Еще раз о немецких инженерах и их чудо-оружии для авиаторов. Тайны раскрываются.

Возможно, кому-нибудь попадалась на глаза моя публикация "Немецкие инженеры были умные...". Продолжу эту тему, вернее, закончу. Одной из подсказок темы тогда был доклад Главному маршалу авиации тов. Новикову в марте 1945 года. Ниже его фрагмент, а полностью текст доклада можно увидеть в 1 части публикации.

Суть в том, что в конце февраля 1945 года в районе переправ через Одер были отмечено новое оружие, которые назвали "самолет-снаряд".

источник - ЦАМО РФ.

Доклад появился на основании донесений 33-й, 69-й и 16-й Воздушной армии. 16-я ВА в этот период прикрывала боевые порядки 69-й и 33-й армий от воздействия немецкой авиации.

Таким образом, 69-й, 33-й и 16-й Воздушной армиями в феврале 1945 года отмечено применение немецкой авиацией нового оружия.

.С помощью читателей и дополнительного копания в источниках удалось выяснить, что речь идет о бомбардировщике Хе-111 с реактивными снарядами ФАУ-1.

Боевое донесение штаба 16-й ВА. источник - ЦАМО РФ.

Хотя, в общем-то, не такое уж новое оно было. Немцы уже использовали его против союзников. С июля 1944 г. модифицированные He-111Н-22 применялись для пусков самолетов-снарядов по британским городам. Первый боевой вылет был совершен 8 июля, когда выпустили несколько ракет по Саутгемптону, а до конца лета было запущено свыше 400 ракет (3/4 — по Лондону). Потери при этом были весьма значительными, главным образом — из-за взрывов самолетов-снарядов.  

Считается, что к концу войны уцелевшие He-111Н применялись, главным образом, как транспортные. Но, как видим, не все.

Падение немецкого самолета-снаряда (крылатой ракеты) Фау-1 (V-1) на Лондон.Бомбардировщик Хе-111 со снарядами на внешней подвеске.

В районе действия самолетов нашей 16-й Воздушной армии как минимум один "самолет-снаряд" не взорвался.

источник- ЦАМО РФ.Фрагмент ФАУ-1 найден в Голландии, 1945 год.

Немецкие инженеры были умные, кто бы сомневался, но пальма первенства в создании ракет не у немцев, а у китайцев.

Здесь без небольшого экскурса в историю создания и применения ракетного оружия нам не обойтись. Немного расскажу об этом.

Две тысячи лет назад именно китайцы изобрели и применили для военных целей ракеты простейшего устройства. Возможно, те ракеты были аналогичны тем, которые применяются для фейерверка. Китайцы использовали свою ракету как зажигательное средство главным образом при осаде вражеских городов. Ракетная трубка с небольшим запасом пороха привязывалась к стреле. Выбрасывая такую стрелу из лука, китайские воины сообщали ракете большую начальную скорость и увеличивали дальность ее полета.

В 8 веке индийские войска имели особые подразделения ракетометчиков, применявших ракеты организованно и в значительном количестве.

В 19 веке британец полковник Конгрев, находившийся в оккупационной армии в Индии, заинтересовался этим диковинным по меркам Европы видом оружия. Возвратившись на родину, он разработал новый тип боевой ракеты, которые соответствовал уровню европейской техники того времени. При осаде англичанами Копенгагена в 1807 году корабли британского флота выпустили по городу несколько тысяч «конгревовых» ракет. Этот эпизод стал известным под названием «сожжение Копенгагена ракетами».

В последующие десятилетия ракеты имени Конгрева приобрели в Европе широкую популярность и распространение, их приняли на вооружение почти все европейские армии. Англичане и французы применяли ракеты в Севастопольскую кампанию 1854-1855 годов. Эти ракеты обладали довольно высокими техническими и тактическими свойствами. Скорость их полета равнялась примерно 350 метрам в секунду, дальность — нескольким километрам. Вероятное боковое отклонение в полете составляло около 2% от дальности, что при стрельбе на один километр давало отклонение в 20 метров.

В середине XIX века реактивное оружие было принято на вооружение также и в русской армии. Творцом русской ракеты был крупнейший ученый-артиллерист генерал-лейтенант К. И. Константинов. В 1850 году в Петербурге под его руководством работал специальный «ракетный завод». Второй, еще более крупный завод боевых ракет был основан в Николаеве по проекту того же генерала Константинова.

Константин Иванович Константинов.

Максимальная дальность полета русских ракет доходила до четырех километров, при общем весе до 80 килограммов. По условиям техники того времени эти данные можно считать рекордными.

Практическое применение ракет в русской армии также оказалось вполне удачным. К примеру, генерал Скобелев успешно применял ракетные боевые средства для рассеивания иррегулярной конницы противника.Об успешном применении русской армией ракет во время войны с Турцией в 1977 году писал генерал Брусилов в своих ««Воспоминаниях».

Определенные успехи были несомненны, но дальнейшего развития ракетное оружие ни в Европе, ни в России не получило. Его быстро обогнала орудийная артиллерия, которая более соответствовала новым тактическим условиям боя. Технические достижения артиллерии во второй половине XIX века привели к тому, что ракета с ее сравнительно малой дальностью полета, слабой меткостью и огневой силой была в 80-х годах снята с вооружения.

Первый по времени наиболее реальный проект ракетного самолета принадлежит Николаю Кибальчичу. К сожалению, он увлекался не только наукой и был казнен в 1881 году, а его проект пролежал в архивах полиции до 1917 года и долго оставался неизвестным ученому миру. За исследованиями Кибальчича следуют, конечно же, теоретические работы нашего гениального Константина Циолковского.

Генерал-лейтенант К. И. Константинов в 1856 году издал в Петербурге свою работу под заглавием «О боевых ракетах». Работа вызвала большой интерес за границей и была вскоре переиздана во Франции и в Англии.

Основная мысль теории Константинова - наиболее успешным является применение ракет, движущихся с большими скоростями в сравнительно короткое время, - была развита наукой и легла в основу нового ракетного оружия, нашедшего массовое применение на фронтах Великой Отечественной войны.

Но это - совсем другая история.

Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.

Источник статьи: Еще раз о немецких инженерах и их чудо-оружии для авиаторов. Тайны раскрываются. .