно, часть печенегов тогда ушла за Дунай, в Венгрию. Но спасались они не от Ярослава Мудрого – в степи он бы не смог их настичь. Печенеги покинули обжитые места под натиском половцев. Но не все. Некоторые из печенегов пришли к киевским князьям. И тех их пожалели – всё-таки «свои поганые». А чужие, «новенькие» «поганые», – половцы, – ведь ещё неизвестно как себя покажут.
Такими печенегов представил современный художник. Здесь и далее изображения взяты из открытого источника "Яндекс-картинки"

Печенегам было выделено ПОРОСЬЕ – лесостепь в междуречье Стугны и Роси. Здесь же с позволения киевских князей поселились торки (тоже кочевники, враждебные половцам) и представители некоторых других народов. Как полагал Д.И. Иловайский, кроме Поросья, «кочевые полчища Черных Клобуков тянулись и на восточной стороне Днепра, т.е. в украйнах Переяславской и Чернигово-Северской». Они стали для Руси щитом, прикрывавшим её южные границы от половцев.

Основной район расселения черных клобуков заштрихован

Всех этих жителей пограничья по их головным уборам летописцы называют ЧЕРНЫМИ КЛОБУКАМИ.

Обратите внимание: Honda Super Cub и Honda Benly — предки китайских Альф и Дельт.

А среди них выделяют берендеев (чаще всего), торков, ковуев. Дважды говорится о бастиях, по одному разу – о турпеях и каепичах.

Кстати, заметьте: печенегов в этом ряду летописи вообще не упоминают. А они там были! Знаменитый археолог С.А. Плетнева, исследовавшая захоронения черных клобуков, выделила в них многочисленные печенежские признаки. Были и погребения половецкого типа. Но гораздо меньше.

В.И. Марков, автор книги «Тюркский след в истории Украины X – XVII вв.», считает, что берендеи (берендичи) русских летописей – это та часть печенегов, которая вошла в федерацию с Киевской Русью, а название получила по своему предводителю – Беренди (имя подобное в источниках встречается). Точно также ковуи именуются по одному из одевших черный клобук половецких князей. Ну, а торки пришли в Поросье всем народом, соответственно сохранили своё исконное название.

Очень качественная книга. Всем рекомендуем.

Однако своей части Поросья ни у берендеев, ни у торков, ни у ковуев не было. Они, как подчеркивает В.И. Марков, поселились не обособленно, а чересполосно, составляя общее целое и в совокупности являясь важными участниками политической жизни Древней Руси.

По сведениям Ипатьевской летописи войско киевского князя состояло из трех элементов: дружины, земского ополчения и чёрных клобуков. Так в 1151 году в битве на Перепетовом поле черные клобуки сыграли важную роль в победе киевского князя Изяслава Мстиславича над Юрием Долгоруким и союзными с ним половцами.
Битва на Перепетовом поле.

А как вам такая формула: «вся земля Русская и чёрные клобуки»? Например, под 1154 годом, сообщив о кончине Изяслава Мстиславича, летописец так и пишет: «и плакала о нем вся Русская земля и все Черные Клобуки».

А теперь вопрос: возможно ли было что-либо подобное, если бы черные клобуки были язычниками?

Ответ однозначный – конечно нет.

В.И. Марков вспоминает хорошо известное ученым богатое черноклобукское захоронение у села Таганчи Каневского района Черкасской области, где был найден медальон с изображением Иисуса Христа и делает вывод о том, что среди отдельных групп черных клобуков начало распространяться христианство, в первую очередь среди знати. То есть согласно мнению этого исследователя черные клобуки поселились в Поросье как язычники, а потом постепенно начали принимать православие.

Противоположное мнение у Ф.А. Селезнева. Он полагает, что киевские князья могли допустить печенегов и торков в Поросье только под условием крещения. И черный клобук стал его символом.

Клобук – это церковный головной убор. Его основная часть – камилавка (черная, изначально делавшаяся из верблюжьей шерсти). Она немного похожа на турецкую феску. А больше на казачью кубанку.

Кубанка

Указанное сходство неслучайно. Автор Воскресенской летописи, рассказывая о черных клобуках, поясняет читателю, что теперь (т.е. в XVI веке, когда писался её текст) они «зовутся Черкасы».

А черкасы – это казаки.

Соответственно черные клобуки – предки казаков.

#Древняя Русь #история древней руси #история украины #история казачества #казаки 

Еще по теме здесь: История.

Источник: Черные клобуки – печенеги-христиане, предки казаков.