Уже не один десяток лет живу подобно собаке, иному скоту. Когда вроде все понимаю, но сказать не могу. А конкретно, вроде вижу цель, иду к ней, но постоянно прихожу в другое место, хожу по кругу. Возможно приборы неисправны или не тарированы. Тогда где взять эталон, чтобы привести все в порядок, как прекратить эти движения без нужного результата. Ведь скоро крышка хлопнет, и земля, да камни на неё лягут. Нужен выход.
Вспомним, что является действительным критерием и мерилом. Как самого себя откалибровать и поверить, быть уверенным, что мои оценочные суждения не замылены, не сквозь пелену и дым собственных страстей я взираю на окружающий мир и его события.
Оценочное суждение это единственно очевидный, данный нам с рождения и сопровождающий нас до самой смерти механизм, благодаря которому, мы не только строим свою личность, но и определяем её место в общем бытие, составляем личные понятия о морали, культуре … осознаем собственный путь, идём и принимаем его.
Некачественная голова, создает неверные оценки и соответственно человек идет по неправильному пути.
А как понять по ходу жизни, что я не в тумане собственных фантазий и экзальтаций блуждаю, а четко вижу и понимаю куда, направляюсь. Тут даже не важно, что делаю, а что не делаю. Хотя бы узнать верно ли осознаю, что вижу и чувствую.
И вот каким образом можно это узнать? На каком «небе» я сейчас обитаю. Посмотрим, что говорят опытные в этом деле людт. Ищем эталон у эталонных людей.
Итак, определяем критерий истинного духовного состояния человека, скажем так обыкновенного, обычного, а значит находящего в прелести. Речь не идет о человеке, достигшем чистоты и святости, речь он нас.
Преподобный Петр Дамаскин, писал так: « Первым (начальным) признаком здравия души, является видение(осознание) грехов собственных, бесчисленных как песок морской».
Даже странно, оттуда у обыкновенного гражданина, такое множество грехов, пишет нет числа им.
И началом верного пути из этих зыбучих, огненных и безводных песков, есть здравие души. А первым признаком выздоровления будет способность самостоятельно видеть, кто ты есть на самом деле, что ты творишь и о чём помышляешь.
А пока человек этого не видит, он и уразуметь не может о самом факте личной греховности. Нередко можно услышать, даже от вполне разумных в мирской жизни людей.
- Да, нет у меня ни каких грехов. Ни убил, ни украл, соседу помогаю, на работе допоздна, все только для детей о себе и не думаю…
Начнешь с ним говорить, вспомнишь общие для всех людей дела и помыслы. Вроде как теоретически, чтобы вникнуть в саму суть процесса. И вот если начинаем зреть в корень, то оказывается, что абсолютно ничего истинно доброго мы и не делаем. Так инстинкты, да следование обученным с детства правилам общества. И после небольшого раздумья, почти все соглашаются с этими доводами, есть крохи упертых, но и их смиряют со временем скорби опыт жизни.
Припоминаю, как одна подвижница, игуменья в начале 20 века говорила своим сестрам монахиням: “Когда же Вы начнете быть Христианками, Вы пустое место». Что вызвало большое негодование среди монахинь.
- Как это мы не делаем. Да мы послушания исполняем, все молитовки вычитываем, чёточки прямо сверкают, причащение и исповедь всегда и во время … Вроде все чин чином и такие вещи говорят.
А она, мол, пустота одна и внешность, без духовного делания. Слова тяжёлые, сродни оскорблению. Вспомните, продолжает игуменья, одного из величайших Отцов древности, которого современники за величие духа и дела любви, называли земным Богом.
Обратите внимание: Новая военная техника позволит солдатам видеть в … полной темноте.
Преподобного Макария Великого. Ну прочтите хоть утреннею молитву внимательно: “Боже очисти меня грешного, яко николиже (никогда же) сотворих благое пред Тобою». И это он так молится, он земной Бог и николиже не сотворих ..? Что это такое? Лицемерие или деланное смирение? Ведь нет же, избави Бог, так подумать.Вот как он видел себя, видел, что и мгновения не живем так, чтобы это соответствовало Богу, то есть свято. Даже наши редкие дела любви и добра, отравлены ядом тщеславия, корысти, подхалимства, чино или человекоугодия … Вот кто рада Бога дела делает!! Даже если начал ради Бога, так закончил тщеславием и самомнением.
Святые так себя чувствовали вот где проявлялось Христианство - осознание грехов собственных, бесчисленных как песок морской.
Вот это можно назвать смирением, глубоким видением себя самого, видеть в каком повреждении мы все находимся.
Ясно мы сами не видим, так отголоски, да всплески, «мгла на рассвете». А святые видели и по мере очищения своей души от грязи и мусора, хлама. Им открывалось подлинное их состояние и глубина падения.
Вот и восклицали они при этом: «… Не знаю положил ли я, хоть начало покаяния моего (преподобный Сисой)». И только тогда и открывается истинная красота души человеческой, становиться понятно, что есть смирение, а не смиреничение.
А значит критерием оценки Христианина, должно служить умение видеть грехи собственные и размер их. Все злобу свою, прелесть помраченную и мерзость запустения.
Есть достойный пример из патерика, когда двух сироток взяли в два разные места. Одна папала в женских монастырь, а другая в публичный дом и там они провели всю свою жизнь земную. Потом была их кончина, после которой было открыто, во время молитвы за их души, они еще умирали. Открыто было следующие, девочка из дома терпимости попала в рай, а девочка из монастыря прямо в ад.
Вот какое назидание и смысл его в том, что не внешний образ жизни решает, не среда обитания спасает человека. Было даже пояснено почему так. Девочка, что в публичном доме, всю жизнь страдала и плакала, какая она гадкая и мерзкая, и просила, Господи помилуй меня. А в монастыре было, Слава тебе Господи, как хорошо, что я не в публичном доме с этими грязнулями. И это означало, все, конец и гибель души.
Нет ничего выше смирения и ниже самомнения.
Вот две дороги, перед которыми стоит каждый Христианин и конец которых прямо противоположенный. Не зависит он от благосостояния, социального положения и места рождения. Есть два полюса.
Получается христианство это не только торжественное богослужение, шествие и пение … Оно каждому дает шанс на спасение и царю и нищему.
И когда, к примеру, я думая о другом человеке, считаю, что так бы как он никогда не поступил бы – знай это называется осуждение. Ведь по факту так думая, мы ставим себя в этот момент гораздо выше. А значит, в грязную лужу по уши падаем.
Не охота так часто в лужу, тогда каждый день размышляй и морщи ум, какой я сегодня в сравнении со вчера. Сильнее извазюкался или стал по чище. И тогда возможно, хоть отблеск да истинной веры стяжать сможем.
По материалам выступлений Осипова А.И.
Спасибо, что дочитали. Всем сил и душевного покоя, встретить все, что принесет нам наступающий день … Слава Богу за все!
Фото из открытых источников#религия философия наука #смысл жизни человека #рассказы из жизни #православия #человек и общество
Еще по теме здесь: Новости науки и техники.
Источник: Душа отравленная ядом. Как проверить её состояние. Шкала чистоты.