Спикеры в парламентах, эксперты на TED, мастера дебатов, способные переспорить даже искусственный интеллект с огромной базой данных... Ты слушаешь и принимаешь их точку зрения хотя бы на несколько минут, часов или даже на всю жизнь. Как они делают это?! Нет, они не родились со своими концепциями и аргументами. Они нарабатывали их и со временем стали на 100% компетентными в том, как говорить убедительно.
Убеждение — тонкое искусство, которым можно овладеть и использовать в бизнесе и повседневной жизни. Ты сможешь доносить свои идеи и вести конструктивный диалог с аудиторией без манипуляции и давления, если научишься эффективно преподносить мысль и ее преимущества.
Рекомендаций о грамотной коммуникации множество. Среди них выделяют:
- тщательную подготовку к выступлению, желательно — создание презентации;
- анализ аудитории;
- общение со слушателями в разговорной форме, вопросы к ним, использование реальных историй из жизни;
- проработку возражений;
- дружественный настрой с использованием юмора.
Каждая рекомендация действительно работает и подробно описана. Однако существуют и особенные советы, как говорить уверенно и убедительно. Они приоткрывают частные особенности восприятия и способны усилить презентацию любой идеи.
-
Точные аргументы, которые дают сильную позицию. Ты должен искренне верить в том, о чем говоришь. Используй факты и занимай позицию смелого, возможно, немного наглого (в разумных пределах). Уверенный оратор убедит даже скептиков.
Исследования Университета Карнеги-Меллона показали: люди скорее поверят дерзкому спикеру, чем опытному, но неуверенному.
2. Создай основу для согласия. Если ты предполагаешь сопротивление аудитории твоим основным аргументам, начни с предпосылок или утверждений, которые слушатели примут. Так ты наладишь взаимосвязь с аудиторией и она будет воспринимать сказанное тобой с большей лояльностью.
Школа менеджмента Университета Ротмана провела эксперимент, который выявил — если с тобой согласились однажды, то с большей вероятностью будут соглашаться и далее.
3. Почувствуй аудиторию и меняй темп в соответствии с ее поведением.
С помощью темпа речи ты можешь влиять на аудиторию, заставляя ее соглашаться с тобой. Если аудитория настроена скептически и скорее не согласна, ускоряй темп. Если слушатели готовы согласиться, тем можно замедлить. Подробнее об этом ты можешь узнать, прослушав курсы по саморазвитию на LIFTA.SPACE
То же касается стиля принятия решений. Если собеседник склонен принимать быстрые решения, призывай к этому прямо сейчас. Если же ему требуется время на размышления, обязательно предоставь его.
Эксперимент Дэвид Р. Шаффера и Стивена М. Смита из Университета Джорджии показал — быстрый темп речи отвлекает от формулировки контраргументов и вместе с тем концентрирует внимание на сказанном, медленный — позволяет лучше воспринять доводы.
4. Не исключай минусов в рассказе о плюсах.
Даже если твоя идея кажется идеальной, продумай, какие минусы она способна повлечь за собой. Так ты сможешь предугадать контраргументы слушателей и проработать ответы на них.
Твоя аудитория — не послушное стадо, но люди с критическим мышлением. Они безусловно подумают об опасностях и подводных камнях. Не скрывай их от собеседников, но покажи пути преодоления с концентрацией на плюсах.
Дэниел О'Киф из Университета Иллинойса рассказывает: рассмотрение двух противоположных точек зрения в доказательном диалоге выглядит более убедительным.
5. Позитивные последствия вместо устрашения.
Иногда спикеры пытаются играть на чувстве страха: «Если ты не используешь это средство, то неминуемо возникнет проблема». Считается, что переживание за негативные последствия может побудить людей согласиться с гипотезой. Однако на самом деле это не так. Больший отклик вызывает позитивный подход.
Не рассказывай о морщинах, говори о красивой коже. Не грози увольнением, расскажи о росте мотивации. Не упоминай о наказании, преподнеси плюсы определенного поведения.
Эксперименты Дэниел О'Кифа и Якоба Дженсена показывают, что аргументация с фреймами выгоды вызывает более активную реакцию, чем сообщения с фреймами потерь.
6. Не бойся выглядеть эмоциональным или даже употребить крепкое словцо.
Подлинные эмоции всегда сопутствуют убедительности. Если настроение аудитории и ваши взаимоотношения позволяют использовать в разумных пределах брань («черт побери», «проклятье» etc), то это может усилить твои позиции. Этот совет — на грани, но способен как минимум вырвать слушателей из сонной дремы.
Все способны злиться, испытывать гнев и ярость. Эти эмоции естественны, они откликнутся в аудитории и покажут: ты на самом деле болеешь за решение вопроса.
Исследование экспертов в сфере эмоционального интеллекта Генри Эванса и Колма Фостера доказали, что наиболее эффективные лидеры выражают весь спектр эмоций: от позитивных до негативных. А эксперимент Университета Северного Иллинойса доказал, что использование в начале и конце утверждения словосочетания «черт возьми» усилила убедительность и восприятие информации. При этом, никак не повлияло на доверие к говорящему.
Эффективный диалог — не случайность. Он требует концентрации внимания и неподдельной заинтересованности в решении проблемы. Используй ораторские, логические и психологические приемы, чтобы конструктивно общаться и прийти к единому знаменателю с собеседником.