Совет Госдумы 18 сентября обсудит вопрос о том, чтобы пересадить депутатов на автомобили, произведенные в России

18 сентября Совет Госдумы обсудит вопрос о пересадке депутатов на автомобили российского производства. Это касается как автомобиля заместителя руководителя в Москве, так и служебного автомобиля, выбранного населением в регионе.

Совет Госдумы 18 сентября обсудит вопрос о том, чтобы пересадить депутатов на автомобили, произведенные в России

"Мы договорились, что при выводе автомобилей из эксплуатации они будут заменены только на отечественные марки. Лидеры политических фракций также поддержали это решение. Мы уже приступили к его реализации", - заявил 6 сентября Председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Поскольку заседание Совета Госдумы состоится только через 12 дней, мы пока не знаем, какой будет окончательная формулировка решения вице-спикера. Однако депутат Александр Ющенко в разговоре с "Экспертом" намекнул, что на этот раз речь пойдет не об иномарках отечественной отверточной сборки, как раньше, а об автомобилях по-настоящему отечественных. С высокой локализацией и вероятно русским названием.

Напомним, первая попытка перевода чиновников на продукцию отечественного автопрома была предпринята 1 апреля 1997 года. Тогда президент Борис Ельцин подписал указ о продаже с аукциона иномарок из государственных мастерских и замене их отечественными автомобилями. Но сразу возникли проблемы.

Оказалось, что из всех производителей отечественных легковых автомобилей стабильно работает только ВАЗ, а "Москвич" и другие выдыхают. Но проблем со сбытом продукции у ВАЗа не было. С 1995 года, уже два года, производство постепенно росло за счет спроса со стороны рядовых покупателей, а мощностей для большой армии чиновников не хватало.

Производственные мощности смог увеличить ГАЗ. Но новая «Волга», как оказалось, стоила дороже слегка подержанной иномарки, проданной с аукциона. Выяснилась еще одна неожиданная проблема, оказавшаяся ключевой. В вопросах ремонта, а они для «Волги» были очень актуальными, по разным причинам уже нельзя было рассчитывать на существовавшую в советское время сеть автомастерских, где когда-то, конечно, с этой машиной были хорошо знакомы. А потом машины сломались, и сдать их в ремонт было почти некуда.

В 1999 году Борис Ельцин отменил этот свой указ. А президент ОАО «ГАЗ», бывший министр автомобильной промышленности Николай Пугин тогда заявил, что это решение принесло заводу не прибыль, а головную боль.

В конце девяностых — начале 2000-х мэр Москвы Юрий Лужков решил возродить завод «Москвич», передав продукцию городским чиновникам. Таким образом, появилось две машины с расширенной базой.

«Князь Владимир» — немного скромнее, а «Иван Грозный» (он же «Иван Калита») — представительный класс. Но производство провалилось. За несколько лет было выпущено чуть больше тысячи автомобилей. Они были ненадежны. Сам Лужков время от времени путешествовал на скромном «Князе Владимире», но эти поездки закончились через три года.

На чем ездят сейчас

В 2008 году правительство ввело повышенные налоги на импорт иностранных автомобилей. С тех пор чиновники начали переходить на автомобили российской сборки. А в 2010 году Владимир Путин (тогда в роли премьер-министра) поручил закупать для госнужд только автомобильную технику, сборка которой осуществляется на территории РФ и Единого экономического пространства.

"В принципе, российский автопром может предложить достойные автомобили для езды чиновникам. Например, в серию АвтоВАЗа входят два седана: Lada Granta и Lada Vesta, и на них вполне можно ездить по улицам Москвы", - заявили в промышленности аналитик и экономист Ленид Хазанов Эксперт.

По словам эксперта, открывшийся завод "Москвич" также предлагает хороший кроссовер "Москвич 3».

На этих машинах можно ездить по асфальтированным дорогам в регионах.

Если говорить о проселочных дорогах, то вполне подойдут внедорожники производства АвтоВАЗа или УАЗа.

"В условиях ухода из России иностранных производителей модели, предлагаемые отечественными игроками, являются рациональным вариантом, хотя и не блещут особыми излишествами", - считает Леонид Хазанов.

Кроме того, уже несколько лет идут разговоры о возобновлении группой ГАЗ производства легковых автомобилей «Волга». И на этот раз в ходе переговоров появилась основа: в июне глава Минпромторга Денис Мантуров заявил РИА Новости, что это может произойти уже в 2024 году. Как стало известно "Эксперту", перевозчик по производству легковых автомобилей и кузовных деталей цех не сломан, их можно отладить и запустить в течение примерно 9 месяцев.

А в автодоме «Эксперту» сообщили, что компания довольно успешно реализует отечественные седаны Aurus Senat в трех модификациях и внедорожник Aurus Komendant. Правда, эти машины для депутатов, наверное, пока дороговато. Самый дешевый седан стоит 39 миллионов рублей. Но покупатели утверждают, что машина бессмертна, кроме планового ТО, никакого ремонта она не требует. Президент России ездит на автомобиле этой марки.

Что считать российским

По мнению партнера аналитического агентства «Автостат» Игоря Моржаретто, прежде чем переводить чиновников на отечественные автомобили, нужно определиться – какие автомобили считать отечественными? Этим должны заниматься не депутаты, а специалисты Минторговли.

«Строго говоря, у нас сейчас только две российские легковые машины — это Lada Granta и Lada Vesta. Обе машины маленькие. Особенно Lada Granta – она относится к классу «В», Lada Vesta чуть больше – «В+». Эти машины уже активно закупаются местными властями. Других отечественных автомобилей у нас просто нет, - говорит специалист.

По словам Игоря Моржаретто, раньше отечественными считались все автомобили российской сборки с высокой долей локализации.

"Поэтому Skoda, Kia, BMW - на которых ездят представители - все считались российскими. Что мы сейчас считаем российскими - непонятно. Политические заявления есть, но Минторгпром молчит", - говорит эксперт.

«Если честно, с одной стороны, это «Москвич». Красивое русское имя.

Обратите внимание: Последние заявления Максима Соколова, генерального директора АвтоВАЗа: план на 2023 год — 500 тыс. автомобилей, на 2026-й — 800 тыс. против 350 тыс., выпущенных в 2021-м. Вопрос: какие модели столь сильно поднимут продажи?.

Но сегодня он на 100% состоит из импортных комплектующих. По данным Минпромторга, у него официальный уровень локализации — нулевой», — констатирует Игорь. Можаретто.-А с другой стороны есть автомобили Haval,которые выпускаются под Тулой уже несколько лет.Марка китайская,но Россия уже наладила собственное производство двигателей,штамповку и сварку.И поэтому логичнее рассматривать Haval , а не Москвич, как российская марка».

Кроме того, автоэксперт обратил внимание на то, что пересадить чиновников на Lada Vesta проблематично из-за того, что этих машин пока выпускается слишком мало.

Помогут ли депутаты рынку?

«Соглашение с зарубежными производителями по схеме: тарифные льготы в обмен на локализацию действует в России уже давно. Это особенно позволило оптимизировать расходы на общественный транспорт», — вспоминает президент компании Дмитрий Абзалов. Центр стратегических коммуникаций. - После начала конфликта значительная часть западных и прозападных производителей, за исключением Южной Кореи, ушла с нашего рынка. Это, конечно, отразилось на автопроме. Потому что даже «АвтоВАЗ» в последнее время сотрудничает с Renault».

«За последние полтора года нишу, оставшуюся в автопроме, занял Китай», — продолжает Дмитрий Абзалов. - Китайские автомобили уже освоили 63-65% авторынка. — Но локализация на всех китайских автозаводах очень разная. Есть заводы, которые работают уже давно – там она очень высокая. А есть «Москвич» — это китайская машина, идущая вообще без локализации. И остается вопрос, какой автомобиль считается отечественным? Это если мы говорим об автопроме среднего класса. Это еще и автопром премиум-класса. Например – «Аурус». Я очень боюсь, что депутаты вообще не захотят пересаживаться на «Москвич». Но тогда это будет дорогое удовольствие для страны».

Кроме того, аналитик уверен, что самое главное во флоте - не патриотизм, а наличие разумного и широко разветвленного сервисного обслуживания. А китайцы стремительно развивают сеть сервисов для своих автомобилей. Автосервисов, ориентированных на Lada Vesta, как ни странно, уже меньше. И только дилеры, продающие этот автомобиль, имеют услуги, ориентированные на Aurus.

По мнению Дмитрия Абзалова, сначала необходимо развернуть полноценные сервисные сети, а затем пересаживать чиновников на те автомобили, которые эти сети смогут полностью обслуживать.

Ездить можно и на самокате

Как рассказал "Эксперту" Александр Ющенко, особых требований к депутатскому автомобилю нет.

«Требование только одно — чтобы машина работала, а если сломается, то ее можно быстро починить. Мы с радостью перейдем на отечественные автомобили. Мы все за переход на отечественный автомобиль. Главное, чтобы оно было, - говорит замглавы. - У нас у всех вопрос: почему в России уничтожили производство автомобилей? Сейчас «Москвич» возрождается. Но весь объект уже застроен квартирами. Где производятся автомобили? Понятно, что это не производство. АвтоВАЗ был продан иностранной группе. Там 80% комплектующих были иностранными. Сейчас новое руководство учреждения, честно говоря, не знает, как спасти ситуацию. У нас каким-то чудом сохранилось производство грузовых автомобилей и автобусов, но самостоятельного легкового автопрома у нас не было. Только та или иная степень локализации».

По мнению депутата, чтобы не только чиновники, но и простые граждане могли покупать отечественные автомобили по доступной цене, необходимо перейти от политических заявлений к программе возрождения легкового автопрома. Типа сейчас пытаются возродить авиацию или судостроение.

«Политические заявления должны быть подкреплены действиями. И если Вячеслав Володин сказал, то у меня очень сильная уверенность, что Госдума и правительство повернутся лицом к отечественному автопрому. Потому что Володин не просто так это говорит. Так что ждем новых шагов. Две руки за. Будем ждать отечественные автомобили, сказал "Эксперту" Александр Ющенко.

По словам зампреда, восстановление автомобилестроения требует устойчивого финансирования, максимального использования научного потенциала.

«А пока я совершенно спокойно езжу и на метро, ​​и на самокате. Кстати, самокат тоже иностранный", - отметил Александр Ющенко.

Больше интересных статей здесь: Промышленность.

Источник статьи: Совет Госдумы 18 сентября обсудит вопрос о том, чтобы пересадить депутатов на автомобили, произведенные в России.