Существует легенда, что во время восстания декабристов, чтобы заставить солдат кричать «да здравствует конституция», им объяснили: конституция – это жена великого князя Константина Павловича, очень достойная женщина. А кем же на самом деле была жена несостоявшегося императора?
Великий князь Константин Павлович воспитывался вместе с братом-цесаревичем, но, в отличие от спокойного и благоразумного Александра, отличался вспыльчивым характером и склонностью к шалостям, часто совсем не безобидным. Хорошего семьянина из него тоже не получилось, и женам его пришлось не сладко. Первой из них стала младшая дочь герцога Саксен-Кобург-Заальфельдского Юлия, после крещения Анна Федоровна. Выбрать потенциальную невесту из числа европейских принцесс должен было поручено генералу Андрею Яковлевичу Будбергу. В дороге он заболел, остановился в Корбурге, а врач, к которому он обратился, посоветовал присмотреться к дочерям местного герцога. Дальше генерал не поехал. Принцесса Юлия, по воспоминаниям современников, была красивой, довольно застенчивой девушкой и поначалу не имела светского лоска.
Вот что рассказывает в своих мемуарах графиня Головина: «Мне кажется, что он предпочитал уклониться от выбора, ибо совершенно не желал жениться, но наконец остановился на принцессе Юлии. Эта бедная молодая принцесса не казалась очень польщенной предстоящей ей участью; едва сделавшись невестой великого князя Константина, она подверглась его грубостям и в то же время нежностям, которые одинаково были оскорбительны. Спустя 8 или 10 дней после помолвки великого князя Константина, герцогиня Кобургская уехала с двумя старшими дочерьми, так что ее пребывание в общем длилось не больше 4–5 недель… В январе, я вернулась ко двору и была представлена принцессе Юлии. Ее свадьба с великим князем Константином Павловичем была в феврале 1796 года. Ее назвали великой княгиней Анной Феодоровной. В день свадьбы был парадный бал и город был иллюминирован. Ее повезли в Мраморный дворец, расположенный вблизи Зимнего дворца, на набережной Невы. Императрица дала этот дворец великому князю Константину. Ожидали, что для него устроят Шепелевский дворец, примыкавший к Зимнему; но его поведение, когда он почувствовал себя хозяином у себя дома, показало, как он еще нуждается в суровом присмотре. Между прочим, спустя несколько времени после своей женитьбы, он забавлялся в манеже Мраморного дворца стрельбой из пушки, заряженной живыми крысами. Поэтому императрица, вернувшись в Зимний дворец, поместила его в апартаменте со стороны Эрмитажа». Жениху не было еще и семнадцати лет, а невесте пятнадцати.
Принцесса Юлиана Заксен-Кобург-Заальфельдская, ок. 1795-1796 гг.Брак оказался несчастливым. Молодой жене пришлось столкнуться с грубостью, изменами и хулиганскими выходками. Например, однажды супруг посадил ее в одну из больших ваз и начал по ним стрелять, в другой раз искусал ей руки. На Анну поначалу муж обращал мало внимания, но затем наоборот стал изводить ревностью. Когда ей было семнадцать, он уже успел заразить ее гонореей. Чувствовала себя Анна плохо, поэтому вынуждена была отправиться на лечение за границу. Уже тогда она планировала не возвращаться. Однако о ее планах стало известно, и вернуться ей все же пришлось. Поводом для возвращения стали свадьбы двух младших дочерей Павла I. После убийства Павла новый император разрешил Анне поехать в Кобург, чтобы навестить заболевшую мать. На этот раз Анна не вернулась, но развестись с нерадивым супругом смогла только в 1820 году. Это стало первым случаем официального развода среди Романовых.
Жозефина ФридрихсВ 1815 году Константин Павлович был направлен в Царство Польское. Именно там он и встретил графиню Иоанну (Жанну) Грудзинскую, ставшую впоследствии его второй женой. Ей было 20, ему 36. Современники вспоминали ее как невысокую миловидную блондинку, скромную и простую в общении, любившую танцевать. Шутили, что она смогла проникнуть в сердце великого князя, танцуя гавот. Однако еще задолго до этого судьбоносного знакомства Константин Павлович успел завести роман с некой Жозефиной Фридрихс, дамой, которая не отличалась ни знатным происхождением, ни добродетельным поведением. Жизнь французской авантюристки Жозефины могла бы послужить сюжетом романа. Родилась в семье бедных ремесленников, подростком поступила работать в модный парижский магазин, в 14 уехала в Лондон с пожилым англичанином, обещавшим ее родителям дать ей образование и жениться. Поверили они в обещание, или решающей стала внушительная сумма, которую тот оставил им за дочь, неизвестно. Так Жозефина оказалась в Лондоне, получила образование, а вот замуж за любовника так и не вышла – тот скончался.
Обратите внимание: Гробница первого римского императора откроется после почти 15 лет реставрации..
Родственники почившего сразу выставили ее за дверь, но Жозефина не растерялась и нашла нового покровителя – некого Фридрихса, аристократа из России. Пара поженилась, но вскоре муж уехал в Россию и пропал. Жозефина отправилась вслед за ним, и в России ее ждал неприятный сюрприз: аристократ оказался мещанином, полковник унтер-офицером, а заявленных поместий у него и в помине не было. И жили они недолго и несчастливо. Жозефина снова стала работать в модном магазине, на этот раз в Петербурге. Когда именно она познакомилась с Константином Павловичем, достоверно неизвестно, но начала открыто сожительствовать с ним в 1806 году и даже успела родить ему сына (хотя многие современники сомневались, что отцом мальчика был именно Константин, по слухам, страдавший бесплодием). С 1816 года после пожалования российского дворянства Жозефина звалась Ульяной Михайловной Александровой. Новость о новом увлечении вылилась в многочисленные скандалы и сцены ревности. Жанна же ясно дала понять, что становиться очередной любовницей легкомысленного брата императора не намерена. Ухаживания длились четыре года и закончились скромной свадьбой. Жозефина вышла замуж за адъютанта великого князя, судя по всему, фиктивно, потому что прекращать связь давние любовники и не думали. И тут вновь проявился скверный характер Константина.Иоанна ГрудзинскаяИз воспоминаний графини Анны Потоцкой: «На другой день великий князь отправился к своей прежней любовнице, только что вышедшей замуж за молодого офицера Вейса, и, явившись с ней к молодой жене, представил ее княгине, выразив при этом желание, чтобы между ними установились добрые отношения. Княгиня наотрез отказалась от этого знакомства, чем великий князь был очень рассержен; между ними возник разлад, который увеличивался с каждым днем. Общество приняло сторону законной жены, столь жестоко обманутой в своих лучших надеждах. До сих пор ею не особенно интересовались, но теперь ее печальное положение вызвало у всех глубокое сострадание. Она чахла на глазах у всех, ее смертельная бледность, небрежная прическа прелестных белокурых локонов, ее лучшего украшения, все это делало ее похожей на Офелию. Жанна тщательно скрывала свою печаль, но лицо и растерянный взгляд выдавали тайные страдания. Казалось, она не видит и не слышит ничего из того, что происходит вокруг нее. В таком состоянии, совершенно безучастная ко всему, она присутствовала на празднествах, устроенных по случаю ее бракосочетания. Она беспрекословно исполняла роль, возложенную на нее ее повелителем, и, как заведенная машина, следовала за великим князем, не глядя на него. Она сидела молча, не двигаясь, и только по приказу супруга подавала безжизненную руку склонявшемуся перед ней кавалеру, медленно вставала со своего кресла, не говоря ни слова, делала несколько па полонеза и снова машинально занимала заранее указанное ей место». Попытка подружить жену и любовницу – затея заведомо сомнительная, тем более с учетом столь различных характеров и социального положения двух женщин. Госпожа Вейс ясно почувствовала эту дистанцию, и в купе с ревностью и скверным характером это привело лишь к постоянному желанию побольнее задеть более «счастливую» соперницу. Константин даже не пытался пресечь неблаговидное поведение любовницы.
Развязка этой драмы произошла неожиданно. Вскоре после свадьбы в Варшаву приехал Александр I. «Император, желая доставить удовольствие своей belle-soeur и видя, что у нее нет клавикордов, прислал ей самый лучший инструмент, какой только нашелся в Варшаве. В один из утренних визитов, которые великий князь любил особенно, госпожа Вейс, сумевшая проникнуть в будуар княгини, не без удивления заметила там великолепные клавикорды. Вообразив, что этот подарок сделан не кем иным, как самим великим князем, она устроила ему сцену ревности и, желая показать свою силу великой княгине, которую беспрестанно оскорбляла, имела дерзость потребовать эти клавикорды себе. Княгиня ответила гордым отказом. Произошла бурная сцена, но после энергичного отпора, к которому Константин совершенно не привык, княгине все же пришлось уступить, и чудесный инструмент с этого дня сделался украшением салона госпожи Вейс. Случай, часто обнаруживающий самые сокровенные тайны, помог и здесь. Александр почти каждый день обедал у брата в Бельведере. Однажды после обеда он предложил невестке пройти в ее будуар и доставить ему удовольствие игрой на клавикордах. Неизвестно, кто из супругов был более смущен этим предложением, но, как бы то ни было, великий князь решил обратить все в шутку, между тем как его жена, не говоря ни слова, залилась слезами». Причина разлада в недавно созданной ячейке общества была установлена, а любовница с позором выслана из города. Вместе с Вейсом Жозефина уехала в Ниццу, где и скончалась в 1824 году.
Мир в семье Константина был восстановлен, в дальнейшем брак был счастливым. Чтобы поддержать невестку, Александр I также пожаловал ей княжество Лович, название которого она присоединила к своему титулу. После восстания в 1830 году Константин Павлович с семьей покинул Царство Польское. Умер он в 1831 году.
#история #история России #российская империя #брак #любовь
Еще по теме здесь: История.
Источник: Да здравствует Конституция! о женах несостоявшегося императора.