Последние заявления Максима Соколова, генерального директора АвтоВАЗа: план на 2023 год — 500 тыс. автомобилей, на 2026-й — 800 тыс. против 350 тыс., выпущенных в 2021-м. Вопрос: какие модели столь сильно поднимут продажи?

№40Последние заявления Максима Соколова, генерального директора АвтоВАЗа: план на 2023 год — 500 тыс. автомобилей, на 2026-й — 800 тыс. против 350 тыс., выпущенных в 2021-м. Вопрос: какие модели столь сильно поднимут продажи? АвтоВАЗ рассчитывает освободить сегмент, ранее занятый не только Lada, но и европейскими и корейскими автомобилями

Максим Соколов, генеральный директор "АвтоВАЗа", недавно заявил, что они планируют произвести 500 000 автомобилей в 2023 году и 800 000 в 2026 году против 350 000 в 2021 году. Вопрос в том, какие модели так сильно увеличат продажи?

Пожалуй, недавний приказ об организации новых и реорганизации существующих программ на заводе дает исчерпывающий ответ. Всего их шесть, три новых и три уже действующих. Самым интригующим среди новинок является "Семейство автомобилей на новой платформе". Новая платформа унаследована от платформы Renault CMF-B. Первенца семейства, седан и хэтчбек, завод назвал новой "Granta" в январе и не скрывал, что на самом деле это перелицованный Logan/Sandero следующего поколения, и готовится к производству в 2023 году. Теперь сроки сдвинуты на осень 2024 года, а автомобиль будет значительно изменен из-за необходимости использования новых компонентов. Каким станет кроссовер на новой платформе - простым, похожим на Duster, или более серьезным, со ступенчатым силовым агрегатом на замену "Ниве" - пока неизвестно.

Однако известно, что кроссовер разрабатывается в рамках текущей программы "Семейство автомобилей Vesta". Ожидаемые изменения в конструкции, включающие не только полный привод, но и независимую заднюю подвеску, настолько значительны, что даже обещанный Максимом Соколовым дебют в 2025 году кажется нереальным. Однако "отец" Весты Евгений Шмелев, ныне исполнительный вице-президент по инжинирингу, еще на стадии разработки концепции заложил в тогдашнюю Lada B/C и аналогичную подвеску, и возможность полного привода ... И альтернативная система: электропривод задних колес в сочетании с обычной для "Весты" задней подвеской, что делает автомобиль не только полноприводным, но и гибридным. Какое именно техническое решение для резерва будет использовано, наши источники отказались комментировать. Но мы подчеркнули: завод осознает, что самым важным подсегментом рынка на ближайшее время является "кроссовер для народа", который придет на смену Renault Duster.

В этом, пожалуй, и заключается главная разгадка амбициозных планов Соколова: расчет на освобождение сегмента, ранее занятого не только Lada, но и европейскими и корейскими автомобилями. Китайцы закрепились в более дорогих и, следовательно, менее массовых сегментах, что делает Тольятти монополистом в самой большой нише в России. Вопрос в том, не слишком ли это много - две одинаковые по размеру платформы для одного производителя - и не приведет ли это к внутреннему "каннибализму"?

Сегмент "люди" также остается в производстве. Это проекты "Семейство автомобилей Granta" и "Семейство автомобилей Niva и Largus". Проще говоря, ранее раздельные программы Niva и Largus были объединены, несмотря на разницу в "материи", по двум причинам: для сборки на одном конвейере и отсутствие планов рестайлинга и реинжиниринга. Не исключено, что Granta будет оставлена в покое и будет спокойно доживать до седых волос без пластических операций и обойдется лишь небольшими незапланированными "хирургическими вмешательствами" для "русификации" и унификации с другими моделями.

Еще две новые программы - "Автомобили на альтернативных источниках энергии", в которую входит полуэкспериментальный e-Largus (вообще, подход ВАЗа к электрификации очень осторожный), и "Малые автомобили и аксессуары". Последняя включает в себя газовые версии, учебные автомобили и версии для водителей-инвалидов, а также линейку Sport. Пока что версии Sport предлагаются для Гранты и Весты, но, скорее всего, модельный ряд будет расширен, а технические характеристики псевдоспортивных версий претерпят изменения, включая отказ от 140-сильного двигателя.

Поставщик автоматической коробки передач еще не определен, как и решение для электронной системы стабилизации. Антиблокировочная система тормозов вернется на Lada уже в начале 2023 года, как раз к возобновлению производства Vesta, но в Тольятти вместо завода в Ижевске, судьба которого пока неясна.

Что касается рентгена, то с ним попрощались навсегда. Изначально задуманный как нишевый "молодежный" псевдокроссовер на платформе B0, он стал главным провалом марки в ее современной истории: эффектные формы концепта были "натянуты" на чужое "тело" для максимальной унификации, испортив экстерьер и не придав больше практичности. Смеем надеяться, что инженеры АвтоВАЗа извлекут из этой истории правильные уроки и не откажутся от нишевых моделей совсем, вернувшись к унылой концепции "колбасы разной длины".