Трактор, как известно, машина сугубо сухопутная: ни летать, ни плавать не может. Впрочем, если первое утверждение пока еще абсолютно верно, то второе верно лишь отчасти. Дело в том, что в последнее время появились тракторы, которые и по земле могут ездить и в воде не только не утонут, но и будут с успехом выполнять свою работу. Такие машины нужны и для лесосплава, и для мелиорации, и для обработки культур, растущих в воде, например тростника или риса. А раз есть настоящие, очень интересные машины, значит должна появиться и модель.
Маленький плавающий трактор создан в подмосковном городе Калининграде. Конечно, в натуре такой машины нет. Но тем модель и хороша, что позволяет воплотить самые интересные замыслы. Как же она устроена!
На цветном рисунке показаны общий вид «Калининградца» сбоку, спереди и сверху, компоновка подрессоренных тележек, редуктора, моторчика и батареек, монтаж корпуса; на рисунках в тексте — вырезы во внешнем и внутреннем фанерных бортах.
Редуктор и микроэлектродвигатель можно присоединить к основанию клеем № 88 или привинтить. Моторчик соединяется с редуктором своеобразным карданом — кусочком изоляции провода. При таком устройстве совмещение осей валов моторчика и червяка редуктора достигается автоматически.
Сложнее из-за увеличенного крутящего момента соединить червячную шестерню редуктора с ведущим катком. Это можно осуществить двумя способами. При первом надо точно по диаметру (2 мм) вала редуктора подобрать трубочку, сделать запилы на осях редуктора и ведущего катка, надеть трубочку и в местах запилов придавить ее круглогубцами. Но в этом случае нужно очень тщательно отцентрировать каток и совместить оси. Второй вариант менее надежный, но более простой. Также делаются запилы на осях, но трубка берется не металлическая, а хлорвиниловая (от провода), в местах запилов аккуратно обматывается нитками и покрывается в 3—4 слоя нитролаком.
Чтобы сделать ведущий каток, разрезаем деревянный цилиндр, делаем фигурное отверстие диаметром 2 мм, склеиваем цилиндр. Пропускаем через отверстие проволоку. К обоим торцам цилиндра присоединяем (клеем или гвоздями) два фанерных диска с отверстиями в центре.
Рессорами могут служить пластинки из поролона или микропористой резины. Их всего четыре — по две с обеих сторон. К каждой крепится два катка.
Фасонные части корпуса можно вычерчивать по клеточкам, они вырезаются из водостойкой фанеры.
Разумеется, вариант конструкции трактора-амфибии на пневматических гусеницах с рессорами, предложенный калининградскими ребятами, может быть дополнен, улучшен, даже изменен. Эта машина открывает широкое поле деятельности для тех, кто хочет создавать модели очень интересных современных машин — тракторов.
Д. ИЛЬИН,
руководитель детского конструкторского бюро,
г. Калининград, Московская область