Часть первая перевернута.
Эта история началась в далеком 1933 году. В октябре взлетел самолет, получивший весьма нелестную оценку на родине и принесший славу стране и конструктору службой в чужой стране.
И-15, а мы о нем, не был совершенно новой конструкцией — это было развитие истребителя И-5, составившего основу истребительной авиации в начале 1930-х годов.
Первое, что бросалось в глаза при взгляде на самолет, — это характерный изгиб верхнего крыла, делавший силуэт легко узнаваемым. Многие пилоты, оказавшиеся на стороне зла, увидев в непосредственной близости характерную «чайку», начинали горько сожалеть о содеянном, мысленно обещали исправиться и отправиться замаливать свои грехи в монастырь, но это мало помогало.
На И-15 устанавливался двигатель М-25, лицензионная копия американского двигателя Curtiss-Wright "Cyclone" R-1820 F3, партия которого несколько раз закупалась заводом в 1933 году.
Двигатели были поставлены на самолет, а завод находился в Перми, где в 1935 году смогли изготовить первые 660 двигателей.
Из «Акта госиспытаний» следовало, что истребитель прошел успешно. Он превосходит все истребители, входившие в состав ВВС Красной Армии, по маневренности и скороподъемности опережает все известные машины вообще, но отмечается явление путевой неустойчивости, т н. "Рыскание" на определенных скоростях.
И именно это явление стало камнем преткновения. В НИИ ВВС предложили Поликарпову убрать излом в крыльях, вернуть нормальное верхнее крыло. А самолет, на тот момент, уже производился; в 1934 г два авиазавода выпустили 94 истребителя.
Сторонниками общего крыла были такие известные летчики, как Чкалов и Коккинаки.
У боевых летчиков, помимо безобразного качества продукции авиазавода №1, нарекания вызывал неудовлетворительный обзор вперед и вниз (беспокоило коробление крыльев).
Таким образом, после выпуска еще 288 самолетов в 1936 году производство И-15, признав его боеспособным, прекратили.
Но здесь, на другом конце Европы, в Испании произошло фашистское восстание генерала Франко.
Испанские ВВС были оснащены всевозможными музейными реликвиями, быстро переплавлявшимися в боях. Иностранные государства соблюдали священный «нейтралитет», то есть фактически ввели эмбарго на поставки оружия в республику.
Обратите внимание: Фермер находит пещеру Ледникового периода возрастом более 11 000 лет спрятанную под его полем.
Оружие, в том числе авиацию, приходилось ввозить контрабандой. Особенно досадным было то, что Италия и Германия, поддерживавшие Франко, открыто снабжали повстанцев оружием.СССР решил помочь законному правительству и разрешил Испании покупать советское оружие.
Среди прочего, 40 И-15 отправились в Пиренеи.
В это время в испанском небе сошлись в ожесточенном бою французские и итальянские, немецкие и чешские, польские и американские истребители.
Дебют 4 ноября 1936 года в небе над Мадридом для И-15 оказался просто фееричным. В трех боях истребителям под управлением советских летчиков-добровольцев удалось сбить 5 из 12 самолетов, атаковавших столицу.
А потом выяснилось, что самолет был очень хорош, у него была просто феноменальная маневренность. Как говорил полковник Е.Н.Степанов, воевавший на этом самолете в Испании, при некоторой сноровке можно догнать хвост на вираже.
В республиканской зоне детище Поликарпова получило ласковое прозвище «Чато» — «Курносый». Противники называли его «Кертисс» — все не могли поверить в его советское происхождение.
Среди всех типов советских самолетов, поставленных в Испанию, «Чато» пользовался наибольшей популярностью. Главными его достоинствами считались мастерство пилотов в короткие сроки, легкость пилотирования и необыкновенная маневренность. И-15 всегда был готов к взлету, с любой площадки, в любое время дня и ночи, в бою получил много повреждений, мог доставить пилота домой даже с несколькими отработавшими баллонами, мог приземлиться на "пятачок".
Поэтому, когда из-за блокады встал вопрос о лицензионном производстве истребителя, несмотря на выгодные предложения французских, английских и голландских фирм, вопрос о том, кого как-то производить, не возникал.
Установка И-15 на испанском заводе.
Всего СССР поставил в Испанию 131 экземпляр, еще 237 самолетов было построено по лицензии на испанских авиазаводах.
И-15 сражался на всех фронтах Гражданской войны до ее последнего дня и поистине стал одним из ее символов.
[mine]СССРСделано в СССРВоенная историяИстория РоссииСталин1930-е годыГражданская война в ИспанииДлинный пост 10Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Экспорт калош сталинского периода.