Мечта каждого владельца мотолодки — иметь хорошее дистанционное управление мотором. К сожалению, наша промышленность до сих пор ничего подобного не выпускает. А потребность в таких механизмах непрерывно увеличивается в связи с появлением в продаже подвесных моторов повышенной мощности, таких, как «Вихрь», «Москва-25», «Ветерок-12, «Нептун». Управление ими за румпель утомительно и небезопасно (особенно это относится к мотору «Вихрь», у которого за счет реакции на рукоятке возникает значительный момент).
Дистанционное управление, состоящее из рулевого колеса, рычага управления реверсом и сектора управления дроссельной заслонкой (газ), создает ощутимые удобства как для водителя, так и для пассажиров. Оно не утомляет рулевого, облегчает выполнение всякого рода вспомогательных операций (буксировку воднолыжников, сопровождение тренирующихся гребцов или парусников и т. д.).
Любителями создано много систем дистанционного управления.
Первая из них (рис. 1) подходит для скутеров и самых маленьких мотолодок. Штангу, устанавливаемую на мотор, изготовляют из стальной трубы ø 20—25 мм или дюралюминиевого угольника 30х20 мм и надежно крепят к мотору выше транца. Достоинством этой схемы является простота, недостатком — открытые тросы, идущие непосредственно от передних роликов к штанге. При откидывании мотора тросы ослабляются.
Схема, изображенная на рисунке 2, наиболее часто употребляется на судах, имеющих планшир. Рулевые тросы (штуртросы) убираются вместе с роликами под него, не портят внешнего вида и не мешают пассажирам. К штанге, укрепленной на моторе, присоединены концы тросов. (Моторы «Москва», «Вихрь» и «Ветерок» такой штанги не требуют. На них удобнее крепить концы тросов к ушку на передней ручке, служащей для переноски мотора.) При откидывании штуртросы натягиваются, поэтому необходима установка двух пружин — справа и слева от точки крепления; тогда эти пружины, растягиваясь, предохранят тросы и крепления роликов от обрыва.
Рулевое устройство, показанное на рисунке 3, применяют в том случае, если почему-либо нежелательно иметь поперечные тросы внутри лодки. Задние ролики устанавливаются на кронштейнах за транцем, тросы выносятся через отверстия в транце назад и соединяются либо с задней ручкой мотора, либо со специальной штангой (водилом). Натяжное устройство (две пружины) также обязательно, поскольку при откидывании мотора штуртросы испытывают значительные нагрузки.
Если борта лодки имеют большую кривизну, спрятать под планширом прямые ветки штуртросов (между передними и задними роликами) не всегда удается. В этом случае применяют натяжные ролики (они изображены на схеме пунктирной линией) или убирают трос на изогнутом участке в медную трубочку, прикрепленную к борту.
Наконец, существует система проводки штуртросов на пяти роликах вдоль одного борта или, как ее иногда называют, постоянно замкнутая схема (рис. 4). Основное преимущество ее в том, что штуртросы постоянно натянуты, не требуют регулировки при перестановке мотора и очень быстро с ним соединяются. Тросовое управление реверсом и газом выполняется главным образом по двум схемам. В первой (рис. 5) применены два троса в гибкой оболочке, соединенные с двуплечим командным рычагом на рулевом посту и с исполнительным рычажком на моторе. При движении командного рычага исполнительный передвигается в обе стороны тросами. Таким образом, эта система является замкнутой.
Во второй схеме (рис. 6) применен только одни трос в гибкой оболочке. Обратное движение исполнительного рычажка на моторе обеспечивается пружиной. Поэтому командный рычаг должен передвигаться с некоторым трением или иметь защелки для фиксации в определенных положениях, иначе пружина будет все время оттягивать исполнительный рычажок назад. Вытяжка троса, неизбежная во время эксплуатации, потребует регулировки длины оболочки, а следовательно, установки резьбовых муфт-упоров или штуцеров. Тем не менее схему с одним тросом применяют очень охотно: она дешевле и позволяет иметь в лодке минимальное количество проводов к мотору (не следует забывать, что еще есть топливный шланг и вывод выключателя зажигания для немедленной остановки мотора с рулевого поста).
Для фиксации командного рычага управления реверсом в нужном положении обычно применяют кулису (рис. 7 А). Фиксация командного рычага может быть также осуществлена фрикционным устройством, состоящим из двух дисков, прижимной пружины и барашковой гайки (рис. 7 Б, В).
Устройство дистанционного управления реверсом подвесного мотора «Вихрь» (рис. 8) имеет свои особенности, на которых необходимо остановиться особо. Дело в том, что завод-изготовитель не предусматривает установки такого устройства в самой конструкции мотора. Для переключения реверса на моторе имеется неудобная кнопка, двигающая вперед и назад пластину с косой фасонной прорезью, которая, в свою очередь, двигает вертикальную тягу переключателя. Прорезь устроена неудачно, и нейтральное положение приходится искать на ощупь, так как никакой защелки или фиксатора в этом механизме нет. Поэтому для более надежной работы всей системы эту пластину придется изготовить заново (рис. 9).
Смысл данной переделки заключается в следующем: при наличии горизонтального участка (соответствующего нейтральному положению переключателя) мы получим возможность надежной его фиксации, необходимой при эксплуатации мотора с дистанционным управлением.
Для соединения с командным рычагом применяются два троса (рис. 8) в гибких оболочках, перекрещиваемые таким образом, чтобы передний ход включался при движении рычага вперед, а задний — назад (на моторе это сделано наоборот, что не соответствует привычным реакциям водителей). Упоры тросов с резьбовыми штуцерами укрепляются на поддоне (основании) блока мотора с помощью болтиков М4. Для прохода тросов в кожухе делаются соответствующие прорези.
В заключение о деталях дистанционного управления. Наша промышленность выпускает отличные рулевые «баранки» для мотоколясок СЗА. Они могут быть выписаны через Посылторг в любой пункт Советского Союза (№ 1483 по прейскуранту Посылторга, цена без пересылки 2 р. 70 к.).
Для изготовления тросовых приводов на управление реверсом и газом лучше всего применять тросы Боудена от той же СЗА (№ 1282-С по прейскуранту Посылторга, цена 1 руб.). Регулировочные упорные штуцеры имеются на каждом таком тросе. Любителю остается лишь сделать для них кронштейны из углового железа 30х30 с резьбой М8 х 1 мм.
Подвеску роликов, включение пружины и заделку концов тросов на коуш нужно производить так, как указано на рисунке 10. На рисунке 11 изображено устройство для быстрого соединения штуртросов с мотором.
И наконец, несколько практических советов. Изготовив дистанционное управление и смонтировав его в лодке, опробуйте все системы сначала на берегу. На воду спускайтесь только после того, как убедитесь, что мотор поворачивается в соответствии с вращением рулевого колеса, проводка на газ-реверс работает точно и без заеданий, а выключатель зажигания способен мгновенно останавливать мотор. Затем проверку повторите на самой малой скорости. Если этого не сделать, могут быть неприятные неожиданности, которые обойдутся вам очень дорого.
Г. МАЛИНОВСКИЙ,
мастер спорта СССР,
Москва