ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМЫ КТД?

(Деятельность, микрогруппа, творчество)

Чем разнообразнее фирмы деятельности ребенка, тем большее количество социальных ролей он получает для социального творчества и тем он разностороннее развивается.

Ф.Шапиро. Из выступления перед липецкими студентами. 1971 г.

Весь учительский, воспитательский корпус страны, приняв, хоть и с трудом, концепцию сотрудничества, выходит на признание самоценности каждого ребенка. Лагерь как продолжение школы обязан предоставить детям максимальные условия развития их творческих способностей, удовлетворить их суверенные интересы и не удовлетворенные в школе потребности и притязания, прежде всего духовные, двигательные, интеллектуальные. Лагерь — это новый мир ребенка, пусть и временный, он позволяет расширить социальный опыт, опыт творческого общения с новыми друзьями — сверстниками и взрослыми. Лагерь — это сфера активного отдыха, это разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности в условиях природы и уникальности летнего каникулярного времени. Лагерь ставит детей в равное положение, ибо учебной деятельности, которая «разводит» их по разные «стороны баррикад», нет. Напротив, лагерь дает возможность любому школьнику раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. В этом ему поможет практика коллективной творческой деятельности. Не будем путать коллективные дела с делами «в коллективе». Технология методики коллективной творческой деятельности, разработанная ленинградским ученым Игорем Ивановым и группой его единомышленников, описана довольно подробно. Суть ее предельно проста: дети сами ищут дела по душе, сами делают выбор и отбор этих дел, сами их планируют (придумывают, разрабатывают, режиссируют) при активном участии вожатого, воспитателя как воодушевителя, подсказчика, помощника, советчика. Вожатый подводит ребят к пониманию задач, передает им свой опыт по ходу дела. Дети сами проводят свои КТД, сами оценивают их, обсуждают, если в этом есть необходимость, сами выбирают роли, поручения в деле. Вожатый лишь подводит к ответам на вопросы: что будем делать, как, для чего, для кого, когда, где, кто будет участвовать, с кем вместе и т.п. Вожатый принимает все предложенные детьми варианты, идеи, придумки, относится к ним с уважением и пониманием. Вожатый ищет место в деле каждому школьнику, поддерживает любой поиск, начинание, порыв, побуждает ребят к добросовестному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении коллективного замысла. Вожатый постоянно опирается на микроколлективы своего отряда: звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Разбить ребят на «группы действия» вожатому помогут такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие, вербовка. Ребят можно «развести» по группам по игровым и даже шуточным приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения, месту жительства ( в том числе в лагере — палатки, палаты, корпуса). Можно назвать трех-четырех первых членов группы, те выберут по одному партнеру, выбранные назовут следующих, так быстро скомплектуется команда. Можно разложить цветные кружочки, эмблемы и другие «амулеты», дети выберут их произвольно, создав группу. Группа — главный «инструмент» КТД. В ее составе не должно быть более семи человек. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Если все хотят делать что-то, используйте конкурс, если никто не хочет жеребьевку.

Итак, дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, то есть имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, романтические новинки и придумки, интересно всем и каждому.

Вожатому необходимо найти и свое место в КТД. Это совсем не обязательно должна быть командная роль. И дети, и сам вожатый устают от такой вечной командности. В творческом деле вожатый может быть лидером (там, где дело связано со здоровьем детей, например в походе); может быть членом совета дела, отвечать за какую-то часть КТД; может быть лишь оценщиком дела (член жюри, конкурсной комиссии); может руководить КТД через актив ребят; может быть рядовым членом дела или гостем, а может и вовсе не принимать в нем участия. Но контроль не исключать.