ЕВГЕНИЙ ОСКАРОВИЧ ПАТОН (1870—1953)

Красавец мост перекинулся через Днепр в Киеве. Во всей этой 1150-метровой громаде нет ни одной заклепки. Он цельносварной. В этом сооружении — творении Е. О. Патона — как бы слились воедино два дела, которым он посвятил свою жизнь: мостостроение и сварка.

Евгений Оскарович Патон — выдающийся советский инженер и ученый, академик АН УССР, Герой Социалистического Труда. Он родился в Ницце (Франция), в семье русского консула, окончил Политехнический институт в Дрездене (Германия). Но вернувшись в Петербург известным инженером-строителем, автором проекта Дрезденского вокзала, Патон снова сел на студенческую скамью. Спустя год сдав все экзамены и получив диплом инженера путей сообщения, он стал специалистом по сооружению железнодорожных мостов.

Е. О. Патон положил начало советской школе мостостроения и за выдающиеся заслуги в этой области был избран действительным членом Академии наук УССР. А на 60-м году жизни решил... изменить профессию. «Желание послужить делу пятилеток, — говорил он, — после 35 лет работы по мостам толкнуло меня взяться за новое тогда дело в стране — электросварку». Он стал организатором первого в мире Института электросварки в Киеве, который теперь носит его имя. В этом институте Е„ О. Патон разработал новые методы проектирования, расчетов и создания сварочных конструкций. Быстрее, дешевле, надежнее стали строиться каркасы заводских цехов, цистерны и вагоны, паровые котлы и суда, а в годы Великой Отечественной войны — танки. В возрасте 70 лет он изобрел новый способ Сварки под слоем флюса. И сегодня тысячи километров газопроводов свариваются по методу Е. О. Патона.

Удивительную творческую энергию сохранял ученый всю жизнь. В 80 лет он руководит проектированием и строительством первого цельнометаллического моста в Киеве, с которого начался рассказ об Е. О. Патоне и который назван его именем.