Фантастически интересная жизнь митрополита Киевского. Жизнь, полная приключений

Ну прямо можно приключенческий фильм снимать!

Можете Вы представить, что один человек был и митрополитом Киевским и Всея Руси и одновременно кардиналом в Риме?

Исидор, митрополит Киевский и всея Руси, в истории двух ветвей христианства (католической и православной) оставил о себе кардинально противоположные мнения.

В Ватикане его считают героем, неустанным борцом за идею, а в России – интриганом и православным Иудой. Чем Исидор Киевский заслужил почет в Ватикане и унижение на Руси?

Вместо придворной жизни – монастырь

Исидор, живший на рубеже XIV-XV века, родился в небогатой семье в греческом городке Монемвасия. Кто он по происхождению: грек или итальянец – об этом нет точных данных, так же, как и по году его рождения: 1380 или 1390.

Беноццо Гоццоли оставил нам изображение Исидора, номером 4 помечен Исидор, митрополит Киевский

Исидор изображен в капелле Волхвов во Флоренции на фреске в окружении греческих философов и священников.

Будущий митрополит Исидор Киевский получил хорошее гуманитарное образование в Константинополе. Он изучал историю, труды античных философов, интересовался и более точными науками: химией, медициной.

Особенно ему хорошо давалась риторика, он обладал даром оратора, умел говорить красиво и убедительно. Вел активную переписку с правителями и с лучшими умами того времени.

Еще молодому Исидору доверяли редактировать, готовить речи императора Византии и других высокопоставленных особ. Однако блестящее будущее при императорском дворце он решил сменить на монастырскую жизнь, приняв в 1410 году постриг в Пелопоннеском монастыре.

Исидор Митрополит Киевский и кардинал католической церкви

Необходимо отметить, что в отличие от русских монастырей, византийские или римские монахи не отличались аскетичным образом жизни, проповедовали духовные практики, но о воздержании речь не шла. Даже Папы Римские открыто жили с любовницами. Монастыри в XIV-XV веках, скорее, были сосредоточием гуманитарного образования, чем примером праведной жизни.

Главный переговорщик

Став игуменом самого значимого императорского монастыря – Св.Дмитрия в городе Константинополь, Исидор входит в число из самых просвещенных лиц духовной власти. К его мнению прислушивались главы духовной и светской власти. Поэтому церковная карьера Исидора является примером служения государственным интересам Византии.

К 50-м годам XV века Византийское государство переживало глубокий упадок, находясь в турецкой осаде десятилетиями. Пытаясь предотвратить гибель империи, правители Византии пытались примириться с Ватиканом и одновременно искали помощи от католической Европы в борьбе с османскими турками, в том числе, и от набирающей силу Руси.

Ватикан был готов на очередной крестовый поход на турок, но выдвигал свои условия. Православные верующие должны признать верховенство Папы Римского, обе ветви религии (православной и католической) должны объединиться.

Поэтому главным переговорщиком с представителями православной церкви был выбран Исидор. Чтобы получить наверняка поддержку Киева, Москвы и Литовского княжества, его назначают на должность киевского митрополита. Хотя русское княжество давно пророчило на это место своего местного ставленника – епископа Иону из Рязани. Однако русская церковь, находившаяся в этот период в составе Константинопольского патриархата, была обязана подчиняться ему.

Слева: саккос Исидора, дар папе Евгению IV, справа: ватиканский служебник Исидора

Единственной целью митрополита Исидора Киевского была задача склонить православных к участию во Вселенском Соборе по объединению церквей, что должно было быть подкреплено принятием особого документа – флорентийской унии.

Русичи – против

Новый митрополит киевский и всея Руси был встречен местной властью холодно. Правивший в то время великий князь Московии Василий II, прозванный Темным (позже потерял зрение), был категорические против флорентийской унии. Русская церковь стояла незыблемо за соблюдение православных традиций в богослужении, отвергая католические нововведения. И самое главное, церковные налоги должны были оставаться на месте, а не отправляться в Рим.

Блестящий дипломат Исидор все-таки сумел уговорить великого князя. Он заверил его в том, что все действия предстоящего Собора направлены против западных еретиков.

Василий II, получивший от Исидора обещание быть верным православным традициям, дает разрешение на участие митрополита в Соборе, собирает ему свиту, денег, большой обоз с подарками. Отпуская, князь попросил митрополита не привносить оттуда ничего нового и чужого, стоять за истинное православие.

Патриот своей родины, а не православия

Добираясь до Флоренции целый год, Исидор посетил по пути множество русских городов (Новгород, Псков, Тверь и др.), где проводил службу в храмах. И проявил себя истинным патриотом своего отечества, отстаивая интересы греко-римского католичества.

Он стремился больше в католические храмы, даже в православных церквях проводил службу на римский манер, по западным обрядам.

Уния на Ферраро-Флорентийском соборе, состоявшемся в 1438-145 годах, принималась тяжело.

Флорентийская уния 1439 г. — соглашение между представителями католической и православной церквей, заключенное на Ферраро-флорентийском соборе 1438—1445 гг., на условиях признания верховенства папы над всеми христианами в обмен на обещанную помощь в отражении османской агрессии против Византии.

Представители нескольких восточных православных церквей, а также сами греки, выступили против. Даже члены делегации от Московии, прибывшие с Исидором (епископ Авраамий, послы Фома и Симеон) категорически отказывались подписывать унию.

Обратите внимание: Цифровая диктатура в Китае. У миллионов людей слишком мало шансов иметь возможность жить нормальной жизнью.

В итоге Авраамия посадили в тюрьму, а двое других сбежали из города.

Участник собора, Сильвестр Сиропул так описывает его итог флорентийского собора:

Греки знали, что орос подписан императором, подписали и они. Знали и латиняне, что он подписан греками и папой, подписали и они. При этом большинство даже не знало, что в нём написано. Ведь кроме немногих из латинян и греков, которые изучили орос, или тех, кто оказался рядом, когда его писали, большинство не знало о его содержании. И когда собирались подписывать, ни среди греков орос не был прочитан ни перед подписанием, ни сразу после, ни среди латинян. […] Так был составлен орос, и таким было знание епископов о его содержании, и таковы были хитрости и интриги для достижения этого. Пусть желающие решат, нужно ли считать такой орос постановлением Вселенского собора, и нужно ли таким образом совершившееся объединение принимать как истинное и безусловное единство, и противоречат ли соборному решению те, кто не принимает объединение и орос

Когда разобрались с несогласными, флорентийскую унию подписали, объявив объединение восточного православия с католическим, признав верховенство Папы, узаконив ряд догматических нововведений католиков.

Флорентийская церковь Санта Мария дель Фьоре, в которой была подписана Флорентийская уния

За такую работу Папа Римский дал Исидору, как главному переговорщику, сан кардинала римской церкви, назначил своим посланником на литовской, ливонской, польских и русских землях, входивших тогда в состав Киевской митрополии.

Изгнание еретика со всея Руси

Возвращаясь на русскую землю, Исидор всем рассылал победоносные грамоты об унии, служил как католические мессы, так и православные. И даже разрешил православным и католикам вместе посещать одни церкви. Но народ этого не понял и не принял.

На службе в московском Кремле Исидор, возносивший имя Папы Римского, шокировал русских священнослужителей. Князь Василий II, назвав митрополита еретиком и лжепастырем, приказал заточить его в Чудов монастырь и повелел каяться.

Из монастыря Исидору удалось сбежать, князь, узнавший об этом, особо и не расстроился. Это помогло ему избежать международного скандала. В Италии беглый митрополит был встречен как герой, истинный борец за веру и получил статус кардинала Рутенского.

Вышло все наоборот

Вернувшись в родной Константинополь, Исидор удивился, что унию там так и не приняли, да и турецкое иго не удалось сломить. Султан Магомет II, вступивший в Константинополь, первым делом приказал принести ему голову Исидора. Как ему удалось избежать смерти, версии разнятся. Вроде как Магомету подали чужую главу в шапке кардинала, то ли Исидор себя выкупил, то ли спасся благодаря деньгам знакомого генуэзского купца.

Экс-митрополит всея Руси уехал в Италию. Позже он получил от Папы Римского чин титулярного патриарха Константинополя. В этом статусе он даже пытался обратить в свою веру турецкого султана и писал ему письма. Он горел желанием возродить Византию, даже стал собирать средства на свою армию, чтобы пойти крестовым походом против мусульман.

Но смерть помешала его грандиозным планам: он умер в 1463 году. Был с почестями, как национальный герой, похоронен в базилике святого Петра в Ватикане.

Исидор стал последним неместным митрополитом в истории русской православной церкви. На нем закончилось время, когда наши первые духовные лица назначались то в Греции, то в России или Литве. Это вело к беспорядкам, ведь бывали периоды, когда на Руси были сразу одновременно по 2-3 митрополита.

Деятельность митрополита Киевского Исидора для всея Руси оказалась полностью противоположную той, что он планировал. Все его усилия по объединяющей флорентийской унии, полное непонимание им русских православных, а также падение Византии, наоборот, лишь ускорили обретение русской церковью автокефалии – независимости.

Как Вам фигура киевского митрополита?

Александр VI Борджиа главный грешник Церкви.

Папа Римский Юлий II величайший понтифик в истории?

Ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал, я рассказываю как люди живут в Италии.

Читайте о великих и знаменитых итальянцах у меня на сайте.

Гуляйте со мной онлайн по Риму и Италии, мой инстаграм Sv_sinitsa

Светлана Синица гид в Риме

#история #религия философия наука #папа римский #флоренция

Еще по теме здесь: Новости науки и техники.

Источник: Фантастически интересная жизнь митрополита Киевского. Жизнь, полная приключений.