Опережая время

Живи Леонардо да Винчи в наше время, он бы потеснил Илона Маска, придумал и сконструировал ракету, скафандр, ракетное топливо и улетел покорять космос, ведь для него слова «невозможно» не существовало. Он умело балансировал на грани науки, культуры и техники. Да Винчи стал выдающейся фигурой не только эпохи Возрождения, но и наших дней, хотя почти все его изобретения так и остались только на бумаге.

Набросок вертолета с тем самым винтом из накрахмаленного льна. kulturwest.de

Вертолет

В 1483 году Леонардо впервые попал на службу в Милан, к Лодовико «Моро» Сфорца, фактическому правителю города. Да Винчи работал у него сразу в нескольких ипостасях – как гидротехник, архитектор, художник и скульптор, хотя изначально ехал на должность военного инженера. Сфорца и еще несколько меценатов спонсировали проекты да Винчи до тех пор, пока не нависла угроза войны, потребовавшая от них новых вложений. Оставшись без финансовой поддержки, Леонардо сосредоточился на своих идеях, среди которых главную роль заняли летательные аппараты.

Модель вертолета, предложенная Леонардо да Винчи в XV веке. Фото: Science Museum Group, sciencemuseumgroup.org.uk

Мечта покорить воздушное пространство захватила да Винчи с юных лет. Неудивительно, что он придумал сразу несколько вариантов «машин для воздухоплавания», как он их называл. Единственное, чего не хватало флорентийскому изобретателю, – современных технологий. Его первую модель летательного устройства с несущим винтом называют прототипом вертолета, хотя аппарат больше напоминал автожир. По задумке Леонардо четыре человека должны были приводить в действие винт, выполненный из тонкого накрахмаленного льна.

Изобретатель писал: «Я думаю, что если этот винтовой механизм добротно сделан, то есть сделан из накрахмаленного полотна (во избежание разрывов), и быстро раскручен, то он найдет себе поддержку в воздухе и взлетит высоко».

Идея казалась интересной и перспективной, но даже при большом желании люди не смогли бы создать необходимую тягу для взлета. Эту проблему удалось решить лишь 500 лет спустя. После нескольких неудачных попыток да Винчи отказался от дальнейших разработок в этом направлении, переключившись на летательные аппараты в виде крыла.

Парашют

Казалось бы, зачем в XVI веке парашют, откуда с ним прыгать? Действительно, незачем, если только это не вариант нового средства передвижения. После неудачных опытов с «вертолетом» да Винчи продолжил разрабатывать планирующие аппараты поменьше, среди которых был и парашют.

Парашют да Винчи, sciencesource.com

Один из вариантов эскиза включал в себя принцип «сухого листка», когда человек должен был держать над головой плотную ткань и падать, словно сухой лист с дерева. Поворачиваясь или сгибая правую руку, «парашютист» должен был лететь вправо, поворачиваясь или сгибая левую руку – влево. Точно неизвестно, опробовал ли изобретатель этот вариант на практике, зато он создал проект первого парашюта, который предопределил принципы современных моделей. Рисунок изображал пирамиду высотой около 7,2 м, обтянутую плотной тканью. Вместо строп по углам крепились веревки. Да Винчи заявлял, что если у человека есть тент из плотной ткани, то он может прыгнуть с любой значительной высоты и не разбиться. Большинство прототипов летательных устройств Леонардо проверял на высоте крыши дома, и так, чтобы не видели соседи и зеваки.

В 2008 году пирамидальный парашют воссоздал по рисункам да Винчи и успешно опробовал швейцарец Оливье Тепп, который прыгнул с высоты 650 м и благополучно приземлился без каких-либо повреждений. По его словам, парашют выполнил свою задачу с одной оговоркой – им невозможно управлять.

Прыжок с парашютом, сделанным по моделям Леонардо да Винчи.

Обратите внимание: Что такое время? Давайте рассуждать....

Фото: Laurent Gillieron/EPA/REX, theculturetrip.com

Водолазный костюм

Водолазный костюм да Винчи придумал для венецианцев, которые подвергались постоянным вражеским нападениям с моря. По задумке, непромокаемый кожаный костюм и шлем со стеклянными линзами «подсоединялись» тростниковыми трубками к колоколу с воздухом, который находился на поверхности. В комплект водолаза также входили мешок с песком (балласт), нож, веревка, сигнальный рожок и специальный мешочек для отправления естественных нужд, вшитый в костюм. Чтобы увеличить скорость передвижения под водой, да Винчи предложил использовать перепончатые перчатки, которые стали прототипом ласт для плаванья.

Водолазный костюм, придуманный Леонардо, позволял долго оставаться под водой. mostre.museogalileo.it

Перчатки и костюм были жутко неудобными, но вполне рабочими, в чем убедился спустя пять веков ныряльщик и специалист по подводным съемкам Жак Козан. Он погрузился на дно неглубокого пруда и провел под водой некоторое время. Кстати, Леонардо можно приписать и «прототип морских котиков», ведь диверсанты в его водолазных костюмах должны были незаметно подбираться к вражеским судам и уничтожать их, пробивая днища.

Этот модник-дайвер тоже примерил костюмчик от да Винчи. thedetailedhistory.com

Многоствольные орудия

«Мушкет в форме органной трубы», который наши современники окрестили первым пулеметом, представлял собой 33 огнестрельных ствола (аркебузы), установленных на трех стойках, высота которых регулировалась подъемником на винтовом механизме. Орудия стреляли поочередно, но скорость перезарядки была крайне низкой из-за неудобства конструкции. Леонардо разработал несколько вариантов многоствольных орудий, в том числе и пушечных, где стволы располагались веером для повышения скорости и мощности огня. Не забыл гений и о флоте, придумав проект многоствольной корабельной бомбарды, в которой 16 стволов располагались по кругу. По центру находился механизм, приводящий орудие в действие.

Изучая законы аэродинамики, да Винчи предложил проект килевидных пушечных ядер, которые по форме напоминали современные минометные мины с аэродинамическим корпусом и направляющими крыльями. Идея осталась на бумаге, но в ХХ веке воплотилась в артиллерийские снаряды.

Пулемет, придуманный Леонардо да Винчи. Выставлен в Национальном музее науки и техники Леонардо да Винчи в Милане. Фото: Science Museum Group, sciencemuseumgroup.org.uk

В 2009 году сайт Discovery выпустил цикл фильмов под общим названием «Аппараты да Винчи», в котором авторы воссоздали и протестировали многоствольные орудия на скорострельность, радиус поражения и другие факторы, влияющие на ход сражений. Военные специалисты, участвовавшие в проекте, подтвердили, что для своего времени это был революционный прорыв, хотя недостатков тоже нашлось немало.

Колесцовый замок

Единственное изобретение, которое получило массовое производство при жизни мастера. Схему устройства колесцового замка да Винчи впервые привел в своем труде Codex Atlanticus. Новый механизм огнестрельного оружия высекал искру для воспламенения порохового заряда, придя на смену фитилям. Колесцовый замок заводился с помощью специального ключа, сжимающего пружину. Нажатие на спусковой крючок приводило колесико в движение, опуская курок с кремнием, высекалась искра и производился выстрел. Несмотря на два существенных недостатка механизма – дороговизну и обязательное наличие заводного ключа – он успешно использовался до XVIII века.

Колесцовый замок Леонардо да Винчи, codex-atlanticus.it

Важность этого изобретения сложно переоценить, ведь после внедрения колесцового замка появились новые типы пистолетов. Если раньше недостатки фитильного замка сводили к нулю все преимущества личного оружия, то теперь его стали использовать гораздо чаще. Оружейники даже начали снабжать доспехи разъемами-креплениями для пистолетов.

Пистолет с колесцовым замком, collections.vam.ac.uk

Это лишь малая часть идей Леонардо, которые воплотились в жизнь спустя века. Чего стоят зарисовки первого велосипеда, автомобиля, прожектора, подводной лодки, мины… Придуманные да Винчи устройства для сверления дерева и бурения колодцев стали прообразами современных сверл и бурильных систем. То же касается и экскаваторов эпохи Возрождения, принципы которых внедрены в современной строительной технике. А кто знает, сколько еще великих изобретений появились бы благодаря Леонардо, будь у него современные знания и технологии.

Статья опубликована в журнале «Машины и механизмы» (№184, январь 2021).
Подписывайтесь на наш канал.

Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.

Источник статьи: Опережая время.